Опубликовано в Gazeta.Ru от 14-07-1999 (Выпуск No 092)
Оригинал: http://gazeta.ru/sport/14-07-1999_nba.htm


Дмитрий Навоша
10 разочарований 53-го сезона НБА

1. "Лос-Анджелес Лейкерс". Чемпион НБА по звездам, амбициям и околокомандной шумихе вновь оказался беспомощен, когда пришел срок выложить реальные игровые аргументы. Лос-анджелесцы после неровного выступления в регулярном чемпионате грозились исправиться в плей-офф и, в принципе, слово свое сдержали. В четвертьфинальной серии с "Сан-Антонио" "Лейкерс" выступил куда ровней, рухнув в пропасть "сухого" поражения в серии - 0:4. Разжалованный в этом сезоне из лучшего центрового лиги Шакил О`Нил не нашел аргументов в борьбе с "двойной башней". Слова ведущего популярнейшего в Америке ток-шоу Джея Лено о том, что штрафные броски Шака в серии со "Сперс" попадали в кольцо примерно с той же точностью, что и бомбы НАТО по югославским целям, следует признать чересчур комплиментарными для центрового калифорнийцев: цели достигли лишь 29 из 61 его попыток. О`Нил, Брайант, Райс, Орри, Родман... Состав "Лейкерс" можно признать одной из вариаций "Дрим тим", однако команда-чемпион - это нечто большее, нежели сумма ее частей. Почти демонстративное нежелание "живущих около озер" упираться в защите и напряженность в отношениях между не поделившими славу Коби и Шакилом пустили прахом прожекты "Лейкерс".

2. Невысокая результативность и антирекорды снайперов. Общая тенденция к падению результативности в НБА, помноженная на сбившийся во время локаута прицел снайперов, заставила зрителей довольствоваться как никогда скромными очковыми достижениями. В книге рекордов лиги был почти полностью переписан раздел "минимальная результативность". Например, за двенадцатиминутку на двоих меньше всего забили самые скупые на очки команды лиги "Атланта" и "Нью-Йорк", закончив одну из четвертей с гандбольным счетом 11:8. А "Чикаго" в одном матче не сумел даже перевалить за 60-очковую планку, в прежние годы преодолеваемую к перерыву. Тут ли не вспомнить, что осиротивший своим уходом "Буллз" Майкл Джордан в одиночку забивал за матч по 63 очка?

3. "Сиэтл Суперсоникс". Сверхзвуковая скорость, с которой "сверхзвуковая" команда пролетела мимо плей-офф, удивительна уже потому, что к этому не было никаких явных предпосылок. Опытный и кадрово стабильный "Сиэтл", напротив, представлялся одним из фаворитов Западной конференции. Более всего, наверное, уверовали в этот статус сами игроки, каждый из которых, в том числе лидеры Вин Бэйкер и Гэри Пэйтон, провели не лучший свой чемпионат, что обернулось кошмаром: впервые за 9 лет сезон закончился для "Суперсоникс" так рано.

4. Непотребный вид чемпионов. Завоевывается авторитет долгие годы, растрачивается - в считанные дни. От постджорданского "Чикаго" никто не требовал сохранения былых высот, однако по крайней мере о сохранении авторитета - категории, которую в профессиональном спорте, да и любой другой области жизни чтут не меньше - клуб позаботиться был обязан. Но некогда наводившие трепет на любого соперника красно-черные майки стали в этом сезоне пустой бутафорией. Оправдательный лепет руководства "Чикаго", твердящего "о работе на перспективу", пронизан изрядной долей лукавства и призван затушевать явные кадровые упущения: какая перспектива может быть у давно переживших пору первой баскетбольной свежести Рэнди Брауна, Эндрю Лэнга, Марка Брайанта, Билла Уэнингтона? Впрочем, отчасти в унижении "Быков" "повинны" соперники, с решимостью торреро пустившиеся мстить им за все былые обиды и не останавливавшиеся даже тогда, когда разница в счете перекрывала обыкновенно настраивающие на благодушие три десятка очков... Если в былые годы "Чикаго" выигрывал чемпионаты, то нынче довольствовался победой в антагонистичном состязании, первенствовав в драфт-лотерее.

5. Тройной обмен плеймейкеров. Баскетбол - не математика, и от перестановки слагаемых сумма в нем может измениться. Громкий чейндж, задействовавший три клуба и девять человек, трое из которых (Стэфон Марбэри, Тэррел Брэндон, Сэм Кэссел) принадлежат к плеймейкерской элите лиги, принес удовлетворение, похоже, лишь всемогущему агенту Дэвиду Фолку, заработавшему на нем приличные комиссионные. "Миннесота" и "Милуоки" погрязли в вынужденной перестройке своей игры под новых (Брэндон и Кэссел соответственно) диспетчеров, а "Нью-Джерси" появление благословенного Марбэри долгожданного исцеления не принесло. По крайней мере - в обозреваемом сезоне.

6. "Юта Джаз". Сдается, что руководство "джазменов" повторило ошибку "Бостона" 80-х и "Детройта" первой половины 90-х. Те явно затянули с обновлением состава и до сих пор не побороли последствия кризисов, что застигли команды впоследствии. Трагедия "Юты" состоит в том, что если арены двух упомянутых клубов по крайней мере украшают чемпионские знамена, неопровержимые свидетельства их былой славы, то стропила "Дельта Центра" в Солт-Лейк-Сити остаются девственно пустыми. "Юта" могла бы гордиться тем, что пребывала в элите НБА столь долгий период и привила зрителю вкус к интеллектуальному баскетболу, если бы даже его основоположник и дирижер "джазового" оркестра Джерри Слоан не признал, что "чемпионские перстни - вот единственный объект для гордости". Шансы на завоевание этих украшений в данной команде несчастливо застигнутые возрастом Мэлоун и Стоктон, похоже, уже утратили.

7. Майкл Оловоканди. Свою ставку в драфтовой рулетке-98 "Лос-Анджелес Клипперс" вынужден признать неудачной: представлявшийся джокером Оловоканди на поверку оказался в лучшем случае некозырным валетом. Непрофессионализм уроженца Нигерии и подданного Англии проявил себя не только в технической составляющей (польствишиеся на незаурядную фактуру калифорницы знали, что берут недоученного, сырого еще центрового), но и в моральной - явного рвения в дальнейшем постижении баскетбольного мастерства Оловоканди не проявлял. Зато обнаружил его в расходовании денег своего первого профессионального контракта, весомая доля которых осталась в ночных клубах Лос-Анджелеса.

8. Скотти Пиппен как новая мессия "Хьюстона". Всякий случай не оправдавшихся надежд констатируешь с горечью, но когда разочарованием оказываются столь интересные и заслуженные клуб, тренер или игрок, как "Юта", Питино или Пиппен - неудовольствие особенно глубоко. И тем не менее, сложно не изумиться метаморфозе, случившейся со Скотти Пиппеном при переезде из "Чикаго" в "Хьюстон": вместе с багажом он отчего-то не прихватил свои былые удаль и незаурядность, сделавшие его вторым по значимости после Джордана творцом феномена "Буллз".

9. "Бостон" как питомник молодых талантов. Идеи амбициозного наставника "Селтикс" Рика Питино, подкупившие публику своими свежестью и романтичностью, не спешат сближаться с реальностью, а представлявшийся питомником юных дарований "Бостон" -- расцветать в райские кущи. Минувший сезон не только не принес "Кельтам" прогресса, но и отбросил их назад, заставив Питино пересмотреть воззрения относительно талантливости многих игроков вверенной ему команды.

10. Брайан Ривс - ну очень "Биг кантри". Самый интересный белый центровой лиги за один сезон успел все комплименты в свой адрес обратить в неотработанные авансы и стать обузой даже в таком "суперклубе", как "Ванкувер". Выбив из клубных боссов мультимиллионный контракт, Брайан Ривс свою миссию на ближайшие годы, похоже, счел исчерпанной и пустился в подражательство Обломову. Баскетбольный псевдоним центрового -- "Биг кантри" ("Большая страна") - в этом сезоне зазвучал по иному, утратив почтение перед мощью Ривса и обретя интонацию издевки перед его не знающими диеты телесами.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.