Опубликовано в Gazeta.Ru от 20-05-1999 (Выпуск No 053)
Оригинал: http://gazeta.ru/dossier/20-05-1999_cunnes.htm


Кузнецов Сергей
Каннский кинофестиваль

История и современность

Хронологически Канны не были первыми: первой была Венеция. На дворе были тридцатые годы, в Италии у власти был Муссолини, и Венецианский кинофестиваль замышлялся как демонстрация силы и славы фашистского режима. Во Франции, чувствующей, что тучи сгущаются, возникла идея противопоставить фашистскому кино - кино, так сказать, "свободного мира". В 1939 году все уже было готово - и тут грянула мировая война. И первый Каннский фестиваль оказался отложен на семь лет, до 1946 года. Тогда и состоялся первый Каннский фест, причем не как мы привыкли - весной, а в бархатный сезон - осенью.

Шло это все не очень гладко: например, в 1948 и 1950 годах просто не хватило денег на проведение фестиваля, а дворец, построенный к фестивалю 1947 года, почему-то протекал. Но постепенно все наладилось - с 1951 году фестиваль стали проводить весной, американцы стали присылать фильмы, с 1955 года Grand Prix International был переименован в Palme d'Or - "Золотую Пальмовую Ветвь", а с 1959 года журналистам стали показывать фильмы днем, еще до официального показа - чтобы они могли составить свое мнение о фильмах.

Думается, это решение было одним из важнейших - потому что до сих пор именно журналисты во многом создают славу фестивалям. Впрочем, возможно, у представителей других профессий есть на эту тему своя точка зрения: вероятно, кинобизнесмены скажут, что куда важнее, что в 1961 году открылся первый Международный Кинорынок.

К концу шестидесятых Канны стали респектабельным буржуазным фестивалем - с развитой инфраструктурой, отработанными механизмами и умело режиссируемой интригой. За двадцать с лишним лет высшие призы получили такие фильмы, как "Летят журавли", "Веридиана", "Леопард", "Шербургские зонтики", "Мужчина и женщина" и "Блоу ап" - но среди двух с лишним десятков фильмов были картины, названия которых ничего не говорят сегодня среднему любителю кино. Гроза грянула на Двадцать Первом фестивале, в 1968 году, когда Годар и его друзья прикрыли Каннский фестиваль - за буржуазность. Революция стояла на пороге, и лидеры "новой волны" требовали реформировать кино - кстати, в направлении того, что происходило тогда в СССР.

На следующий год фестиваль, разумеется, снова состоялся. Дополнением к нему стал The Directors' Fortnight - "Двухнедельник режиссеров" - параллельный показ фильмов, организованный созданным в 1968 году Обществом Кинорежиссеров. Так Канны приобрели устойчивую биполярную структуру: залог развития и успеха. Оставалось только ее развивать и корректировать.

Еще один важнейший шаг в этом направлении был сделан в 1978 году, когда Жиль Жакоб, только что назначенный главным отборщиком фильмов, создал внеконкурсную секцию "Особый взгляд" - Un certain regard. С тех пор в Каннах проходят три фестивальных показа: конкурс, "Двухнедельник режиссеров" и "Особый взгляд". Таким образом картина современного кинематографа, формируемая в Каннах, оказывается как бы стереоскопичной, позволяя показать сразу несколько тенденций. Именно в дополнительных секциях часто показывают фильмы, имеющие шанс стать "культовыми" или "модными", - иными словами, слишком смелые и шокирующие для конкурса. Правда, последние годы система начинает отказывать - например, "Криминальное чтиво" и "Идиоты" шли в конкурсе.

Говорят, что моду ездить в Канны завел у "новых русских" Сергей Шолохов - как бы то ни было, после перестройки Каннский фестиваль стал подробно освещаться в отечественной прессе, так что интересующимся было нетрудно, не покидая Москвы, составить представление о том, что происходит на набережной Круазетт и во Дворце Фестивалей.

В этом году в Каннском конкурсе собрана настоящая коллекция режиссеров: Педро Альмадовар, Марко Беллоккио, Лео Карракс, Чен Кайге, Этом Эгоян, Питер Гринуэй, Джим Джармуш, Такеши Китано, Дэвид Линч, Мохсен Махмальбаф, Маноэль де Оливейра, Артуро Рипштейн, Тим Роббинс и Александр Сокуров. Впрочем, почти полное отсутствие новых имен может и насторожить - мы очень любим Альмадовара, Гринуэя и Линча, но вряд ли приходится ждать от них чего-нибудь нового.

Впрочем - поживем, увидим. Результаты будут объявлены 23 мая. Читайте Газету.Ру.

Сеть

  • Yahoo! Full Coverage: 1999 Cannes Film Festival - как всегда: список ссылок и, главное, свежих новостей. Информационные источники от Рейтера и БиБиСи до какого-нибудь Panafrican News Agency.

  • Festival International du Film de Cannes - официальный сайт каннского фестиваля на английском и французском языках. Вся официальная информация, которую вы хотели бы узнать.

  • Film Scouts on the Riviera: Cannes 1999 - одно из старейших мест, посвященных Каннскому фестивалю: рецензии, дневник, официальная информация, мультимедиа и так далее.

  • Film.com: Cannes '99 - ежедневный дневник от первого лица.

  • Los Angeles Times: 1999 Cannes Film Festival - просто набор статей, в том числе - из новостных агентств.

  • Roger Del Rio's Cannes Photographs - фотографии с 16 фестивалей от 1978 до 1997 года.

  • Каннская страница в Internet Movie Datebase - список обладателей Золотой Пальмовой Ветви по годам с их полной фильмографии.

  • Variety: Cannes Central - а вот по этому адресу только данные о предыдущем фестивале. По крайней мере - пока.

    Пишите нам: info@gazeta.ru
    Copyright © Gazeta.Ru
    RRU_Network
    При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.