Опубликовано в Gazeta.Ru от 25-06-1999 (Выпуск No 079)
Оригинал: http://gazeta.ru/flopovod/25-06-1999_spell.htm


Марк Блау, <pcforyou@rocketmail.com>
Мой домен - моя крепость


К написанию этой статьи меня побудила элементарная ошибка. Путешествуя в Интернете, я ввел неправильный адрес - вместо www.geocities.com набрал www.geosities.com. Ошибка простительная даже для того, кому английский язык - родной. Вполне естественно, что я попал не на всемирно известный сервер, бесплатно предоставляющий место для интернетовских страниц. Вместо этого неизвестная мне доселе компания предлагала другую "халявную" услугу. А именно, открыть в Сети телефонную книгу. О достоинствах и недостатках подобных "виртуальных офисов" я надеюсь написать в другой раз. Пока же скажу только, что предложением я воспользовался. И уважаемым читателям тоже советую, если будет время, сходить по адресу http://www.myphonebook.com и попробовать создать личную интернетовскую телефонную книгу.

Идея использовать в рекламных целях свойственное человеку умение ошибаться показалась мне интересной. Я потратил изрядно времени для того чтобы проверить, кто еще и каким образом "присосался" к интернетовским чемпионам посещаемости. Результат этих поисков сведен в табл. 1. Попутно я узнал немало интересного об интернетовских доменах и страстях, периодически вспыхивающих вокруг доменных имен.

Что такое домен?

Каждый компьютер, подключенный к Интернету, должен иметь возможность «переговариваться» с любым другим компьютером во Всемирной Сети. Для этого каждому из компьютеров Сети присваивается уникальный номер. Этот номер называется адресом протокола Интернет (IP Address - Internet Protocol Address) или сетевым адресом. Сетевой адрес состоит из четырех групп трехзначных чисел, каждое из которых может изменяться от 0 до 255. Например, 204.71.200.33. Все интернетовские адреса во избежание дублирования регистрируются специальной организацией - InterNIC (www.networksolutions.com).

Конечно, интернетовские адреса, как и любые цифры, плохо запоминаются и почти ничего не говорят человеку. Поэтому в Интернете вместо числовых адресов гораздо чаще используют их словесные псевдонимы. Словесные адреса состоят из нескольких текстовых групп, разделенных точками. Каждая такая группа называется доменом. Чаще всего сетевой адрес в текстовом представлении состоит из трех доменов. Например, адрес известного русского поискового сервера - www.rambler.ru, а израильской компьютерной газеты - www.interface.co.il.

Хотя читаем мы доменный адрес слева направо, но разбирать его структуру следует по-еврейски, справа налево. Домен верхнего уровня - это обычно или две буквы, обозначающие страну (.il - Израиль, .ru - Россия, .ca - Канада), или три буквы, обозначающие область приложения (.com - коммерция, .edu - образование, .org - организация, .net - сетевой бизнес и управление сетями). Полный список доменов верхнего уровня можно получить на многих сайтах, например, по адресу http://www.uninett.no/navn/domreg.html.

Домен второго уровня - это название организации или города, в котором данная организация расположена. Здесь нет никакой стандартизации; название этого домена может быть вполне серьезным - .microsoft, фривольным - .playboy, или смешным - .halyava. Собственно сражения и страсти полыхают вокруг имен этих доменов.

Домены последующих уровней - это имена компьютера или группы компьютеров. Здесь нет стандартизации имен, как у доменов верхнего уровня, но и разнообразия большого тоже нет. Чаще всего - это имя www, то есть указание на то, что данный компьютер - Web-сервер.

Виртуальное путешествие в Париж или как работает DNS

Нам гораздо легче запомнить сетевой адрес в доменной форме, но компьютер работает с числовым представлением. Следовательно, необходимо, когда это требуется, преобразовывать доменные адреса в числовые и наоборот. Для этого существует система доменных имен (DNS - Domain Name System). Серверы, входящие в эту систему, поддерживают таблицу соответствия доменных имен и сетевых адресов. Но главное, они отвечают на запросы программ, которым требуется перевести доменный адрес в числовой.

Когда вы вводите доменный адрес в адресное окошко браузера, программа связывается с ближайшим DNS-сервером и посылает ему запрос с просьбой преобразовать этот адрес в числовой. DNS-сервер получает запрос и производит поиск соответствующего сетевого числового адреса по своей внутренней таблице. Если адрес найден, сервер формирует положительный ответ и пересылает его обратно вашему браузеру. Если адрес не найден, ваш браузер получит отрицательный ответ. Если браузер получил от DNS-сервера числовой адрес искомого компьютера, он начинает сеанс связи.

Мак-Дональдс-2 и Иванов-седьмой

- Что же вы, господин Раскольников, из-за рубля старушку убили? Не стыдно ли?
- А это, господин следователь, как посмотреть. Одна старушка - рубль, а десять - уж червонец.

Ф.М.Достоевский. Из ненаписанного

Как правило, в доменном имени важно запомнить только домен второго уровня - название фирмы или организации. Имя домена первого уровня - это название страны или .com (реже, .edu или .org), а имя домена третьего уровня - чаще всего www. В последних версиях обоих наиболее популярных программ для просмотра Интернета - Netscape Navigator и Microsoft Internet Explorer - достаточно ввести в адресную строку какое-нибудь слово, например, tickets, и браузер сам сгенерирует имя сайта www.tickets.com и соединится с ним. Проследите при этом за надписями в левом углу нижней линейки браузера. А вот если набрать слово norway, браузер сгенерирует сперва имя www.norway.com, потом, не найдя в Сети такого адреса, - www.norway.edu, и наконец, не найдя и этого адреса, сгенерирует имя www.norway.org и подсоединится к сайту "Норвегия On-Line". Как вы думаете, что произойдет, если появится какая-нибудь фирма с именем, напоминающим название этой северной страны, ну, например, Norway Beam Ltd. или попросту Norway Co, которая захочет открыть свой сайт в Интернете и выберет для него доменное имя www.norway.com? Правильно, все желающие получить в Интернете информацию о Норвегии будут сперва попадать на сайт этой смышленой компании. Конечно, большинству из таких невольных посетителей наглая эта фирма совсем ни к чему, они ругнутся и вручную наберут www.norway.org. Но благодаря нехитрому приему, зарезервировав известное имя, как свое, сотню-другую посещений в день такой сайт может получить. А если этот сайт к тому же предлагает что-нибудь интересное, он может вполне безбедно существовать и развиваться.

Или другая вымышленная, но вполне возможная ситуация. Фамилия Мак-Дональдс весьма распространена в Соединенных Штатах. Представьте, что мистер Мак-Дональдс из городка Москва, штат Айдахо (кстати, сайт этого городка в Интернете имеет адрес www.moscow.com) открыл свой личный сайт в Сети и, естественно, зарегистрировал его под именем www.mcdonalds.com, на что он имеет полное право. Если он сделал это раньше всемирно известной компании, торгующей гамбургерами, - ему крупно повезло. Популярность американской народной еды столь высока, что вряд ли можно подобрать иное слово для использования в качестве имени домена фирмы, эту еду производящей. Самый простой для компании путь - выкупить доменное имя у мистера Мак-Дональдса. А тому придется удовольствоваться каким-нибудь другим именем, например, www.macdonalds2.com. Как в старой русской армии, когда в полку были офицеры-однофамильцы и их нумеровали по убыванию звания. Отсюда появился эпизодический чеховский персонаж Иванов-седьмой, который "хоть и седьмой, а дурак".

Впрочем, если без шуток, то домен под именем mcdonalds.com зарегистрировал в свое время Джошуа Култнер, постоянный автор американского журнала "Wired". Таким образом он хотел привлечь внимание к проблеме использования зарегистрированных торговых марок в качестве доменных имен лицами, отличными от владельцев этих марок. И получил за отказ от "своего" доменного имени компенсацию от Мак-Дональдс.

Регистрация доменных имен в InterNIC стоит недорого: 100 долларов за первые два года и 50 долларов за каждый последующий. Между тем, по сведениям Мэтью Мак-Аллистера, имя домена не продается дешевле 2000 долларов. Таким образом регистрация имен с их последующей продажей может оказаться неплохим бизнесом. Впрочем, не следует обольщаться, есть здесь и свои подводные камни.

Во-первых, вас могут обогнать, и имя домена уже будет зарегистрировано кем-то другим. В таком случае вы можете придумать похожее имя. Так, Скотт Баннистер зарегистрировал имя домена alta-vista.com, которое потом успешно продал компании Digital, ныне уже покойной (ее купила компания Compaq). Так что сейчас, введя адрес www.alta-vista.com, вы попадете на поисковый сайт AltaVista.

Во-вторых, компания, заинтересованная в своем домене в Интернете, может зарегистрировать его под другим, сходным именем. Так, адрес www.iris.co.il занят почему-то бразильской компанией Marina Shop. Израильская компания-производитель антивирусов Iris не стала претендовать на это доменное имя, а зарегистрировала свой домен irisav.com, поскольку домен iris.com уже был занят американской программистской фирмой с именем Iris Associates. Кроме того, есть возможность использовать в качестве доменов верхнего уровня вместо .com .net, .org, .edu домен страны (как это часто делают в России: .ru). Правительство Кокосовых островов и Королевства Тонга (это микроскопические страны на островах Тихого океана) отдали отведенные им домены .cc и .to для всеобщего использования. Похоже, то же самое сделает Туркменистан, имеющая очень говорящий домен .tm (=Trade Mark). В скором времени вероятно будут введены новые и не только трехбуквенные имена доменов верхнего уровня. Расширение количества возможных доменных имен скорее всего снизит спрос на уже зарегистрированные имена доменов.

В-третьих, вы не можете сами обращаться к компании, чье имя (защищенное, как торговая марка) вы использовали в качестве имени домена. Такое обращение будет истолковано как посягательство на торговую марку компании и последующий судебный процесс, где вам придется доказывать обратное. Компания сама должна обнаружить, что имя занято, и обратиться к вам с предложением продать его. Либо сразу же привлечь вас к суду за посягательство на ее права. Авторские права в Интернете - вещь непростая и стопроцентной гарантии выигрыша дела в суде нет. Эпизоды борьбы за "свое" место в Интернете вы в достаточном количестве можете найти на сайте www.igoldrush.com и в статье Павла Храмцова.

Продажа уже зарегистрированных "говорящих" доменных имен является приработком для компаний. Их основное занятие - "продвижение" сайтов своих заказчиков к потенциальным пользователям ("promotion"), реклама в Интернете и конвенциональных средствах массовой информации.

Акулы и прилипалы

А теперь таблица, о которой я упоминал в начале статьи. Я попытался исследовать, кто и как использует интернетовские адреса, которые получаются в результате опечатки при наборе популярных сайтов. Подобно тому, как в животном мире вокруг крупного хищника кормятся звери помельче, эти ребята снимают малую толику от популярности крупных сайтов, но, по всей видимости, им этого хватает.

Таблица 1. "Мимикрия" доменных имен

Популярный сайт ("акула")Малоизвестный сайт ("прилипала"Содержание сайта
www.yahoo.comwww.iahoo.comПеренаправление на сайт бесплатной телефонной книги в Интернете www.myphonebook.com
www.yahho.comFraser - единственный журнал на японском языке в Ванкувере (Канада). Это, скорее всего не "прилипала", а совпадение. Вопрос к тем, кто знает японский: есть ли в этом языке слово "яххо"?
www.hotmail.comwww.gotmail.comБесплатная электронная почта
www.hotmeil.com37.com - поисковый сервер по 37 поисковым машинам
www.hodmail.comПорнографический сайт
www.hotnail.comПеренаправление на сайт бесплатной телефонной книги в Интернете www.myphonebook.com и на сайт компании DataArt www.dataart.net
www.geocities.comwww.geosities.comПеренаправление на сайт бесплатной телефонной книги в Интернете www.myphonebook.com и на сайт компании DataArt www.dataart.net
altavista.digital.com www.altavista.comwww.altavisa.comМаркетинговая компания SouthWest Marketing Company. У меня сложилось впечатление, что это сайт, созданный не для реальной торговли, а для "вытаскивания" из клиентов номеров кредитных карточек
www.altvista.comПереадресация по адресу www.coastline.com. Компания по размещению доменов в Сети
www.altavist.com
www.altavita.comТорговля здоровыми продуктами питания
www.atavista.comПеренаправление на сайт бесплатной телефонной книги в Интернете www.myphonebook.com и на сайт компании DataArt www.dataart.net
www.rocketmail.comwww.rocketmai.com37.com - поисковый сервер по 37 поисковым машинам
www.infoseek.comwww.infoseeck.comПорнографический сайт
www.infosik.comКомпания Verio. Регистрация и продвижение сайтов
www.infosick.com37.com - поисковый сервер по 37 поисковым машинам
www.infosek.comКомпания GenieWeb. Размещение сайтов
www.whois.net www.whois.orgwww.whois.comКомпания SilkRoute
members.xoom.commembers.xomm.comПересылка на www.megago.com - The one click search server
www.symantec.comwww.simantec.comПеренаправление на сайт бесплатной телефонной книги в Интернете www.myphonebook.com
www.symantek.comПеренаправление на сайт бесплатной телефонной книги в Интернете www.myphonebook.com

Статья опубликована с любезного разрешения израильской газеты "Интерфейс"

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.