Опубликовано в Gazeta.Ru от 01-03-1999 (Выпуск No 001)
Оригинал: http://gazeta.ru/society/01-03-1999_Kit-Ross.htm


Андрей О. Виноградов
Барин! Из Пекина...

В последних числах февраля в Москве состоялась очередная ежегодная (четвертая по счету) встреча премьер-министров России и Китая. В Москву приезжал сменивший в прошлом году известного прежде всего своим активным участием в истории с расстрелом студентов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году бюрократа Ли Пэна технократ и реформатор Чжу Жунцзи. Кстати, в ходе встречи с китайским премьером российский президент, как всегда, не смог обойтись без экспромта и поздравил Чжу Жунцзи с состоявшимся около года назад вступлением в должность, чем привел в немалое замешательство присутствующих.

Судя по комментариям экспертов и отзывам прессы состоявшуюся встречу можно считать вполне успешной, особенно по сравнению с предыдущими. Подписано 11 документов: 4 межправительственных соглашения, 4 соглашения о региональном сотрудничестве, 3 соглашения между российскими и китайскими предприятиями нефтегазодобычи и электроэнергетики. Кроме того, стороны договорились об установлении прямой связи между Чжу и Примаковым, чтобы "придать должную динамику реализации этих соглашений".

Среди подписанных документов - соглашение на разработку технико-экономического обоснования строительства газопровода с Ковыктинского месторождения в Иркутской области в КНР и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Если дело, как говорится, "пойдет", то в течение ближайших 5 лет вложения в этот проект должны составить от 10 до 15 млрд долларов. Договорились также о поставках в Китай нефти и электроэнергии, сотрудничестве в области атомной энергетики. Было подтверждено, что Россия-таки примет участие в строительстве атомной электростанции в Ляньюнгане, поставив в Китай четыре реактора. Однако, как справедливо подчеркивали комментаторы, подписанные документы, особенно в части регионального сотрудничества (соглашения о сотрудничестве между отдельными областями и провинциями) - в большинстве своем скорее декларации о намерениях, чем о конкретных действиях. А от подписания таких деклараций до воплощения прекрасных планов в жизнь, как известно, существует некоторая дистанция. В этом смысле отношения двух стран, особенно в экономической области, очень напоминают памятные обеим сторонам решения различных съездов соответствующей "руководящей и направляющей" по поводу "поднять на еще большую высоту", "совершенствовать и углублять" и т.п. Кстати, примерно также соотносятся с действительностью и постоянно повторявшиеся в ходе визита заявления о взаимодополняемости экономик и "огромном потенциале сотрудничества". Лучше всего этот потенциал расшифровал китайский посол У Хао в интервью "Коммерсанту": "У Китая - огромное население, у России - большая территория". Вот здесь действительно поле для сотрудничества. Тем более что значительная часть этой крайне малонаселенной, особенно по китайским меркам, территории к востоку от Урала не только входит в сферу стратегических интересов нашего "великого южного соседа", но и до последнего времени считалась им незаконно аннексированной Россией.

Дело в том, что наша страна некоторое время назад незаметно для себя вступила в совершенно новое качество отношений с Китаем - от сверхдержавы не осталось и следа, а бывший бедный Китай по совокупной мощи государства (экономический потенциал, количество населения и т.п.) почти не уступает - если вообще уступает - Соединенным Штатам. Иными словами, "старший" и "младший" брат поменялись местами, что находит свое проявление и в торговле. Если Китай является третьим по объему товарооборота партнером России, уступая только Германии и США, то Россия по объему товарооборота в 1998 году для Китая находилась только на десятом месте. В общем объеме товарооборота России доля торговли с Китаем составляет около 5%, а российская доля во внешней торговле Китая составляет 1,7%, уступая товарообороту с США в десятки раз. По официальным данным, объем товарооборота наших двух стран снизился в прошлом году с 6,1 млрд долларов до 5,4 млрд долларов. При этом со стороны России экспорт в два раза уступал импорту (1,8 млрд против 3,6).

Однако интереснее другое. Главной товарной позицией в российском экспорте в Китай являются поставки комплектного оборудования для китайских объектов, в то время как в импорте из Китая большую часть занимает ширпотреб и продовольствие. Кроме того, оплата большей части российских поставок осуществляется по бартеру. Так, например, по протоколу о поставках российского оборудования для четырех китайских теплоэлектростанций доля оплаты бартером должна будет составить около 80%. А что такое бартер в отношениях с Китаем, российским внешнеторговым организациям и отдельным фирмам уже должно быть известно - китайская сторона сама отбирает поставщиков ширпотреба, устанавливает на свою продукцию предельно высокую цену, торгуясь по каждой позиции, а зачастую включает в список товаров просто не нужные российским партнерам вещи. Примерно так, как осуществляется выдача зарплаты на российских предприятиях - "Ну и что, что вам это не нужно, продадите, получите деньги". В результате конечная цена на российские изделия в пересчете по бартеру уменьшается в несколько раз. Кстати, представитель китайского министерства внешней торговли накануне визита заявил, что в прошедшем году товарооборот России и Китая снизился на 10% главным образом из-за девальвации российской валюты и подчеркнул, что "китайская сторона в связи с этим предлагает развивать бартерную систему расчетов. Так что утверждения российских правительственных экспертов, что "все что сделано -взаимовыгодно", не совсем точно отражают действительность.

Отношение Китая к России в последние годы напоминает отношение разбогатевшего нового русского к спившемуся старому соседу, когда-то занимавшему высокие посты - и интересно, и поучиться можно, а заодно и по дешевке за бутылку второсортной водки скупить то, что осталось от былой роскоши.

В связи с вышесказанным хочется привести несколько цитат из выступления премьера Чжу Жунцзи в Москве. "В ходе переговоров признано, что Россия обладает таким преимуществом, как обширные запасы природных ресурсов, в частности нефти, газа и леса. Совместная разработка российских лесных ресурсов может стать перспективной областью сотрудничества двух стран. Китай готов поставить в Россию необходимое оборудование в качестве своего взноса для создания совместного предприятия по лесозаготовке... Стороны договорились также сотрудничать в области обмена высокими технологиями, достижениями науки и техники, космонавтики, отметив преимущества России по данным направлениям. В свою очередь, Китай готов поставлять в РФ продукты. В настоящее время Китай в избытке обеспечивает себя продовольствием и готов экспортировать в Россию растительное масло, мясо и другие продукты по приемлемым ценам.

Перспективным направлением может быть создание в России СП по производству различной бытовой техники, в том числе телевизоров, холодильников, стиральных машин и кондиционеров, с использованием китайских комплектующих и оборудования."

Однако наиболее плодотворной в плане сотрудничества двух стран представляется активно поддержанная Юрием Маслюковым идея китайской стороны открыть сеть магазинов и бизнес-центр в Москве (вдобавок к уже существующим полуподпольным китайским оптовым рынкам в общежитиях). Если учитывать нынешнее место Китая и России в мире, это вполне логично. Даешь китайские бутики в российской столице!

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.