Опубликовано в Gazeta.Ru от 15-04-1999 (Выпуск No 033)
Оригинал: http://gazeta.ru/sport/15-04-1999_formula.htm


Сергей Иванов
McLaren снова слишком силен

Просыпался Уиттинг в холодном поту и не знал, что бы такое запретить ему у МакЛаренов. Впрочем, может это все и неправда. Но, даже если это неправда, воображаемый кошмар Чарли Уиттинга начал в Бразилии сбываться. Не совсем еще, правда, сбылся. Машины Хаккинену и Култхарду починили, но не до конца. Капризная гидравлика, судя по всему, барахлит по-прежнему.

На старте Култхард не смог включить первую передачу и "завелся" лишь в боксах. Потерял ненадолго передачу и Хаккинен, что стоило ему двух мест в начале гонки. Дэвид в итоге с трассы сошел, но Мика-то гонку выиграл! И как выиграл - уверенно, гроссмейстерски, без напряжения. Пусть отстал от него Михаэль Шумахер ненамного, но невооруженным глазом было видно - если захочет Мика, то прибавит, и прибавит серьезно.

Что ж теперь делать? Известна заботливость руководителей Формулы-1 о поддержании интриги первенства. Станут ли они "придерживать" McLaren? А если станут, то как? Собственно, средств в арсенале немного: дисквалификация пилотов за истинные и мнимые прегрешения и усиленный поиск в конструкции машин не соответствующих регламенту элементов. Что ж, в прошлом году попытались было запретить асинхронную тормозную систему, которую изобрел McLaren. И что же? Как ехали серебристые машины быстро, так и продолжали.

В общем, аховая намечается ситуация с интригой. Не запретить ли аэродинамика Эйдриана Ньюи вкупе с мотором Mercedes, А может, что там мелочиться, со всей командой McLaren? Представьте чемпионат без них: вроде бы Ferrari - лидер, но на пятки наступают Jordan, Stewart, многое обещает Sauber, просыпается от спячки Williams, пытается соответствовать репутации топ-команды Benetton, начал подавать надежды Prost, да и BAR в конце концов поедет же когда-нибудь! Интересное нас ожидало бы первенство...

Стоило FIA потерпеть один год и воздержаться от серьезных перемен в техническом регламенте (разве что дополнительную канавку на передних покрышках ввели) - тут же силы существенно выровнялись. Те деньги, которые середняки обычно пускают на то, чтобы приспособиться к изменениям регламента, они пустили на продвижение вперед, оттталкиваясь от достигнутого прошлогоднего уровня. И что же мы видим? Даже Minardi отстает не так катастрофически, как раньше. Даже безденежный Arrows взял в Мельбурне очко.

Но это выравнивание сил оказалось бессмысленным, ибо не затрагивает лидеров - McLaren ни с кем выравниваться не хочет: предпочитая гордое одиночество заведомых победителей.

А может быть, ввести ежегодный драфт, как в NHL? Minardi занимает последнее место в чемпионате и получает первый номер для выбора: хочешь, Джанкарло Минарди, Шумахера выбирай, хочешь - Ньюи, а хочешь - Mercedes. Пока очередь выбирать дойдет до Рона Денниса, в его распоряжении останутся прошлогодний мотор Ford и пилоты Жене и Такаги. Хотя создается такое впечатление, что он и с ними выиграет чемпионат... Если только Ferrari с Зонтой и Бадоером не вмешается...

Но хватит бесплодных мечтаний. Все равно романтические времена, когда за победу боролись десять-двенадцать гонщиков, сейчас не вернешь, если не устраивать стандартизацию техники, как в CART. Но тогда это будет уже не Формула-1, весь смак которой состоит в составлении уравнения со многими неизвестными. Пилот, работа механиков, шасси, мотор, прочие агрегаты - и ненадежность любого из этих звеньев ведет к поражению в гонке. Формула-1 учит сравнивать несравнимое. Что важнее - боле мощный мотор или искусство пилота? Или, может быть, аэродинамика?

И задачи Формула перед командами ставит нелинейные. Что нужнее - ехать аккуратно, взять очки или рвануть на всю катушку, создав хорошее настроение болельщикам и спонсорам хоть на несколько десятков кругов?

Во времена оны (когда дозаправка в ходе гонки была запрещена, и все стартовали с полными баками) была такая команда March. Не раз бывало, что ее пилот Иван Капелли мощным стартовым рывком опережал многих соперников и держался в группе лидеров. Потом, правда, останавливался на обочине, и все вздыхали: надо же, если б не поломка, мог бы высокий результат показать. Не мог бы! Потому что в баках у машины Капелли было вполовину меньше бензина, чем нужно, чтобы добраться до финиша. На старте из-за этого его машина была гораздо легче, чем у соперников. А что делать? С полным-то баком до финиша доберешься, но в шестерку не войдешь и очков все равно не получишь. А тут хоть есть возможность покрасоваться среди лидеров. Ален Прост потом смеялся: "А я-то думал, что ж его догнать-то у меня никак не получается..."

Мне кажется, похожую тактику избрала в Бразилии команда Stewart. Да, новый мотор Ford пока не слишком надежен. Но вряд ли он ненадежен настолько, чтобы не дать шанс Рубенсу Баррикелло финишировать при условии аккуратного обращения с техникой. Но бразильцу явно дали приказ: технику не жалеть, выжать из нее вес на первых кругах, показать миру, что мы сильны и можем обгонять даже Ferrari. А там уж - как получится. И Рубиньо свою задачу выполнил - воспользовавшись заминкой Хаккинена, возглавил гонку, покрасовался во главе пелетона. У него и шины были более мягкие, чем у соперников, и бензина меньше - Stewart запланировал для него два пит-стопа. Ну, а то, что безжалостно пришпориваемый мотор в конце концов все-таки сломался - не так уж важно. Зато теперь вплоть до Имолы все будут говорить, как силен Stewart.

И, между прочим, не зря. Несмотря на некоторую театральность происходившего в Бразилии, Stewart действительно силен. Как и Jordan. Они в состоянии придать первенству дополнительную интригу. Удастся ли им вытеснить Williams и Benetton с обжитых мест в верхней части турнирной таблицы? Этот вопрос не менее интересен: чем судьба чемпионского звания.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.