Опубликовано в Gazeta.Ru от 21-06-1999 (Выпуск No 075) Оригинал: http://gazeta.ru/sport/21-06-1999_dinamo.htm |
Николая Толстых считают суровым и жестким - яркий пример того, как складывающийся по прессе образ расходится с реальностью. До недавнего времени Толстых никогда не снимал тренеров сам, пользуясь властью - как бы плохо ни шли дела. Тренер в Динамо всегда получал карт-бланш.
Валерий Газзаев, помнится, уходил сам после 0:6 от немецкого "Айнтрахта". Говорят, его просили остаться - и вправду поражение хоть и тяжелое, но ведь одно, а команда играла. О Константине Бескове за два года его труда в бело-голубой команде разве что ленивый не написал, что он оторвался от жизни, старомоден и не имеет контакта с игроками (кстати, чушь это несусветная), но уходил он, как и Газзаев, - сам. И ему предлагали остаться. Голодец и вовсе воспринимался многими как скандал в благородном семействе, но и его Толстых поддерживал до конца - даже когда Адамас Соломонович всю предсезонку провел на больничном.
Мягкость, может быть, и чрезмерная. А по мне - скорее, не мягкость, а мера ответственности. Президент клуба подписал контракт; теперь его обязанность - обеспечивать деятельность избранного. А тренер работает, как умеет. Не нравится - не надо было звать.
Вот, кстати, и Георгий Ярцев многим не нравился. И чужак, и говорит много, и экспансивный. Это еще если мягко выражаться, а мягкости мы объявили бой; если точнее, то - нервный. Нервный!
Принято думать, что Ярцева Толстых навязали. Кто так думает, просто не знает - нет такого человека в "Динамо", который мог бы навязать Николаю Александровичу хоть бы всего-навсего соль за обеденным столом. Может, и раскаивался Толстых в своем выборе, сделанном, кто знает, может, и сгоряча; может, и кусал локти, что из двух вероятных вариантов - Ярцев или Долматов - не выбрал второй. Дело не в том. У Долматова получилось сразу, у Ярцева - нет; из этого ровным счетом ничего не следует, ведь приняли-то они разные команды. Сравнение возможно с чисто рекламной натяжкой: грязная рубашка, выстиранная обычным и необычным порошком, сравните результат - но по законам нормальной человеческой логики одну и ту же рубашку нельзя выстирать дважды. Мысль древняя и принадлежит Гераклиту.
Ярцева жаль. И не потому, что его освободили от работы, и не потому, что у него не получилось. Это все моменты житейские. Жаль даже не его самого - страшно обидно, что талантливый и порядочный человек по какому-то невероятному капризу судьбы должен всякий раз с нуля доказывать свою состоятельность. В "Динамо" у него, правда, не вышло, хоть было все, что нужно для тренерского счастья: крепкий тыл, союзник-президент и великолепный подбор игроков. И не делал он из "Динамо" второй "Спартак" - нет и не может быть у нормального человека в своем уме такой трудовой предпосылки. Он работал, как умеет, и футбол команде ставил тот, что представлял себе как идеальный. Вот только тренер - это не только и не столько талант. Это в первую очередь навык, опыт. Тренер своим талантом, своим стремлением к совершенству должен превозмогать собственный же консерватизм, выработанный годами - одно уравновешивает другое. А единственное, чего объективно не было у Ярцева, - как раз опыта. Вот и носило его из стороны в сторону, вот и шарахало под грузом ответственности. Как неопытный человек он сформировал команду, взяв помогать себе друга Гладилина и единомышленника Зернова - на практике же лишил себя тем самым возможности получить квалифицированный совет.
Логика отставки Ярцева проста и несентиментальна. Команда - в кризисе. Кризис, в свою очередь, объективен: игры как не было, так и нет, команда плохо готова физически, а это не просто потеря тема во втором тайме - отсюда и неспособность перестроиться, и неспособность держать удар. Любят говорить о пресловутом горении глаз, но без топлива, без дров ничего не горит (кроме электрической лампочки, которая горит от розетки). Нет сил - нет и воли. Единственный способ проявить характер - садануть соперника по ноге и, получив красную карточку, уйти в раздевалку игр на пять злым на целый свет.
Конечно, травмы пяти ведущих игроков и множащиеся дисквалификации здоровых являются серьезной и тоже объективной проблемой. Ярцев собирался играть, например, в четыре следующих защитника: Яхимович, Штанюк, Некрасов, Темрюков. Островский, Островский, об отсутствии которого по карточкам в игре с "Ураланом" тосковали болельщики, не проходил в состав! Все так, но ведь их нет уже давно, пора бы что-нибудь придумать. Семин начинал чемпионат без семи игроков. Ярцев не смог, и этот пример достоин хрестоматии как пример того, каким же образом в тренерской работе сказывается недостаток опыта.
Итак, причины кризиса понятны. Ярцев - серьезный специалист. Было бы время, он нашел бы выход из положения. Но есть ли оно, время? К моменту заседания Совета директоров "Динамо" команде предстояло провести три игры на восьмидневном отрезке, а потом - матчи со "Спартаком" и ЦСКА, и вот тебе и конец первого круга. Значит, времени нет - на этом отрезке можно всё потерять. Вот и всё, вот и отставка.
По той же причине новым главным тренером мог стать только человек, готовый начать работу завтра. А лучше - сегодня. Значит, отпадают кандидатуры Непомнящего, Старкова, Буряка и кого угодно другого - времени нет даже на переговоры. Выбор был из своих. Максимально расширенный список кандидатур, которые могли бы быть втиснуты в эти рамки: Гладилин или Зернов - как помощники, продолжающие дело главного; не подходит по понятным причинам. Новиков плохо зарекомендовал себя во время болезни Голодца - переиначивал сформулированные Адамасом заочно планы тренировок, своевольничал с составом, что стало главной причиной провала команды на старте прошлого сезона. Голодец, Бесков - сугубо теоретически. Сам Толстых, если уж называем все варианты, включая абсурдные. И Петрушин.
Имя Алексея Петрушина всплывало еще в те дни, когда дебатировалась отставка Голодца. Он был альтернативой Ярцеву - 46-ти тогде еще летний тренер дубля, побеждавший со своей командой в турнире второй лиги два года кряду, кажется. Один из тех, кто с тренером Сан Санычем Севидовым выиграл последнее динамовское золото чемпионата Союза.
Петрушин с недавних пор часто появлялся на телевидении, на футбольном канале НТВ-Плюс - благо стало больше времени, когда его освободили от работы с дублем (Ярцев посчитал, что от второй команды совсем нет отдачи в основу, что соответствовало действительности и не могло не настораживать). Когда вместе с Непомнящим в "Футбольном Клубе" Петрушин комментировал игры сборной России с французами и исландцами, говорят, Толстых похвалил его за убедительность. Зрители футбольного канала, которых поначалу немного раздражала петрушинская манера тихонько бубнить под нос, со временем, кстати, тоже оценили здравый ум, выглядывающий из-за его осмотрительных суждений.
Участие в телепрограммах вообще становится важным фактором тренерско-экспертного веса. Даже Савику Шустеру успели предложить пост главного тренера в команде высшего дивизиона (он ответил - если играющим, то да). Регулярно появляясь на футбольном канале, Петрушин напоминал о себе тем, кто год назад в общем-то обоснованно усомнился в его заматерелости. Мало того - он представал фигурой независимой и самостоятельной, а именно с этими качествами не каждый готов ассоциировать тренера дублирующего состава, будь он трижды способным. В общем, Петрушин времени зря не терял.
Компетентность Алексея Алексеевича как специалиста сомнений не вызывает. За него говорит и принадлежность к динамовской диаспоре. Но вместе с тем он никогда не работал на таком высоком уровне - в сорок семь теперь уже лет. По своему авторитету, удельному весу тренер Петрушин явно не дотягивает до динамовских амбиций. И это - факт, как бы мы ни относились к этому симпатичному и вдумчивому человеку.
Свой первый матч Петрушин выиграл - у "Уралана". Следующий, с "Шинником", ждать не заставит, а там - важный, хоть и чисто символический, реванш с "Зенитом" за кубковый финал. После этого можно будет анализировать его способность довести до успешного конца нынешний сезон. Предпосылки для этого, в общем-то, есть. И тогда Петрушин останется тренером ещё как минимум на год.
Есть и второй вариант развития событий - Петрушин допускает осечку. И тогда может выйти на первый план весь промежуточный характер этой фигуры. В этом случае Петрушин может стать для "Динамо" новым Голодцом - человеком, который всегда готов помочь и подстраховать, но остающийся на вторых ролях. А на место главного будет приглашен более весомый специалист без команды помощников - команда-то есть, Гонтарь, Новиков. Вот и Петрушин, кстати, здесь же...
Николай Толстых выждет момент и поступит как опытный менеджер. Доверие своему бывшему партнеру он уже оказал и шанс ему предоставил. Он, очевидно, всегда имел Петрушина в виду - недаром же, хоть и убрал его из дубля по просьбе Ярцева, все же сохранил отставника в клубе и исправно платил ему зарплату. И если Алексей Петрушин окажется столь же состоятелен в практической тренерской деятельности в одном из лучших клубов России, как и в роли эксперта на футбольном канале, то этому, думаю, обрадуются все. Не так уж много у нас хороших тренеров, и крайне редко появляются среди них новые интеллигентные лица. Но это коридорно-личностная часть вопроса. Главное же в другом. Сможет ли "Динамо", как никогда укомплектованное, как никогда амбициозное, выиграть наконец-то чемпионат или хоть попасть в Лигу Чемпионов? Этого не знает и не может знать никто. И все менеджерско-этические удачи могут еще обернуться чем угодно. Буквально - чем угодно.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |