Опубликовано в Gazeta.Ru от 15-03-1999 (Выпуск No 010) Оригинал: http://gazeta.ru/editor/15-03-1999_rif.htm |
|
На мой сугубо личный взгляд, нынешний форум был самым удачным и осмысленным за всю историю мероприятия. Дело тут не в ажиотажном потоке заявок на участие, не в программе докладов и секций, даже не в готовности спонсоров спонсировать, невзирая на кризис, дефолт и спад продаж. А прежде всего дело в том, что русский Интернет явился моим глазам не как авангардистская тусовка (© А.Ю. Себрант, 1997), или междусобойчик страшно далеких от народа околопровайдерских кругов. Русская Сеть предстала на этом Форуме объективной реальностью, данной в ощущении не только нам - ее обитателям, строителям и пользователям, - а вообще. У меня впервые сложилось ощущение, что Интернет в России - полноценная и жизнеспособная промышленность. Перспективы которой легко оценить, если вспомнить такую, например, статистику из новейшей истории:
В США в 1946 году было продано 10000 телевизоров и только 16000 - в следующем. Но вот перейден определенный порог, и в 1948 году их число достигает 190000. В последующие годы оно постоянно растет и в 1955 году составляет 32 миллиона. Чем больше покупали телевизоров, тем больше вкладывали денег в создание телепрограмм, а это, в свою очередь, стимулировало продажу телеприемников.
Вся предшествующая история российского Интернета - и, в частности, недолгая одиссея его информационных ресурсов - может быть определена одним коротким, но вмещающим бесконечность, словом: "ожидание". Российский Интернет ждал своего 1948-го года. И, кажется, дождался.
На чем основано это мое - повторяю, сугубо личное, - ощущение? Какие события, встречи или доклады прошедшего РИФа навели меня на столь оптимистическую оценку спустя полгода после известных событий, поставивших половину русского Интернета на грань если не банкротства, то удручающей бедности? Кстати о ней: в связи с кризисом руководство РОЦИТа минувшей зимой даже ставило вопрос о возможной отмене РИФа, дабы не выглядеть устроителями пира во время чумы; о ту же пору отменилась намеченная на декабрь 1998-го вторая конференция "Интернет-Маркетинг", и добрая половина ежегодных компьютерных выставок оказалась либо свернута, либо отложена до лучших дней. Конечно, время - лучший лекарь, а полгода - срок немалый по виртуальным нашим меркам. Но список убитых кризисом сетевых начинаний и подробную опись потерь русского Интернета в живой силе и технике еще предстоит составить историкам этого рынка... Так что любители мрачных прогнозов могут найти в хронике последнего полугода массу подтверждений для своего пессимизма и скепсиса. У меня же нет решительно никаких пригодных для публикации выкладок, способных послужить доказательством обратной тенденции. Весь мой оптимизм основывается на чисто субъективном впечатлении, которое оформилось за 72 часа, проведенных между баром, бассейном, столовой и бильярдом пансионата "Лесные Дали"... Однако впечатление это - сильней любых рациональных выкладок. Мне показалось, что русский Интернет - дождался. Дождался если не живых денег и многомиллионной аудитории, то, по крайней мере, психологического ощущения перелома. Нового отношения к самим себе, своим проектам, рынку и бизнес-плану. Это слышно было в интонациях, в строении фраз, произносимых в докладах и в кулуарах, в характере тех договоренностей, которые там заключались.
Одним из важнейших, на мой взгляд, признаков совершившегося перелома - и, возможно, единственным, поддающимся внятному обозначению - стало исчезновение недавно еще столь частых в русской Сети признаков пресловутой "непродуктивной конкуренции". Этим термином, позаимствованным из учебников по теории менеджмента, Норвежский Лесной пару лет назад обозначил долгую эпопею разборок, взаимных претензий и информационных бойкотов, отнявших у строителей русской Сети немало времени и душевных сил, достойных лучшего применения. Такие разборки, споры и ссоры, имеющие внешние признаки борьбы за потребителя (как на "настоящем", состоявшемся рынке), на самом деле связаны были с отсутствием реальной востребованности у русских сетевых ресурсов и сервисов.
Легко поставить себя на место создателей таких проектов. Год, два или три они вложили в сетевую раскрутку своих начинаний. Добились успеха, известности, бурного роста - то есть профессионально вполне преуспели. А по деньгам - скопили долгов, без явных перспектив их покрытия. Кто не задолжал кредиторам, партнерам, друзьям, банкам, крыше - тот задолжал канальным операторам за исходящий траффик... В какой-то момент перед каждым заметным агентом российского контент-рынка встал вопрос: what went wrong? Почему не сбылись ожидания?! Легкое объяснение могло бы состоять в том, что Интернет не оправдал надежд. Но он ведь оправдал, вроде. По статистике АО Релком, в период с 1993 по 1997 год численность российских пользователей ежегодно удваивалась. В 1998-м заговорили уже о миллионе человек (сегодня, по общей оценке, этот рубеж уже преодолен). И собственная посещаемость сайтов, созданных в 1994-98 годах, тоже росла сравнимыми темпами. И внимание внесетевой ("офлайновой") публики к Сети с каждым годом усиливалось. Это, кстати, можно даже доказать с помощью цифр. Не поленимся и докажем, сравнив число упоминаний слова "Интернет" в разное время в публикациях центральной и региональной российской прессы:
Период | Центр. СМИ | Регион. СМИ | Итого |
1995 | 76 | 2 | 78 (6,5/мес) |
1996 | 580 | 58 | 638 (53,2/мес) |
1997 | 1681 | 544 | 2225 (185,4/мес) |
1998 | 3312 | 1314 | 4626 (385,5/мес) |
01.01-15.03.1999 | 739 | 331 | 1070 (428/мес) |
Для оценки использовалась база СМИ информационно-поисковой системы Артефакт |
Не знаю, проводил ли кто-нибудь из русских Интернет-деятелей такие вычисления (даже если кто-то у нас и отправлялся по стопам Win Treese, результаты таких изысканий мне пока в отечественной сетевой прессе или переписке не попадались). Но любые цифры - всего лишь иллюстрация того, чего на моей памяти никто из профессионально занимающихся Интернетом людей до сих пор не оспаривал: Сеть - это перспективное направление развития, она растет быстрыми темпами, и рост этот в ближайшие годы не замедлится. Спрос на доступ к ресурсам Интернета среди физических и юридических лиц определяется постоянно растущим значением информации в жизни современного общества, а никаких признаков изменения этой тенденции в последнюю пару тысячелетий не наблюдалось. Следовательно, направление движения для всей всей отрасли - одно, единственное: вверх, к новым высотам и победам. Так почему же нет денег? - спрашивали себя первопроходцы инфорынка и постепенно начинали от таких гаданий нервничать.
Вот тут-то им под горячую руку и попадались конкуренты - спасительный "внешний враг", который неизменно приходит на выручку человеку, не сумевшему рационально осмыслить свое положение. На внешнем враге всегда можно выместить любую обиду, на его происки можно списать не только собственные просчеты, но и любой форс-мажор, вроде низкой покупательной способности твоей целевой аудитории. Именно такая мыслительная схема лежала в основе "непродуктивной конкуренции", отравлявшей жизнь многим профессионалам русского Интернета в последние полтора года. Именно здесь стоит искать корней абсолютно нелепой и бессмысленной межкорпоративной вражды в русской Сети. Вражды, замешанной на страстях совершенно шекспировского размаха, но полностью лишенной любых экономических оснований. Не стану утомлять читателя (и зря расстраивать себя) пересказом бесконечного перечня склок, взаимных обвинений, обид, бойкотов, оскорблений и разоблачений, служивших фоном для развития русского Интернета до самого последнего времени. Ограничусь констатацией увиденного на Российском Интернет-Форуме.
Из тамошних бесед, встреч и обсуждений мне стало совершенно отчетливо ясно: времена "непродуктивной конкуренции" остались позади. Их сменила совершенно иная эпоха - всеобщего сотрудничества, взаимодействия, объединения и перекрестного контент-партнерства. Куда-то в одночасье девались все недавно действовавшие в русской Сети запреты на взаимные ссылки и упоминания между ресурсами сходной направленности. Даже священное для традиционных СМИ представление об эксклюзиве оказалось похерено под натиском всеобщих портальных амбиций. Формула "бесплатная информация в обмен на ссылку" сменила до недавних пор еще незыблемую в РУНЕТе сетевую разновидность доктрины чучхэ, при которой каждый создатель инфоресурса мечтал заманить читателя к себе на сайт и запереть его там навеки, подальше от пагубных соблазнов альтернативы. Серверы, созданные по заветам северокорейского лидера, сами себя рекламировали и сами на себя ссылались, рассчитывая таким способом заработать для собственных проектов репутацию единственного в русском Интернете... Эта модель, отброшенная пару лет назад создателями таких американских ресурсов, как C|Net, ZDNet и Wired, сегодня выброшена на помойку и в России. Теперь у нас всякий создатель оригинального контента норовит поставлять свой продукт на популярные сайты за бесплатно, видя в этом способ окучить чужую площадку и достучаться до чужой аудитории - вместо призрачной надежды на посетительский самотек или наличный платеж от разбогатевшего коллеги. Причем одна и та же структура в рамках подобных контент-партнерских отношений может выступать одновременно и донором информации на посторонние сайты, и акцептором чужих новостных потоков. Свой контент меняется на чужой траффик, под который можно дальше привлекать новый контент... Если этот номер давно и успешно работает с поисковыми машинами, то отчего же не применять его к новостным потокам? Естественное в этой ситуации возражение дежурного параноика связано с возможностью пожирания одних ресурсов другими. Но покуда никто ничего подобного не наблюдал ни в российской, ни в заокеанской части Паутины, такими опасениями уместно делиться разве что с лечащим врачом.
Контент-рынок так устроен, что каждый его участник заинтересован в росте и развитии чужих ресурсов, а не в постепенном схлопывании всей Паутины до размеров одного сайта, сколь угодно крутого, красивого, актуального и навороченного. Если бы такое схлопывание было где-нибудь возможно, кроме все той же Северной Кореи или Ирака, то последнему оставшемуся сайту пришлось бы повторить судьбу десятого негритенка (он же бэбиситтер у Агаты Кристи, он же Татьяна Друбич в известной экранизации). А значит, у тружеников русского Интернета нет иного пути, кроме как приумножать траффик и контент друг друга, без оглядки на номинальную конкуренцию... Но это все - трюизмы и банальности, давно доказанные заморским опытом. Куда важней и отрадней другое: готовность всех сколько-нибудь заметных русских Интернет-деятелей к такому сотрудничеству. Поскольку я не умею верить в коллективные прозрения, то склонен предположить: переход от "непродуктивной конкуренции" к полноценному сотрудничеству вызван причинами объективными. Русский Интернет дождался своего часа, и на праздные пикировки ни у кого просто не осталось лишнего времени. Враги больше никому не нужны. Нужны союзники, нужны партнеры. И известно, где их искать.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |