Опубликовано в Gazeta.Ru от 25-03-1999 (Выпуск No 018) Оригинал: http://gazeta.ru/society/25-03-1999_ukrain.htm |
Именно сейчас, когда немного улеглись страсти по поводу ратификации-нератификации договора между Россией и Украиной, самое время предаться вольным размышлениям по поводу случившегося-неслучившегося. Еще летом 1991 года казалось невозможным, что Украина выйдет из состава СССР. Однако декабрьский референдум положил конец Союзу. И мир не рухнул.
Сейчас кажется совершенно неприемлемым, что Украина вступит в НАТО. Однако до этого еще очень далеко, да и НАТО пока не зовет ее. Однако ж если это и случится, то так ли ужасно обернутся события? Это, конечно, риторика. А есть еще и история, которая напоминает нам, что Украина была вместе с Россией только триста с небольшим лет, что это время было наполнено конфликтами, войнами, противоречиями, раздорами национальными и религиозными. К концу двадцатого века человечество с трудом выработало цивилизованные принципы решения всех этих проблем, но далеко не всегда им следует. Геноцид - явление не только африканской, но и европейской политической жизни. И по сравнению с югославским кошмаром события в СНГ развиваются куда более человечно.
Итак, национальный развод. Утверждать, что брак был долгим, счастливым и безоблачным никак нельзя. Но последние триста лет не были исключительно временами свар и разорений. И это касается не индустриализации-коллективизации, принесших Украине гладомор тридцатых, а прежде всего тех лет, когда, несмотря на порой дурацкую национальную политику некоторых русских чиновников и, увы, царей, империя все-таки выполняла функцию объединения народов и обогащения их культур.
Ведь у нас очень мало знают об Украине, украинцах и украинской истории. В частности, о том, как митрополит Евлогий (Георгиевский), будучи еще епископом, а значит представителем реакционного имперского духовенства, защищал в Государственной Думе украинское православное крестьянство Холмского края от национально-религиозной дискриминации со стороны польских помещиков. И добился таки своего - край был выведен из состава Царства Польского (кстати, разделам и порабощению Польши предшествовали некоторые эпизоды русской истории с участием лжедмитриев и разорением Москвы). Владыка Евлогий, кстати, предотвратил в крае и еврейские погромы.
Было и другое - например, дневник Шевченко на русском языке, космополитичная (а значит, тоже имперская) Одесса, Новороссия и вообще все то, что зовется культурой русского Юго-Запада, а также... Впрочем, все походы по политической карте Украины и России неизбежно приведут в Крым и к крымской проблеме.
Дело ведь не только в Севастополе. Есть Крым Ушакова и Нахимова, но не менее значима для России и Таврида Пушкина, Волошина и Набокова, простившегося здесь с русской землей. Да и адмиральские фамилии порой возвращались в историю писательскими именами, напоминающим о том, что на русской службе бывали и сербы, как Войнович. И то, что не имеет правового решения, может иметь решение моральное. Например, взаимное признание прав на культурный кондоминиум - совместное владение историческими и культурными ценностями, а не только флотом и базами. Но и с правовой точки зрения все не так просто. Полномочия людей, подписавших Союзный договор в 1922 году, гораздо более сомнительны, чем полномочия тех, кто подписывал Беловежские соглашения. Законность советской власти и в России-то не очевидна, а уж в других республиках... И из этого следует весьма настороженное отношение к законности территориальных изменений, проведенных в годы существования Союза.
Но ведь на то и Содружество, чтобы преодолеть все, что накопилось за годы дружбы народов, подкрепленной депортациями, этническими чистками, пересмотром границ. Однако, чтобы начать с чистого листа, надо бы его действительно почистить, то есть проявить добрую волю к сосуществованию.
В этих заметках я принципиально не хочу лишний раз перечислять факты, и так уже неоднократно упоминавшиеся. Перечисление национальных обид, нанесенных экстремистами и просто дураками русским и украинцам, русской и украинской культуре и истории за последнее время, на руку только экстремистам и дуракам. Однако ж существование не только на просторах СНГ, но и в истории, обязывает к тому, чтобы помнить все. И не увлекаться тем, что кажется легким и простым.
А на самом деле таковым не является. Ну с чего политики взяли, что обострение отношений с Украиной, борьба за Севастополь и Крым приведут в восторг избирателей? Ведь до сих пор даже активная и нравственно оправданная борьба за права русскоязычного населения в странах Балтии не приносила больших политических дивидендов. Людей гораздо больше интересует то, что происходит у них дома. Парадокс в том, что попытка выяснить отношения с Украиной весьма полезна с точки зрения преодоления старого и пустого стереотипа - легенды о славянском единстве, которую так любит президент Лукашенко. У России и русских есть национальные интересы, которые не должны подчиняться каким-то надуманным схемам, вроде славянского братства. Разговоры о славянском союзе и единстве - это припоминание о расистских опытах Сталина, подражавшего своему сопернику (но вовсе не противнику) Гитлеру. "На улице Горького садили липы", - так Тендряков передал ощущение преемственности, наследования советской власти нацистскому режиму после войны, итогом которой Сталин назвал победу славянства в историческом противостоянии германскому миру. Что славянство, что арийство - один бес. И один результат - национальная деградация.
Славянство - всего лишь этнолингвистическая общность, как германские или романские народы. Объяснять же, что славянского единства нет и не было, чему после распада Югославии вообще никаких доказательств не надо, бессмысленно. Расизм, в отличие от здорового мещанского национализма, иррационален.
Но ведь взамен предлагается новая схема, активно использующая старые страхи. Ту же натофобию, например. Или разговоры о дискриминации русских. При всем уважении к Юрию Михайловичу Лужкову придется отметить, что русские в Украине - национальное меньшинство. Потому что 25% - цифра взята из его выступления - это действительно меньшинство. И русские в Украине - иностранцы, если они граждане России. А граждане Украины, независимо от национальности, - иностранцы в России.
Но деваться некуда - соседствовать и предъявлять друг другу территориальные претензии невозможно. Это только измотает нервы и истощит кошельки, поскольку без нормализации не отношений даже, а атмосферы взаимного сосуществования ничего хорошего не будет. Договор ратифицирован, но на определенных условиях. С точки зрения международного права - это нонсенс, но, видимо, члены Совета Федерации никак не могут понять, что Украина все-таки - заграница. Однако придется.
А пока я обо всем этом рассуждал, пришло сообщение, что украинские парламентарии, как будто хохмы ради, взяли да и выполнили условие российских губернаторов. Кто из братьев славян оказался умнее, а кто сам себя высек - это уж решайте сами.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |