Опубликовано в Gazeta.Ru от 26-07-1999 (Выпуск No 100) Оригинал: http://gazeta.ru/society/26-07-1999_primus.htm |
Похоже, они просто не знают, что говорить, а потому решили прятаться не по углам, как нормальные люди, а в центре, как политики. То есть, да, это я о них, о политиках.
В политическом языке явно наступает кризис. Кажется, политики переходят на шифр, на какую-то новую феню. Громыхание про антинародный режим сошло на нет. Импичмент всех разочаровал. Жириновский честно отрабатывает последнее в надежде, что еще пригодится на выборах. Кстати, очень может быть. А главный политический жених (или невеста?) России сказал, что готов подумать о союзе со "здоровыми силами центра".
Миленький, где ж в наших краях здоровые, да еще и силы? Есть только один центр, уж настолько всеми перегруженный, что просто ужас. В конце концов, граждане, вас много - центр один. И центр не резиновый.
Правда, до сих пор туда норовили влезть ну, просто маргиналы. Причем началось это еще при большевиках, когда в недрах ЦК зародилось этакое центристское движение во главе с одним сиделым (не за политику, за то, что подбил свою подругу-кассиршу взять деньги из сберкассы) субъектом. До сих пор он издает газетку "Центр", борется за права обманутых вкладчиков и все время судится.
Вместе с ним, в том же подъезде ЦК произошло и самозарождение Жириновского из духа партии. Так вот, центрист, естественно, маргинал, а Владимир Вольфович - дай Бог каждому.
Из всего этого можно извлечь исторический урок: центристы неликвидны. Потому что политик, претендующий на место в центре, уподобляет себя обычному порошку из рекламы. Хохмы ради, конечно, можно даже произвести такой продукт - кто-нибудь приколется и купит. Но рынок приколов - одно, а рынок просто - совсем другое, требующее ясности торговых марок.
Центр, центризм, центрист - это не лейблы. Это что-то не. То есть если приходится выступать перед публикой, то поневоле делаешь рекламу другим. Ибо тот, кто постоянно заявляет "нет, я не Байрон, я другой", продвигает Байрона, а на селфпромоушен не остается ни времени, ни сил. А потом, что это за товар - ни рыба ни мясо. Это не едят. Другое дело статный мужчина, вроде Примакова, пока все еще лидирующий в различных предвыборных опросах.
И это гораздо интереснее.
Дело в том, что у Примакова ничего нет и быть не может. Ни программы, ни партии, ни навыков публичного политика. Ни, собственно говоря, репутации. То есть никакой. Компромата на него пока не появлялось, но и заслуг особых не числится. Уж чего они там с Маслюковым настабилизировали - поди разбери. Однако ж именно с ним связываются в обществе определенные ожидания.
Написал "определенные", а ведь определить то их не так просто. Может быть, это ожидания стабилизационные. А может быть, совсем даже наоборот, в Евгении Максимовиче многие усматривают революционера, человека, который все поломает и изменит.
Принято считать, что общество жаждет стабильности и стабилизации. Это именно то, что обычно обещают правые партии. И они в принципе гарантируют стабильность с точки зрения продолжения именно нынешнего положения вещей. То есть не будет ни ломки общественных отношений, ни слома политической системы, ни отказа от демократических свобод. А Евгений Примаков связал себя с так называемыми центристами, которые, по его словам, могут "преобразовать страну". Среди них, в частности, была им названа и Аграрная партия. Интересно, что за преобразования они тут устроят? Не дай Бог, конечно.
Вот такая, понимаете, картина. Поневоле вспоминается тревожное интервью Владимира Рыжкова, заявившего, что крепкие хозяйственники опаснее коммунистов. С той лишь оговоркой, что Евгений Примаков никогда хозяйственником не был, но о прессе отзывался вполне по-хозяйски.
И мне не хочется, чтобы человек, который столь явно тяготится свободой слова, был у власти. Потому что никакой он не центрист - таковых в наших краях вообще не водится. Он реставратор, причем, что самое опасное, реставратор не имеющий ясных представлений о том, что, собственно, он собирается реставрировать.
Во всяком случае, его заявления о возможности оси Россия - Индия - Китай, с удивлением воспринятые как в Индии, так и в Китае, свидетельствуют об утопизме планов и слабой информированности в области внешней политики. Уж лучше б собрался мыть сапоги в Индийском океане - посмеялись бы и забыли. Что же касается всего остального, то уровень аналитики, который характерен для СВР и ФСБ, всегда был крайне сомнителен. А формировался Евгений Примаков именно там.
Вот такой получается центр.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |