Опубликовано в Gazeta.Ru от 10-08-1999 (Выпуск No 111)
Оригинал: http://gazeta.ru/internet/10-08-1999_rle.htm


Александр Гагин, <gagin@rinet.ru>
Вскрытие информации

Сеть обмена баннерами RLE, которую по праву можно назвать лидером среди российских баннерообменных систем, сделала принципиально новый шаг, открыв подробную статистику по аудитории сайтов-участников. Это - важнейшая из новинок, включающих новый дизайн сервера, каталог сайтов с подробными описаниями и четыре типа рейтингов участников: по числу показов, размеру аудитории, ее стабильности и вовлеченности (если смысл первых трех показаталей достаточно очевиден, то под последней имеются в виду средняя продолжительность пользовательской сессии, средняя продолжительность просмотра одной страницы и среднее число страниц, просматриваемых пользователем за сессию). Таким образом у рекламодателя появилась возможность планировать рекламную кампанию, основываясь на довольно подробной фактической информации.

Нововведение вызвало безусловно положительную реакцию у онлайновых рекламных агентств. Например, Мария Грачева, директор агентства "Прорыв" сказала, что "технику получения этих цифр мы еще будем обсуждать, думаю, но одно можно сказать точно - с сайтами-участниками РЛЕ стало существенно проще работать". Однако и на солнце есть пятна, - и раскрытие аудиторной статистики имеет отрицательные стороны.

Во-первых, многие участники регистрируют в системе один сайт, а баннеры показывают на нескольких: таким образом в аудиторной статистике этому сайту приписываются не его показатели, а среднее по нескольким сайтам. Те же проблемы вызывает обратная ситуация: когда сайт показывает баннеры RLE не напрямую, а через внутренний механизм вместе с баннерами из других источников. Тогда, соответственно, не считается посещаемость всего сайта, а только ее доля, пропорциональная доле баннеров RLE. Таким образом, приписываемые сайтам-участникам RLE показатели не обязательно относятся к этим сайтам - это лишь данные по тем рекламным объемам, которые показывает этот участник на наборе собственных сайтов.

Во-вторых, RLE открыла в публичный доступ эти данные, не спросив явным образом согласия всех участников. И хотя большинство крупных участников, мнение которых я узнал, считают открытие аудиторной статистики положительным моментом, но есть, разумеется, и те, кого такое поведение не приводит в восторг. Представьте себе, что стоматолог вывесит на дверях своего кабинета фотографии и описания состояния зубов всех своих пациентов - поименно. Будет ли такой поступок этичен? Я считаю, что нет - раскрытие информации о ком-то без его согласия является дурным тоном. Формально RLE имела право так поступить, поскольку в условиях предоставления услуги, сообщаемых при регистрации, сказано в пункте 9: "Администраторы Russian LinkExchange сохраняют за собой все права на владение и использование ... любой другой информации, полученной в результате обмена баннерами". Однако часто ли вы читаете подробно условия разнообразных лицензий, появляющихся на вашем экране? Я, например, исхожу из предположения, что могу доверять поставщикам программ и услуг, пока они не продемонстрировали обратного, - и потому они не напишут в лицензии ничего такого, на что я не согласился бы. Не припомню случая, чтобы я разочаровался в такой политике. Думаю, что и большинство участников RLE не помнит, что давало право сети на публикации побочной информации о них, полученной в результате обмена баннерами. Однако эта сеть не просто воспользовалась информацией - она использовала ее худших возможным образом: опубликовала во всеобщий доступ, где данные об участниках смогут прочитать и их конкуренты. Больше, прямо скажем, настолько подробная информация не нужна никому - только рекламным агентствам, рекламодателям и конкурентам. Причем осведомленность первых для сайтов важна, а вот вторых - вряд ли. Но ведь доступ агентствам можно открывать специально - зачем давать эти цифры всем подряд?

О порядочности шага RLE можно спорить - и общее мнение вряд ли будет найдено. "RLE считает себя вправе опубликовать статистику, если на это нет явного запрета от владельца сайта", - ответил в ответ на мой вопрос руководитель проекта Антон Воскресенский. Однако я полагаю, что раскрывать не имеющую прямого отношения к обмену информацию об участниках, не спросив их разрешения в явном виде, - непорядочно.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.