Опубликовано в Gazeta.Ru от 17-03-1999 (Выпуск No 012)
Оригинал: http://gazeta.ru/society/17-03-1999_politiki.htm


Влад Киселев
Всё новое - нехорошо забытое старое

Каждый раз, когда смотрю на нашу политическую сцену, вспоминаю старый анекдот: "Склероз нельзя вылечить. Зато о нем можно забыть!". С политическим долголетием ситуация весьма сходная. Есть политики, которые десятилетиями не сходят со сцены. Есть те, кто ушел давно, но до сих пор на слуху. А есть и те, кто в свое время гремел на всю страну, без чьего имени не обходился ни один выпуск новостей - и которых сейчас не видно и не слышно. Кто они сейчас и чем занимаются - известно, пожалуй, только их родственникам и друзьям.

Существует достаточно много четко прослеживаемых тенденций (они же - причины), по которым люди приходят во власть, и не меньше - по которым эту самую власть покидают.

1. Исход из московских политиков в региональные - Руцкой, Лебедь и т.д. Видные политические деятели в основном приходили на московскую политическую сцену из провинции (достаточно вспомнить избитую фразу, что "наибольшего успеха в Москве добиваются немосквичи"). Многие задерживаются в столице навсегда, но многие возвращаются обратно или отправляются "покорять" другие регионы.

2. Уход в коммерческие структуры. Благодаря своим связям в кругу "сильных мира сего", бывшие политики получают ключевые посты и солидные оклады в крупных коммерческих структурах (Виктор Илюшин, Анатолий Чубайс). Зачастую (Потанин, Березовский, Авен) сами являются или становятся олигархами. Многие (как Павел Грачев через "Росвооружение") спустя время, когда их не было на политической сцене, через коммерческие структуры пытаются туда вернуться.

3. Отдельные бизнесмены используют свой приход во власть исключительно в интересах своего бизнеса. Причем для этого бывает достаточно и попытки появления во властных структурах (Брынцалов, Довгань). С другой стороны, есть бизнесмены-политики, работающие на перспективу и не собирающиеся покидать политическую сцену (Березовский).

4. Существует еще одна категория политиков - те, которых не видно и о которых ничего не слышно, однако они, оказывается, присутствуют (по другому сказать не могу) во властных структурах. Когда в последний раз было слышно о В.А. Брынцалове? Боюсь, что на президентских выборах. А он сейчас, оказывается, является депутатом Госдумы и членом комитета по охране здоровья. То же самое можно сказать и о Константине Боровом, чье имя гремело в начале 90-х и который сейчас превратился в заштатного депутата Государственной думы, достаточно редко появляющегося на публике.

5. Зачастую люди уходят из политики, просто завершив свою миссию (добившись своих целей) - связи, лоббирование интересов и т.д.

6. Существует еще одна причина ухода из большой политики, которую можно определить как "форс-мажор". Всегда существуют "неугодные" политики. Либо нынешней власти, либо иным конкурентам. Таких политиков "уходят". Способы - самые разные. Если это - сотрудник госструктуры, его можно просто уволить. Желательно в удачное время и с уничтожающей формулировкой, чтобы неповадно больше было оставаться публичным политиком (последний, и самый яркий пример - Виктор Черномырдин). Если же "неугодный" человек, например, депутат, которого так просто не "уволишь", либо конкурентам не хватает аппаратных возможностей устранить его с помощью административных мер - в их распоряжении множество других способов - от раздувания скандала в прессе до убийства (Лев Рохлин). Бывает, что политиков "уходят" и собственные коллеги (например, соратники по партии), которых они не устраивают.

7. Политические очки набирают зачастую в один момент, а пользуются этим затем достаточно долго. Кто знал Павла Грачева до августовских событий 1991 года? Начальство да подчиненные... Одного приказа во время августовских событий хватило для того, чтобы стать министром, причем ключевого министерства - обороны. При этом уже в 1993 году Грачев был крайне нерешителен и начал действовать только после того, как Ельцин лично приехал в Минобороны и отдал письменный приказ штурмовать Белый дом.

8. Политической ситуацией можно воспользоваться по-разному - умело и неумело. 1991 год. Горбачев и Ельцин. Ельцин разделил страну, принадлежавшую Горбачеву, и сам стал президентом одной из бывших союзных республик. Горбачеву же осталось только рекламировать пиццу. 1993 год. Хасбулатов и Руцкой. Вроде, как и Горбачев с Ельциным в 1991-м, они также были по одну сторону баррикад. Оба проиграли. Но где сейчас Руцкой и чем занимается - знает почти каждый, а кто сейчас Хасбулатов? Из 40 человек, опрошенных на улице, этого не знал никто. Версий же было много - от нефтяного магната до чеченского полевого командира. О нынешнем же местонахождении Руцкого не знали лишь трое.

9. Политическую сцену покидают и со скандалом, и без скандала. Со временем забываются и те, и другие. Кто сейчас без запинки перечислит, например, всех членов ГКЧП? А ведь не прошло еще и восьми лет...

Исход политиков из "большой игры" - вещь непрерывная и неминуемая. Забываются старые имена, им на смену приходят новые - вещь в мировой практике такая же естественная, как смена времен года.

Особенностью нашей страны можно назвать сравнительно небольшую "текучку кадров" среди высших эшелонов власти. У нас главное - попасть в касту избранных. Покинуть её уже значительно труднее, несмотря ни на что. Достаточно сопоставить отсидевшего губернатора Руцкого и неудавшихся мэров, также отсидевших - Коняхина и Климентьева. Политики меняются креслами, переходят из одной ветви власти в другую, но лица остаются все те же.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.