Опубликовано в Gazeta.Ru от 02-03-1999 (Выпуск No 002)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/02-03-1999_voskres.htm


Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru>
И воскресенья не будет?

Студия "Кармен Пермьер" совместно с шведской компанией Maywin Media AB проводит в Москве минифестиваль "Кино без границ". Фестиваль растянут во времени: примерно раз в месяц выстреливает новый фильм, идущий по кинотеатрам и выходящий потом на видео. Первые два залпа были отменные: "Фейерверк" Такеши Китано и "Забавные игры" Михаэля Ханеке. Третий фильм - "Кровь с молоком" - уступает первым двум по синефильской известности, но, возможно, превосходит в коммерческом потенциале: как Китано и Ханеке, молодой Адам Бернстайн снимает фильм о насилии - но работает при этом с вполне любимым народом жанром "черной комедии".

Молодой Гарри живет вместе со своей матерью, так сильно опекающей его, что даже выключатель от настольной лампы сына находится у нее в комнате. Как известно, подобная гиперопека не идет на пользу юношам: в конце концов сынок связывается с мафией, становится киллером, убивает своего лучшего друга и трахает маму. Но все кончается хорошо: вместе с любимой девушкой он уезжает в Калифорнию.

Фильм Адама Бернстайна возникает на пересечении двух смысловых линий современного кино. Первая - фильмы о насилии, или, точнее, о насилии организованном, о том, как люди становятся киллерами. Классическим жанровым фильмом здесь является "Леон" Бессона, а фильмом для фестивалей и интеллектуалов - "Убийца(ы)" Кассовица. Вторая линия - кино о взрослении, позднем инфантилизме и преодолении родительской власти. Смешивая эти два направления Бернстайн неизбежно приходит к утверждению о том, что корни насилия коренятся в современной семье и подавленных сексуальных желаниях.

Впрочем, куда важнее чем эта очевидная мораль то, что ему удается использовать эмоциональный потенциал обоих линий: герой "Крови с молоком" попеременно вызывает то жалость, то страх. Конечно, подобная смесь не нова в современном кино, в котором исследование патологии идет рука об руку с политкорректной терпимостью, но превосходный дуэт Нормана Ридуса (Гарри) и бывшей солистки группы Blondie Дебби Харри (мать) делает этот фильм по-настоящему волнующим.

Гарри кажется, что насилие сделает его взрослым. Шесть путей к воскресенью - это шестеро убитых им человек, трое из которых - коллеги-мафиози. Но вряд ли можно считать, что в финале он воскресает к новой жизни: на соседнем сидении автобуса, увозящего его с любимой в Калифорнию, сидит упакованный в пластиковый пакет труп его повесившийся матери - как зримое воплощение того, что от прошлого не так-то легко отделаться.

Какие там, доктор, комплексы-шмоплексы. Главное, чтоб мальчик мамочку любил.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.