Опубликовано в Gazeta.Ru от 29-06-1999 (Выпуск No 081) Оригинал: http://gazeta.ru/society/29-06-1999_tele.htm |
21 июня. ТВ-6. Премьера - "Президентские гонки", некое подобие питерского "Музыкального ринга" с участием фольклорного ансамбля, публики в зале и, в данном случае, Владимира Довганя и Бориса Немцова, напоминающее также и древнюю советскую программу "А ну-ка, парни!" и, отчасти, классический кавээновский конкурс капитанов. Все действие стремилось к разудалой веселухе, чему немало способствовало исполнение частушек. Для программы была написана специальная песня, чего давно не бывало замечено на нашем ТВ, стремящемся, как в другой песне поется, "слепить" то, что есть "из того, что было".
И вспоминаешь при этом бессмертное: "Началось! Вот оно! Страшно и весело!"- говорило лицо каждого..." (Л. Н. Толстой, "Война и мир", том первый, часть вторая, глава XVII).
Выборы, выборы, господа, чей-то очередной Аустерлиц...
22 июня. "Культура", "После новостей". Академик Евгений Велехов на этот раз беседует с Лео Бокерия. Парадоксальная, вообще-то, получается вещь, поскольку по закону жанра задающий вопросы по отношению к интеллекту интервьюируемого должен находиться как бы в состоянии постоянного недоумения, либо природного, либо, по необходимости, имитируемого. Ни того, ни другого академик, конечно, позволить себе не вправе.
"ТВ-Центр", "Времечко", "Ночной полет". Эдуард Сагалаев рассказывает о том, что шесть лет назад, начиная ТВ-6, он, чтобы внести свою долю, заложил свой "жигуленок", а теперь вот продал часть своих акций Борису Березовскому.
А ведь, право, как просто - взять пустое место, называемое "эфиром", заполнить его чем Бог послал, зритель у нас, как известно, доброжелательный, тем более с него, по пословице, за просмотр денег не берут, заполнить промежутки рекламой, и вот, пожалуйста, только Березовскому и под стать теперь купить всего только часть акций того, что на этом месте сейчас находится. А еще говорят, что мы за время реформ не приобрели ничего, кроме гласности. А она, как видите, в материальном своем выражении, в облике ее носителей, уже имеет немалую рыночную цену.
И вот уже оказывается, что Эдуард Михайлович встречался в прошедшее воскресенье с Борисом Абрамовичем и обсуждал с ним, и то, каким должен быть наш будущий парламент, и кто должен быть в нем представлен, предложил свой список.
А затем отвечал на телефонный вопрос телезрителя о Сергее Доренко. По результатам многолетних наблюдений могу сказать, что десять лет назад, когда разговор заходил о телевидении, то через три минуты все обязательно говорили о Невзорове, пять лет назад - о Киселеве, а теперь вот - о Сергее Леонидовиче, которого, прошу заметить, что-то давненько не было видно. Такой вот у нас теперь символ ТВ - весь где-то за кадром, как и все наше отношение к тому, что Сагалаев, в отличие, скажем, от покойного Лапина считает не искусством, а средством общения. Что, как ни крути, и подтверждается в данный момент самим фактом его беседы в прямом эфире с Андреем Максимовым.
23 июня. ТВ-6, "День за днем". Репортаж о неожиданной поездке Клинтона в Македонию. Комментатор обращает внимание на то, что, несмотря на проливной дождь, никто из охранников не открыл зонтов над вышедшими из самолета Биллом и Хиллари. Вероятно, это очередной шаг на пути опрощения нравов в среде высших должностных лиц. А, может быть, Хиллари, как истинно феминизированная американская женщина не позволила, чтобы кто-то проявил галантность по отношению к ней, а Билл, в свою очередь, не смог, как истинный джентльмен, быть в преимущественном положении по отношению к даме. Поэтому-то оба и вымокли...
"ТВ-Центр", Программа "Базар", которую ведет главный редактор одноименного издания Арина Розова. Почему-то все женщины, рассказывающие у нас на телевидении о модном и стильном самого крутого замеса, делают это такими голосами, которые вызывают ассоциацию с процессом розничной продажи эмалированной посуды.
ТВ-6, Новости дня, 20.00. Сенсация: программу "Совершенно секретно" отлучают от эфира РТР, прямо с сегодняшней недели. Но ведь очередной ее выпуск заявлен в телепрограмме на 17.00 предстоящей субботы, и теперь остается только с нетерпением ждать, чем ее заменят. Поскольку чем бы не заменили, это окажется более чем символичным.
"АТВ - это религия!" (А.Г.Малкин. Из выступления в программе "Пестрая лента" канала "ТВ-Центр").
24 июня. "ТВ-Центр", "Луна-парк-шоу". Странный все-таки человек этот ОК, с которым сейчас идет беседа. Все, вроде бы, делает правильно, чтобы эпатировать публику - демонстрирует свой цинизм, обзывается всяко, постоянно заявляет о своей гениальности. И никому-то все это неинтересно, и даже неловко слушать и смотреть, как человек вкладывает столько сил в то, что никого не волнует. А все потому что еще один точно такой же персонаж на нашем телевидении уже есть, он еще в Государственной Думе заседает... Ну как, вспомнили? В этом-то все и дело. А ОК - лишь его эпигонский вариант, поэтому-то и неинтересен.
25 июня. Новости всех каналов. Андрей Макаревич, ведущий программ "Смак" и "Абажур" канала ОРТ, а также участник рок-группы "Машина времени" получает в Кремле из рук президента государственную награду. По-моему, это второй случай в истории рок-музыки со времен вручения ансамблю "Битлз" орденов Британской империи.
26 июня. REN-ТВ, "Четвертая власть". Вновь история с закрытием "Совершенно секретно". По-моему, это второй по степени скандальности случай после исторического запрещения в 1991 году "Взгляда" лично товарищем Кравченко, который, помните, "пришел, чтобы исполнить волю президента"? Но все же ужасно интересно, что же покажут сегодня на РТР? Михаил Швыдкой говорил, что у него в запасе есть немало недорогих документальных фильмов.
РТР. 17.00. И опять вспоминаешь: "Вот оно!..". Но все на этот раз оказалось страшно невесело: сначала и в самом деле документальный фильм о приютах для бездомных негритят в Южно-Африканской республике, а потом исключительное по своему занудству интервью с российско-израильским (живет там, но душой - здесь) бизнесменом о возрождении величия России, о необходимости соединения частного капитала и возможностей государства, оказавшимся помимо своей воли в позиции штрейкбрехера.
Стоит, впрочем, напомнить, что когда-то вместо "Взгляда" показали несокрушимый пропагандистский фильм "Лицо экстремизма".
А другое кино показывали на Казанском вокзале.
Немалых усилий зрения и слуха потребовалось тем, кто собрался 24 июня в выставочном центре "Царская башня" на фестиваль "Неизвестное телекино о неизвестной России", чтобы осуществить просмотр представленных работ. Огромный, украшенный фресками на темы торжества социализма зал с высоченными окнами оказался плохо приспособленным для этого занятия.
И тех, кто провел здесь четыре часа, без перерыва и даже фуршета, можно назвать подлинными энтузиастами всего неизвестного.
Главным инициатором фестиваля выступил недавно созданный некоммерческий фонд научно-исследовательских разработок "Пушкинский институт", а подбор представленных фильмов, представленных на нем, вызвал у знатоков творческий зуд. Как и сам термин "мировоззренческое кино", предложенный к обсуждению академиком Российской академии телевидения и ведущим программы ОРТ "Цивилизация" Львом Николаевым. По его мнению, фильмы представленные на фестиваль, оказались исполненными в слишком традиционной манере и, например, открывавший просмотр "Путь к святилищу" Андрея Головнева (Ассоциация визуальных антропологов) он совершенно справедливо сравнил со снятым еще семьдесят с лишним лет назад классическим "Нануком с Севера" Роберта Флаерти.
Но, по мнению членов оргкомитета, именно такое различных форм, в которых были исполнены показанные на фестивале фильмы, и должно было дать импульс для участников дискуссии, которая, как предполагалось, и станет главной пружиной действия этого события.
Пожалуй, все же именно различные качества неизвестности широкому зрителю и проявились в полной мере в ходе просмотра. Снятый еще в 199З году на студии "ТРИТЭ" фильм Валерия Жереги "Ублюдки, шалавы, твари", и отмеченный с тех пор наградами на двух фестивалях, по мнению участника дискуссии Алексея Самохвалова (Национальный исследовательский центр телевидения и радио), до сих пор невозможно представить в программе любого центрального канала - с такой обнажающей жесткостью показана в нем жизнь бездомных детей на Курском вокзале Москвы. Неизвестные ранее факты русской истории представил фильм Виссариона Алявдина (Канал "Культура") "Галлиполи - берег отчаяния и надежд", рассказывающий о месте первой эвакуции из Крыма армии Врангеля.
Почти неизвестный на родине хор Ново-Спасского монастыря, выступающий преимущественно за границей и признанный там одним из лучших мировых музыкальных коллективов, стал коллективным героем фильма Давида Шнейдерова (НТВ+) "Спаси, Боже, люди твоя...". Неизвестной ранее зрителю иронией по отношению к собственному замыслу отличалась работа Ирины Бахтиной (ТВ-Центр) "НАТО. Роза ветров" (1999 год). Начатое как объективно-нейтральное произведение "к дате" - пятидесятилетнему юбилею Северо-Атлантического блока, фильм был подвергнут изменению в процессе работы над ним из-за начавшегося балканского кризиса.
Видеоэкранизация Андреем Столяровым и Дмитрием Дибровым поэмы Бродского "Представление", сделанная еще в 1992 году, она была показана только один раз, и с тех пор эта виртуозная по качеству телевизионного трюкового изображения работа оказалась практически забыта. Она ни разу не выставлялась ни на один фестиваль телевизионных работ, и поэтому на Казанском вокзале состоялась, можно сказать, ее новая премьера, как, впрочем, и большинства фильмов.
Это, пожалуй, и оказалось главной мыслью фестиваля - проблема телевизионной работы, с одной стороны, существующей в потоке ежедневной продукции и одновременно, способной быть рассматриваемой отдельно, в фестивальном измерении, взглядом по мере возможности наиболее приближенным именно к тому самому мировоззрению автора, критерии которого и предложил определить Лев Николаев.
Конечно, четырех часов и семи фильмов было недостаточно, чтобы высказаться по столь широко поставленному вопросу, конечно, как всегда, на самое главное, на то, чтобы высказаться всем, кто хотел это сделать, не хватило времени. Поэтому оргкомитет объявил, что фестиваль будет продолжен и предлагает всем, желающим принять в нем участие, присылать свои заявки.
А единственный приз, символизирующий зрительскую симпатию всех участников, был вручен четырехминутному музыкальному мультфильму "Дождь", сделанному студенткой ВГИКа Елизаветой Скворцовой.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |