Опубликовано в Gazeta.Ru от 17-03-1999 (Выпуск No 012) Оригинал: http://gazeta.ru/health/17-03-1999_spid.htm |
Если Вам довелось просмотреть очередную голливудскую "нестрашную страшилку" про вампиров с лаконичным названием "Блэйд", то возможно, Вы обратили внимание на рассуждения медицински образованной соратницы Уэсли Снайпса о лечении генетических болезней при помощи вирусов вообще и ретровирусов в частности. О вирусном переносе генов в организм человека, помнится, долго и мудрено разглагольствовала и всемирно знаменитая ФБР-овская парочка из "Секретных материалов". В отличие от творческих изысков сценаристов этих фильмов, такое использование вирусов медициной – вполне реальный факт.
Впервые генетически модифицированные ретровирусные частицы послужили на благо человека еще в 1990 году. Тогда, группа медиков из Бетезды (США) использовала ретровирус, нагруженный человеческим геном. Он был введен в клетки 4-летней девочки Ашанти ДеСильва, медленно погибавшей из-за наследственного иммунодефицита. Причиной иммунодефицита был дефектный ген ADA, унаследованный ребенком от родителей. Видоизмененный учеными ретровирус должен был доставить в организм Ашанти нормальную копию именно этого гена. Альтернативы у врачей не было: попытки помочь девочке другими способами потерпели крах. Этот же эксперимент оказался удачным: в конечном итоге вирус благополучно доставил нужный участок ДНК в организм пациентки. И иммунодефицит отступил. С тех пор количество подобных проектов лечения разных болезней стремительно росло, быстро "перевалив" за сотню. Исследователи привлекали "к работе" все большее количество микробов из разных семейств: активно апробировались ретровирусы, аденовирусы, вирус простого герпеса и проч.
В принципе, искусственное использование вирусов в качестве переносчика генетической информации закономерно – ведь в природе вирусы постоянно и бесконтрольно именно этим и занимаются. Вторгаясь в клетки человека, вирус стремится встроить свои гены в молекулу ДНК хозяина. Результатом такой молекулярной интеграции часто бывает гибель клеток, т.е. развитие болезни. Говоря образно – дикие вирусы внутри клетки ведут себя как банда мародеров в торговом центре, лишенном охраны.
Иное дело вирусы искусственные. Современные биотехнологии позволяют вырезать из генома дикого вируса наиболее "вредные" участки ДНК, а на их место внедрить полезные фрагменты генов человека. Такой генный инжиниринг может превратить "мародера" в безобидного курьера. Говоря языком молекулярной генетики – в вектор. В настоящее время именно с векторной коррекцией генетических дефектов ассоциируются будущие победы медицины над многими неизлечимыми болезнями, как наследственными, так и инфекционными.
Из всех до последнего времени использовавшихся вирусных векторов самыми эффективными были, пожалуй, видоизмененные ретровирусы. На то есть объективные причины, сокрытые в их генетических особенностях. По крайней мере, не менее 70% всех медицинских генноинженерных проектов, базирующихся на использовании вирусных векторов, предполагают участие именно ретровирусов. А к этому семейству относится и вирус иммунодефицита человека (ВИЧ).
Он-то и стал объектом молекулярных манипуляций группы ученых из Salk Institute for Biological Studies in La Jolla (Калифорния, США). Исследователи эффективно "обезоружили" вирус, удалив из его РНК 2/3 генов, отвечающих за развитие СПИДа. Затем в этот свежеизготовленный вектор внедрили человеческий ген, кодирующий белок CD34. Этой генно-инженерной конструкцией были инфицированы лабораторные мыши. Замысел ученых был прост: если клетки мышей смогут вырабатывать белок CD34, значит "прирученный" ВИЧ выполнил свою задачу – встроил человеческий ген в ДНК мышей. Результаты превзошли все ожидания: около 10-15% мышиных клеток вырабатывали белок CD34 даже спустя полгода! А это не мало.
Использование "обезвреженного" варианта ВИЧ открывает новые возможности в лечении тяжелых наследственных болезней крови; например, гемофилии. Еще более заманчиво выглядят перспективы терапии опасных болезней, в ходе которых гибнут высокодифференцированные клетки – нейроны мозга, печеночные клетки и т.д. Дело в том, что многие вирусные векторы предпочитают внедряться в активно делящиеся клетки. А поскольку нейроны и другие высокодифференцированные клетки практически не размножаются, эти векторы оказываются бесполезными. Модифицированный ВИЧ мог бы решить эту проблему. Самая любопытная перспектива – использовать этот вирус для лечения… СПИДа. По крайней мере, теоретически это возможно. А практически - почему бы и нет? Не зря ведь существует поговорка: "клин клином выбивают".
Однако потребуется еще немало времени, чтобы "перевоспитанного" киллера официально допустили к лечению человеческих болезней. Есть немало объективных причин для беспокойства. Чтобы доказать безопасность этого метода нужны серьезные исследования с учетом отдаленных последствий для организма.
"Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача".Что ж, похоже, эта идея, высказанная когда-то Мичуриным, стала девизом для науки ХХ-го столетия. Правда, высказывание великого реформатора естественной флоры неплохо было-бы дополнить: брать их следует очень аккуратно. Хочется верить, что этому человечество уже научилось.
Анекдот:
- Доктор, меня колики замучили
- Вам нужно на ночь выпивать стакан молока с медом
- Но ведь год назад вы мне категорически
запретили пить на ночь!
- Батенька! За прошедший год медицина шагнула
далеко вперед!
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
Gene Therapy - An OverviewThe Institute for Human Gene Therapy
The American Society of Gene Therapy
International Centre for Genetic Engineering and Biotechnology
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |