Опубликовано в Gazeta.Ru от 05-03-1999 (Выпуск No 005)
Оригинал: http://gazeta.ru/sport/05-03-1999_0305real.htm


Игорь Порошин
Стойкие оловянные солдатики в гостях у мадридских лицедеев

Один из эпизодов встречи
Мадрид совсем запутался в своих футбольных желаниях. Когда в 97-м Фабио Капелло вернул "Реалу" первенство, прервав гегемонию "Барселоны", этого правлению самой титулованной команды Европы показалось мало. Королевский клуб выигрывал тогда рационально. Это, если не умаляло победу, то, по крайней мере, делало ее переживание неполным. Капелло и прежний президент "Реала" Рамон Мендоса расстались взаимно раздраженными. Приемник великого итальянца, немец Юпп Хейнкесс, едва дожил до окончания сезона. Не приобретя благородной страстности, став уже совсем, по-немецки чопорной, команда при нем еще и утеряла капеллову победительность - "Реал" пропустил вперед "Барсу" и баскский "Атлетик". Поэтому даже победа в Лиге чемпионов не спасла Хейнкесса от отставки. Новым предводителем должен был стать Хосе Антонио Камачо - знаменитый защитник "Реала" 80-х. Но тут начался чемпионат мира, и Мадрид увидел голландцев. Позабыв о Камачо, новый президент "Реала" Лоренцо Санс теперь думал только о Гусе Хиддинке - тренере, создавшим команду, в которой отразилось его представление о Королевской команде - бесстрашной, артистичной, благородной. Команде, противостоящей футбольной современности, с ее трусливыми идеалами.

Недоступная русскому футбольному болельщику логика тренерских отставок в "Реале" может быть будет понятнее, если предположить, что его директорат яростно ревновал "Барсу" не столько к ее испанским и европейским тутулам, сколько к мировой славе самой зрелищной команды мира. Кройф научил своих игроков проигрывать с видом победителей. Хиддинк был срочно вызван в Мадрид затем, чтобы научить блестящих игроков "Реала" единственному, чему они не могли - выигрывать красиво.

Хиддинк справился со своей задачей даже быстрее, чем предполагалась. Домашний матч Лиги чемпионов против "Интера" можно считать премьерой Королевской футбольной труппы Мадрида. Она получилась триумфальной. Непонятно, что больше тогда поразило в игре "Реала", то ли диковинное построение мадридцев - они играли в четыре нападающих и два полузащитника, подобно легендарной бразильской сборной образца 1958 г., то ли сама производная этой ультранаступательной тактики - миланцы весь матч униженно просидели на своей половине поля.

Премьера на "Сантьяго Бернабеу" оказалась лучшим представлением труппы Хиддинка. Чем дальше от победного матча, тем меньше игра "Реала" оставляла ощущение цельного действа, распадаясь на фрагменты. Впрочем, прекрасные. "Реал" устремился в погоню за красотой. Чувством слишком индивидуальным, чтобы еще и преследовать командные цели.

От этого сна, полного изящных подкатов, парадоксальных передач, блестящих финтов, Мадрид очнулся после третьего кряду поражения в чемпионате Испании. Явь турнирной таблицы ужаснула хозяев "Реала". От Хиддинка избавились, даже не взглянув на календарь. Джон Тошак пришел в команду, когда до четвертьфинала Лиги чемпионов оставалось пять дней.

То, что нарцисское начало стало преобладающим в игре "Реала", было заметно уже в декабрьской игре "Спартака" на "Сантьяго Бернабеу". Солисты "Реала", может быть, за вычетом Савио и Рауля, не бегали, а танцевали с мячом, легко создавая угрозы воротам "Спартака" и столь же легко их транжиря, заигрывая с Фортуной. Как со старой подружкой. Если бы Олег Романцев тогда подвел свою команду к этому матчу в хорошем физическом состоянии, то тогда вполне можно было бы проучить Роберто Карлоса, Миятовича, Зеедорфа и Ко за пижонство. Как наказывается позерство наглядно показали киевляне. Помощники Лобановского в отличие от помощников Романцева всегда знали толк в легкой атлетике.

Неделя правления в "Реале" валлийского тренера Джона Тошака прошла под девизом "Забыть Хиддинка" - изменилось многое и ничего. Тошак перегруппировал атакующее звено клубного чемпиона Европы, отказавшись от хиддинковской идеи игры с крайними форвардами. Изменилась форма, суть осталась прежней. Квартет Рауль - Миятович - Морьентес - Зеедорф, как их не расставляй в квадрате зеленой сцены, все будет играть одно - в свое удовольствие. Право на самовыражение, дарованное Хиддинком- освододителем, дорого звездам Королевского клуба. Они просто отравлены свободой. Тошак, не Тошак. Даже знаменитые розги Траппатони им уже не помогут. Сегодняшний состав "Реала" либо нужно разгонять, либо оставить его таким, как он есть, канонизировав стиль Хиддинка. Балет Марииинского театра, футбол мадридского "Реала".

"Реал" не мог начать игру против команды Лобановского, глядя на соперника свысока - Мадрид теперь призывает его игроков не к красоте, а к бдительности. Но при встрече с Косовским, Лужным, Хацкевичем - этими оловянными солдатиками войска Лобановского, бойцами надежно усвоенного маневра "туда-обратно", "Реал" преисполнился чувством классового превосходства. Почти по-мальчишески искренним. Они ждали ниспровергателей "Барсы" и "Арсенала", а увидели упрямую, старательную деревенщину. Судорожная самоотверженность киевлян почти комически контрастировала с небрежной легкостью, обретенной мадридцами к середине первого тайма. "Реал" создавал голевые моменты и выбрасывал их, словно золотые монеты к ногам бедняков. Хозяевами поля двигал опасный азарт. Защитники "Реала", например, полагались на индивидуальное мастерство, выказывая пренебрежение к элементарным нормам безопасности - подстраховке. Если бы не блестящая работа пары Гути-Редондо, мы вспомнили бы о Шевченко и Реброве раньше, чем в конце первого тайма.

Самодовольные защитники Королевского клуба были наказаны. Хотя и не так жестоко, как следовало.

Выяснение отношений отложено до Киева. Результат - 1:1 - позволит киевлянам играть сугубо оборонительный вариант, который при неизбежном перемещении с непривычного левого фланга на место опорного полузащитника, наверняка команда Лобановского сыграет убедительнее, чем на "Сантьяго Бернабеу". Интрига не только в том, кто пройдет в следующий круг - "Реал" или киевское "Динамо" - но и в том, возможно ли в современном футболе существование артистического направления, самым ярким представителем которого в Европе сегодня, несомненно, является мадридский "Реал". То, что его игроки ощущают себя театральными примами, вполне подтвердила сцена в раздевалке Королевского клуба после матча с киевлянами. Кларенс Зеедорф обвинил Фернандо Йерро в том, что тот весь матч игнорировал его, направляя мяч куда угодно, только не ему. Йерро оспорил мнение Зеедорфа кулаками. Выяснение отношений между звездами, даже при помощи мордобоя, дело семейное, дело житейское. Примечательность этого случая в том, что в это время в раздевалке присутствовали посторонние, журналисты, что придало сцене налет эффектного театрального скандала, разыгранного в закулисье двумя капризными, ревнивыми звездами.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.