Опубликовано в Gazeta.Ru от 28-02-1999 (Выпуск No 000) Оригинал: http://gazeta.ru/society/28-02-1999_kitaj.htm |
За счет чего живут китайцы
История китайской общины в Москве насчитывает более сотни лет, хотя существует и мнение о том, что впервые подданные Поднебесной империи появились в российской столице еще в допетровские времена. "Хинцы", как называли их москвичи, селились неподалеку от торговых рядов в пределах Китай-города. На самом деле название этого района не имеет никакого отношения к Китаю.
В 20-х годах нашего века в Москве насчитывалось несколько десятков китайских прачечных, харчевен, лавок со специями, а в районе Бауманской (бывшей Немецкой) существовал даже китайский клуб, при котором была гостиница и, естественно, ресторан.
Впоследствии все это потихоньку исчезло вместе с НЭПом, оставив на память лишь роскошное оформление магазина "Чай и другие колониальные товары" в конце Мясницкой улицы. Годы же большой дружбы запомнились москвичам лишь китайскими студентами да строительством гостиницы "Пекин", в ресторане которой можно было когда-то очень вкусно и недорого пообедать.
Возвращение китайцев в Москву и активное освоение ими современного мегаполиса началось в 1987-1989 гг. Первыми были китайские студенты и стажеры, приехавшие по обмену между вузами двух стран по линии министерства образования. К тому времени в КНР уже вовсю осуществлялись реформы и почувствовавшие вкус бизнеса представители китайского народа принялись вместо прилежной учебы активно использовать предоставленные перестройкой возможности для "экономической деятельности", проще говоря, торговли. Так стала закладываться экономическая основа существования в Москве китайской общины.
Основная сфера приложения усилий китайцев в настоящее время - челночная торговля, хотя в начале 90-х можно было говорить и о так называемом серьезном бизнесе, иными словами, вывозом в Китай сырья, автомобилей и всего, что плохо лежит. Пик этой деятельности пришелся на 1993 год, когда любой приезжавший в Москву китаец, будь то научный работник или искусствовед, имел при себе список товаров, которые хотели бы купить его китайские партнеры (они же чаще всего и спонсоры поездки): стальной прокат, рельсы, алюминий, "КАМАЗы", лес, тракторы с экскаваторами. Для обмена предлагался различный ширпотреб, чаще всего пуховые куртки и кожа. Списки были стандартными и наводили на мысль о существовании единого списка, распространяемого в централизованном порядке. Тем приятнее были исключения. Например, один китаец занимался в Москве и Петербурге скупкой китайского антиквариата, рыночную цену которого в России никто не знает по причине отсутствия экспертов.
Потом количество сделок стало уменьшаться, так как практически все, что плохо лежало, уже вывезли, начиная от шпал по цене металлолома и кончая подводными лодками, причем по той же цене (на вес). Последним ушлые военные умудрились продать почти до конца достроенный авианесущий крейсер "Варяг". Естественно, тоже по цене металлолома. Для того, чтобы как-то объяснить эту совсем уж странную сделку, была найдена фирма из Макао, которая и согласилась купить авианосец якобы для того, чтобы переоборудовать его в ... казино.Сделка была осуществлена, несмотря на большой скандал в прессе, однако нового казино в Макао так и не появилось.
Разумеется, железа в нашей стране всегда было много - как никак держали первое место в мире по выплавке стали (в годы "большого скачка"нас пытался обогнать тот же Китай, организовав самодельные "доменные" печи в каждом дворе, но у него ничего не вышло). Ржавые остовы неработающих агрегатов и сейчас попадаются на каждом шагу в районах МТС, центральных колхозных усадеб и просто на полях необъятной Родины. Примерно такая же картина наблюдается и вдоль ее побережья - только в этом случае все, что так сиротливо ржавеет по берегам рек и морей, когда-то, видимо, плавало. Только трудно поверить в то, что китайцы могли или могут стать для этой Зоны размером в одну шестую часть света сталкерами - пока настоящий металлолом доберется до Китая, он станет на вес золота.
Конечно, и сейчас еще встречаются некоторые китайцы, пытающиеся заняться в России "серьезным" бизнесом, например, купить бихромат натрия - химическое вещество, применяющееся при выделке кож и крайне необходимое в Китае, однако выясняется, что два российских завода, выпускавшие этот продукт, в настоящее время благополучно стоят и к ведению бизнеса абсолютно неспособны. Можно сказать, что сегодня экономической основой китайской общины в Москве остается практически исключительно челночный бизнес.
Об истории "челночного" бизнеса стоит рассказать поподробнее. Теперь, когда слово "челнок" прочно вошло в обиход в своем современном значении, а сам "челночный" бизнес постепенно стал все более женской профессией, мало кто помнит конец 80-х - самое начало 90-х. Тогда "челноки" воспринимались, да и сами себя чувствовали, словно первые переселенцы в Калифорнии - смелые, отважные ребята, едущие в дальние края и не боящиеся тяжелого физического труда (сумки с товаром приходилось таскать исключительно на себе). Это именно они проложили обывателю дорогу в загадочный далекий Китай и такую же загадочную, но более близкую Турцию. На заре "челночного" бизнеса самолет "Аэрофлота", вылетавший рейсом из Пекина в Москву, с трудом отрывался от земли - настолько велик был груз. А сколько трагедий происходило у стойки для взвешивания багажа!
Исчезло все это довольно быстро и для постороннего глаза незаметно. Хотя причина проста: появились фирмы, оформляющие так называемое cargo - доставку груза отдельно от хозяина в Москву. Сначала их было мало, но затем они расплодились, так как спрос явно превышал предложение. Эти фирмы взяли на себя решение самой насущной проблемы каждого "челнока" - проблемы веса. "Только плати, а мы отвезем", - так мог бы выглядеть их девиз.
Оставалась, однако, еще одна проблема - проблема различных ограничений на количество ввозимых товаров, так необходимых каждому российскому гражданину. Место основного действия, в котором одной из сторон приходилось применять изворотливость, уговоры, а иногда и прямой подкуп, переместилось на таможню. Успешная растаможка товара лицом, которому удавалось доказать, что все это неимоверное количество вещей предназначено исключительно для его личного пользования, воспринималась как большая удача.
Это продолжалось до тех пор, пока не появились фирмы, которые включили в спектр предлагаемых услуг и "растаможивание" (за дополнительную, разумеется, но весьма небольшую плату). С этого момента клиенту оставалось решить только одну проблему - вывезти достаточное количество валюты. Но и здесь с либерализацией соответствующих законов все стало легче. В результате бывшие "челноки" превратились в солидных господ, выезжающих в тот же Китай в дорогих костюмах (и не только спортивных, так как сам клиент уже ничего не делает, он только указывает, что, куда и когда отправлять, - остальное все сделают) и с большой суммой денег.
Более того, в соответствии с принципом "желание клиента - закон" фирмы cargo стали принимать плату не заранее, а непосредственно в Москве при получении товара, что немало способствовало уменьшению суммы, нужной с собой в поездку.
Первых "челноков", успевших накопить первоначальный капитал, стали называть "оптовиками". Но основа оставалась прежняя: даже посолидневший оптовый "челнок" оставался "челноком" Он лично мотался на место закупок и потом лично в Москве получал свой груз: при получении требовалась заполненная и проштампованная на Шереметьевской (Иркутской, Владивостокской) таможне декларация с указанием количества следующих отдельно мест, а также паспорт и накладная.
Но вскоре конъюнктура изменилась - китайские товары перестали быть внове, их низкая цена уже не компенсировала низкого же качества. Возникли трудности со сбытом, и прибыль, составлявшая ранее 200-300%, резко упала. "Оптовики", первыми поняв, что дела сначала на китайском, а потом турецком и таиландском направлениях идут уже не так хорошо, переориентировались на более капиталоемкие операции по завозу видео- и радиоаппаратуры из Объединенных Арабских Эмиратов (кстати, выяснилось, что там и климат получше). А на освободившееся место немедленно пришли китайцы, осознавшие, что созданные для российских граждан каналы ввоза товаров без уплаты каких-либо таможенных акцизов и налоговых сборов можно вполне использовать представителям других стран. Правда, поначалу они действовали через российских граждан, оплачивая им командировки в Китай и оформляя на них груз.
Положение кардинально изменилось, когда фирмы cargo в Москве перестали требовать таможенную декларацию. А некоторые стали довольно либерально относиться и к предъявляемым документам: нужно было только, чтобы у адресата была русская фамилия. Здесь уже изобретательные китайцы стали вести себя смелее. Среди адресатов, которым направлялся груз, стали появляться такие известные фамилии, как Сталин, Брежнев, Хрущев, Пушкин (далее фантазии и эрудиции, как правило, не хватало). А в Москве с накладной приходил китаец и на вопрос: "А где же товарищ Брежнев?" - отвечал: "Она заболела, плосила полусить за него".
Окончательная либерализация импорта по-русски наступила тогда, когда перестали спрашивать оригинал накладной - достаточно стало факсимильного оттиска - и отменили необходимость для получателя иметь российский паспорт. Все стало на удивление просто: один китаец сидит в Китае и посылает товар и факсы, а второй в Москве все это получает. Примерно с этого момента и берет свое начало резкий рост китайского населения в городе Москве.
Трудолюбивые китайцы, во-первых, вполне согласны довольствоваться меньшими объемами прибыли, а во-вторых, имели чисто восточные резервы эти объемы увеличивать - за счет уменьшения исходных затрат на изготовление товара. Следствием этого стало то, что "пуховики" по мере уменьшения в них процентного содержания пуха окончательно превратились в "перьевики", из которых перья вылезали как из старой подушки, а половины пуговиц просто не хватало. Это не могло не вызвать соответствующей реакции покупателей - подобная политика была весьма недальновидна.
Кроме того, изворотливый восточный ум особо не стесняет себя рамками западной морали - если в моде турецкая кожа, напишут, что сделано в Турции, будет модна итальянская - напишут: "Сделано в Италии". При этом сами китайцы признают, что в Китае подобные вещи строго караются. А здесь это проходит. Если "белый человек" так устроен, что не спрашивает документа о происхождении товара и сертификата на его качество, а смотрит только на красивый лейбл, - сделаем ему красиво, пусть любуется.
Разрешая и поощряя челночный бизнес, страна изначально шла на некоторые, скажем так, компромиссы, оправданные тем, что хотя казна не получает значительной части налогов и таможенных сборов, но рынок насыщается, и притом по приемлемым ценам. Рынок действительно удалось насытить, а кроме того, челночный бизнес создал огромное количество рабочих мест, в первую очередь для оказавшихся не у дел ИТР. Однако он, как и все в России, в своем развитии начал жить самостоятельной жизнью и вышел из-под контроля. По некоторым позициям, например, аудио- и видеоаппаратуре, челночный завоз в обход существующих ввозных пошлин составляет в Москве (а Москва - крупнейший оптовый рынок страны, откуда товары расходятся по всем остальным городам и весям) не менее 60%, а по трикотажу, коже и т.п., то есть по всему набору, продающемуся на оптовых, мелкооптовых и просто вещевых рынках, - вообще около 100%. При этом каких-либо таможенных пошлин, НДС никто, разумеется, не платит. Расчет идет наличными.
Естественно, что этим каналом активно пользуются не только отечественные бизнесмены, но и китайцы, пакистанцы, турки, индийцы, поляки (по пристрастию к таким видам торговли очень похожие на представителей Востока). Пальму первенства держат пока китайцы - просто в силу своих возможностей: огромное количество избыточного населения, активный рост производства, мобильность. Кроме того, есть основания полагать, что здесь речь надо вести и о неофициальной поддержке со стороны китайских государственных органов, поощряющих торговлю с Россией в любых формах и закрывающих глаза на мелкие (с точки зрения китайской стороны) правонарушения.
Во времена моды на бартер с китайцами в Китае существовал ряд положений, лишавших местные фирмы возможности покупать что-либо за валюту (чтобы она не уходила за рубеж) и поощрявших, наоборот, к чистому экспорту, то есть продаже за валюту. Так же и теперь - использование китайцами челночных операций способствует притоку в Китай валюты, вкладываемой в расширение и модернизацию производства, что довольно выгодно государству. В конечном счете это (разумеется, наряду с другими факторами) выливается в высокие темпы экономического роста страны, на которые так часто ссылаются российские коммунисты.
Где живут китайцы в Москве
Общая численность китайского населения в городе Москве науке неизвестна. Данные соответствующих органов, по их собственным признаниям, далеко не полны - очень многие живут фактически нелегально, либо не регистрируясь, либо с просроченной регистрацией. Различные эксперты оценивали число проживавших в Москве китайцев по состоянию на середину 1994 года, когда китайская община в Москве была представлена наиболее широко, цифрой от 100 до 500 тысяч. По данным ФСБ, в Москве на начало 1997 проживало свыше 100 тысяч китайцев, а на учете в органах внутренних дел числится только 11,5 тысячи. В настоящее время число китайцев в Москве, по их собственному признанию, существенно уменьшилось - экономический кризис в России коснулся и жителей столицы, в связи с чем китайские товары, хотя они и дешевле остальных, покупают хуже. Тем не менее, можно назвать несколько крупных общежитий, которые населены исключительно китайцами. В некоторых гостиницах (например, "Молодежная", "Азия") им отведены отдельные этажи. По-прежнему много принадлежащих им или снимаемых ими складов. Кроме того, практически каждое общежитие, в котором проживают китайцы, представляет собой одновременно и склад, и магазин, и оптовую базу.Как живут китайцы
Жизнь в общежитии на тюках с кожей малоприятна, хотя китайцы и традиционно неприхотливы к жилищным условиям. Правда, предпринимаются некоторые усовершенствования, например, в комнатах устраиваются полати под потолком (так как все пространство пола зачастую занято товаром). После такой перестройки комната напоминает двухэтажные магазины в старых китайских городах - в нижнем этаже прилавок, а наверху живет хозяин с семьей и своим нехитрым скарбом. Своеобразно используется техника: например, если кто-то из китайцев снимает неподалеку от общежития квартиру, то отводная трубка радиотелефона вполне может располагаться в общежитии и использоваться в "централизованном" порядке (за что хозяин получает определенные дивиденды).Что нас ждет в будущем
На данный момент еще рано говорить о наличии в Москве чайна-тауна. Китайцы живут компактно в окраинных, дешевых районах Москвы, привлекающих их не только ценами на жилье, но и наличием большого числа промышленных предприятий, а значит, подъездных путей, складов и не в последнюю очередь покупателей дешевого китайского товара. Кроме того, численность живущего в Москве китайского населения даже по максимальным оценкам уступает численности китайского населения в таких европейских городах, как Париж или Лондон, не говоря уже известных центрах проживания китайской диаспоры Нью-Йорке и Сан-Франциско, где существуют китайские кварталы.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |