Опубликовано в Gazeta.Ru от 17-08-1999 (Выпуск No 116)
Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/17-08-1999_beer.htm


Дэвид Хоффман, Washington Post. Подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru>
Год после обвала

Символ очаковского пива - бородатый, зажиточный с виду русский мужик, с выжидательной улыбкой глядящий на светлое пиво. В случае с Очаковской пивоварней символ отражает реальность.

Завод работает круглосуточно и планирует в течение года удвоить объем продукции - до 118 миллионов галлонов семи типов пива. "В России стало прибыльно производить пиво, к тому же оно становится модным, - говорит вице-президент пивоварни Инна Кочетова. - Молодежь больше не пьет водку".

Подъем продажи пива - небольшой образец того, как девальвация рубля год назад преобразовала ландшафт беспокойной российской экономики. Обвал рубля и последовавший экономический кризис были подобны лесному пожару, опалившему все и вся. Теперь из пепла растут новые побеги деловой активности.

Для любителей пива обвал рубля сделал импорт недоступно дорогим, поскольку на иностранные товары теперь нужно было гораздо больше рублей. Спрос на русское пиво вырос чрезвычайно, поскольку его цена мало изменилась. Импортное пиво, когда-то составлявшее половину рынка, теперь охватывает всего 10 процентов. В других секторах, от колбасы до автомобилей, отечественная продукция начинает заполнять провал, оставленный исчезновением импортной продукции.

После многих лет промышленного угасания и постсоветской экономической ситуации, сравнимой разве что с Великой Депрессией, оживающие фабрики вселяют некоторую надежду на будущее России. Подъем мировых цен на нефть также обеспечивает дополнительный импульс, поскольку Россия - ведущий производитель нефти. "Баланс плюсов и минусов сейчас в пользу России", - считает бывший министр экономики Евгений Ясин.

Девальвация рубля 17 августа 1998 года была разрядом грома, вроде бы развенчавшая одно из немногих достижений Ельцина - стабильность валюты и подавление гиперинфляции начала 90-х годов. Однако многие эксперты считают, что девальвация была неизбежна; она обозначела важный поворотный пункт в процессе короткого и бурного опыта России пробиться к рыночной экономике. Рубль был девальвирован с 6 рублей (год назад) до примерно 25 рублей за доллар (сейчас). Россия также объявила дефолт по примерно 40 миллиардам долларов в краткосрочных высокоприбыльных облигациях, известных как ГКО.

Многие экономисты считают, что удержать рубль в условиях азиатского экономического кризиса и падения цен на нефть - типичный двойной удар - было невозможно. "Обвал рубля - это лучшее, что случилось в этой стране, - говорит живущий в Москве банкир Эрик Краус. - Переоцененная валюта - прямой путь к катастрофе. Когда я приехал, Москва была дороже Осаки или Цюриха. Россия - бедная страна, и так быть не должно. Переоцененный рубль означал, что ввозить товары очень выгодно. Нет смысла реструктурировать промышленность, когда можно то же самое ввезти за четверть цены".

При том, что многие производства оживают, финансовый сектор страны остается в плачевном состоянии. "До девальвации, - говорит Краус, - здесь не было никакого контакта между финансовым сектором и реальной экономикой. В отличие от краха на Уолл-стрит в 1929-м, который разрушил реальную экономику, здесь этого не было. Русский финансовый сектор не предоставлял капитал для промышленности".

С точки зрения долгосрочный проектов, Россия остается парией на рынке мирового кредитования. Она объявила дефолт по внутренним долгам и не держит обещания расплатиться с советским внешним долгом - часть которого сейчас реструктурируется. Нынешним летом, видимо, стране удалось избежать суверенного дефолта. Но некоторые аналитики считают, что российским предприятиям и правительству рано возвращаться к займам.

"Типа как не давать детям играть с заряженным оружием, - говорит Краус. - Большая часть денег вкладывается не так или просто крадется. Я не думаю, что в нынешних условиях они смогут правильно распорядиться легкими деньгами из-за границы".

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.