Опубликовано в Gazeta.Ru от 12-03-1999 (Выпуск No 009)
Оригинал: http://gazeta.ru/dossier/12-03-1999_iran.htm


Саша Шерман, <sherman@gazeta.ru>
Иран: Президент Мохаммад Хатами

Позвольте мне четко обозначить мои убеждения. Судьба общественного положения религии сегодня и завтра будет зависить от нашей способности воплощения религии в форме не ограничивающей свободу. История учит, что только религия обращенная к свободе может противостоять саморазрушению. От правосудия, противоречащего свободе, страдало правосудие. Прогресс, ограничивающий свободу, оказывался подорван.

Свобода мысли, даже будучи подавленной извне, продолжает существовать в умах и сердцах людей. Поэтому лучшая система правления - та, которая позволяет мысли быть выраженной без каких-либо ограничений.

Президент Исламской Республики Иран
Мохаммад Хатами

Двадцатилетие Революции

После Февральской Исламской Революции 79-го года Иран практически выпал из мировой системы, сменив прозападный интеграционный курс своего прежнего "либерального" монарха на фанатичное религиозное затворничество под властью имама. Напрасно обрадовалось поначалу такому повороту советское руководство - в коммунистические объятия лидер иранской революции Аятолла Хомейни тоже не рвался, несмотря на тяготение к социалистическим идеям. Иран отвернулся от мира.

Крупные внешнеполитические события в которых участвовал за два десятилетия Иран крайне немногочисленны. Пафосная конфронтация с Америкой, объявленной Дьяволом, захват американского посольства с 42-мя заложниками в 80-ом, трагическая американская попытка их освободить (вертолеты освободителей столкнулись в воздухе), затем освобождение заложников и практически полный обрыв официальных связей с миром неверных. Пытаясь задушить иранский режим, Америка установила экономическую блокаду. В том же году шиитский Иран подвергся агрессии со стороны сунитского Ирака. Война "незаметно" длилась в течении 8-ми лет, унеся более миллиона человеческих жизней и закончилась победой Ирана. В 89-ом умер Хомейни, напоследок прокляв и приговорив к смерти писателя Салмана Рушди, оскорбившего Ислам книгой "Сатанинские стихи". Последнее "громкое" событие, в которое был вовлечен Иран, - стычка с идейными конкурентами - таллибами на афгано-иранской границе, чуть было не переросшие в крупный вооруженный конфликт в начале 98-го года.

Графити в Тегеране Что бы там ни говорили - иранская революция была не политическим переворотом, а подлинной народной Революцией. Она даже не повлекла за собой гражданской войны. Не было заметной оппозиции, не было ушедших с автоматами в горы людей (были только уехавшие с чемоданами в Америку), не было массовых выступлений против нового режима. Напротив - многомиллионный народ приветствовал Аятоллу Хомейни как своего освободителя и пророка. В Иране 79-го года воплотилась новая, доселе неизвестная западному миру идеология. Западники ее назвали "фундаментализм". Революция провозгласила возврат к Исламской Традиции. Во главе государства стал духовный лидер.

При всем при этом Иран не превратился ни в классическую теократию, ни в военную диктатуру. В исламском Иране секулярная парламентская власть стала демократичнее, чем она была при проамериканском шахе Мохаммаде Реза Пехлеви. Президенты избираются на всеобщих выборах, причем не 99-ю и 99-ю сотыми процентов голосов как в СССР, а при вполне правдоподобных соотношениях. Женщинам предписывается строго соблюдать исламскую форму одежды, и вместе с тем они обладают всеми политическими правами, учатся в университетах. Еще более непонятным становится Иран, когда выясняется, что он - одна из самых "молодых" по составу населения стран, половина его населения - люди, родившееся после 79-го года, 25 миллионов жителей - учащиеся, население выросло за 20 лет с 35 млн. в 79-ом до 60 млн. в 99-ом. Избирательным правом гражданин обладает с 14 лет. С одной стороны жесткая религиозная цензура, средневековые казни и государственное регулирование экономики, с другой - частное предпринимательство, наличие негосударственной прессы, конституционное равноправие граждан. Нелиберальная демократия?

Президент Хатами

Мохаммад Хатами 5-му президенту Ирана Мохаммаду Хатами находящиеся вдали от зоны действия законов Шариата журналисты приклеили кличку "Аятолла-Горбачев". Он пришел к власти 23 мая 97-го года, собрав в два раза больше голосов, чем консервативный претендент Ноури. За него голосовала молодежь (которая в Иране - большинство), за него голосовали женщины. Он обещал свободу. Президент, по 3 часа в день читающий Канта и Декарта (как радостно утверждала Лос Анжелес Таймс), говорящий по-английски и играющий в пинг-понг, возродил надежды Запада на возвращение Ирана (пусть и не в очень привычной ипостаси) в привычное русло мировой капиталистической системы. Американская пресса начала осторожно лепить образ "просвещенного" лидера - человека, с которым можно "иметь дело".

Мохаммад Хатами родился в 1943, в семье очень авторитетного муллы (или аятоллы). Его отец был другом и советником аятоллы Рухоллаха Хомейни, страстного исламиста, еще в начале 60-ых открыто обличавшего коррумпированный режим шаха Пахлеви (в 64-ом Рухоллах Хомейни был выслан из страны, куда вернулся в 79-ом уже как Аятолла Хомейни). Мохаммад Хатами пошел по стопам отца - после окончания высшей школы он поступил в Шиитскую Семинарию города Кум. В семинарии он начал политическую деятельность, направленную на свержение иранской монархии - в форме агитации. Продолжив учебу в Тегеранском Университете он стал самым заметным антирежимным памфлетистом и сблизился с руководством Исламского движения. В 78-ом тактический организатор движения Бахешти направил Хатами в Гамбург - в качестве главы Исламского Центра, координирующего иранскую оппозицию в Европе. Через год Хатами вернулся в революцонный Иран.

Хатами приобрел широкую популярность в Иране в восьмидесятых годах, когда он в течении десятилетия занимал пост министра культуры Исламской Республики, а также главы штаба военной пропаганды во время войны с Ираком. За этот период он завоевал репутацию осторожного либерала - при Хатами исламская цензура была ослаблена (дозволялся даже некоторый критицизм в адрес действий правительства), вопреки запрету на публичные выступления женщин он разрешил концерт певицы Паризы (правда только перед женской аудиторией), позволил импортировать западную прессу.

В начале 90-ых ультрарадикалы пошли в атаку на Хатами, обвиняя защищавшего прессу от дальнейшего закручивания гаек министра в излишнем либерализме и прозападных симпатиях. Сторонники Аятоллы Хаменаи отстранили его от руководства центральной газеты Кайхан, а затем и от поста министра культуры (формально Хатами подал в отставку сам в 92-ом). Президент Рафсанджаи видимо не предпринял ничего, чтобы защитить своего опального министра. Он надолго ушел в тень. Перед тем как выставить свою кандидатуру в президенты (надо сказать, что на начальный этап подали заявку 238 кандидатов, из них 9 женщин) Хатами служил начальником национальной библиотеки и советником бывшего президента Хашеми Рафсанджаи.

Прийдя к власти Хатами направил усилия на размораживание международных отношений - его личное обаяние во многом способствовало изменению отношения к стране в целом. Он стал первым государственным деятелем Ирана, посетившим западную страну - в настоящее время (март 99) он находится в Риме с ответным визитом (итальянской премьер в свою очередь стал первым "западным" лидером, посетившим Тегеран). В апреле этого года Хатами собирается в Париж. Англичане уже выразили готовность нормализовать отношения с Ираном, после заявления правительства Хатами о том, что оно не собирается предпринимать шаги по исполнению приговора Рушди. Хатами расчитывает постепенно демонтировать экономическую блокаду своей страны, установленную 20 лет назад США, и его успехи в этом направлении несомненны.

"Хатами сдержал свое обещание, данное им в предвыборной кампании и дал возможность развитию прессы. Открылось множество периодических изданий, но что самое главное, прессе предоставили больше свободы. То как эту свободу используют некоторые издания демонстрирует интервью с Джеффри Кемпом, бывшим экспертом Белого Дома по Ирану, опубликованное в самой популярной на сегодняшний день газете "Джамие". Достаточно вспомнить, что такие темы, как улучшение отношений с США являлись табу", - пишут казахские журналисты, побывавшие в Иране. Почему бы им не поверить...

И вот не хочется верить, что после постепенных и рациональных реформ иррациональный Иран, бросивший вызов логике развития современного мира станет "прирученной" либерализованной диктатуруй по образцу Китая. Что молодое поколение ИРИ выберет пепси, а фотогеничный иранский президент станет иранским вариантом Горбачева, как надеются американцы. С другой стороны - как ни крути, но Иранская Революция создала новый репрессивный режим. Хатами очень рискует, пытаясь ослабить его давление. Очень хочется верить, что революционер Хатами сделает невозможное.

Khatami warned to back off
But can he deliver?
Ping pong president
Hope, again?

Пресса

Internationale Politik (Германия)
Преобразования в исламском мире

Ислам представляет собой серьезный вызов Западу и, в особенности, Европе. Автору статьи, занимающемуся преподавательской деятельностью в Париже и Берлине, стабилизация системы международных отношений представляется невозможной без интеграции исламского фактора.

Время по Гринвичу(Казахстан)
Иран. "Аятолла Горбачев" и другие...

Сегодня, как и чуть более десятка лет назад во время перестройки в СССР, мир с интересом наблюдает за переменами, происходящими в Иране. Обозреватели разных стран внимательно следят, как в свое время за усилиями Михаила Горбачева положить конец холодной войне, за попытками Мохаммада Хатами открыть Иран миру, начать диалог цивилизаций и разрушить “стену недоверия”.

Век ХХ и мир
Ислам: иной взгляд на права человека

Высокий Ислам всегда подспудно присутствует в жизни широких общественных слоев, даже если его культура и не всегда просматривается с первого взгляда. Эта непрерывная связь позволяет Исламу оказывать воздействие и на самоидентификацию новых городских масс, а также тех слоев населения, которые обретают национальное самосознание в оппозиции колониальным властям или своим собственным западническим элитам (как в Иране).

Экспресс-хроника
Пришествие фундаментализма

Немногие знают о том, что незадолго до своей смерти аятолла Хомейни обратился к Горбачёву с письмом, смысл которого заключался в следующем: Советский Союз не должен идти по стопам Запада. Лидер Ирана весьма прозрачно намекал, что принципы демократических свобод, прав человека, культурного и религиозного плюрализма для нашей страны не подходят.

Россия и исламский мир

Феномен ирано-российской дружбы является достаточно неожиданным. Тем не менее он уже является состоявшимся фактором политики - и немалым; сотрудничество с Ираном приобретает форму стратегического партнерства - хоть и не в такой степени как с Китаем, но в условиях мусульманского мира, наверное, максимально возможным.

Ислам в западной литературе

...мусульманский фундаменталист заменяет русского шпиона как носителя зла в триллерах, подобных сочинениям Ле Карре.

Век ХХ и мир
БУДУЩЕЕ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

Одной из раздражающих опасностей нового мироустройства является потеря силы обобщающих закономерностей за пределами специфического региона.

Иран в Сети

Компьютерра писала в прошлом году, что в Интернете должны появиться труды Хомейни и его соратников. О том же сообщала BBC. К сожалению, пока обещанного обнаружить не удалось.

Интенции Хатами хорошо иллюстрирует его сайт, как содержанием так и стилистикой. Дизайн подчеркнуто модернистский: кнопочки, всплывающие JAVA-меню, дискуссионные рубрики, чат (последние еще не работают). Направлен на пропаганду президентской доктрины "Диалога цивилизаций" (по его предложению 2001 год ООН объявила годом "Диалога цивилизаций"). Теоретически на нем доступны две книги Хатами, но практически - увы. Они на фарси.

Официальный сайт президента Исламской Республики Иран

Правительство Ирана

Иранское агентство новостей IRNA

Тегеранский Институт теоретической физики. Он же - единственный иранский интернет-провайдер.

Мохаммад Хатами - странный сайт, на котором нет ничего кроме хорошей фотографии президента и предложения писать ему на адрес president@khatami.com
Похоже, сайт организован американскими иранцами. На официальном президентском сайте также есть адрес: khatami@president.ir

Iranian Cultural & Information Center

The Iranian (проамериканская газета иранской диаспоры)

FDI - Foundation for Democracy in Iran

Iran-page

Иранское "правительство в изгнании".
Альтернативный президент Ирана госпожа Мариам Раджави.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.