Опубликовано в Gazeta.Ru от 11-06-1999 (Выпуск No 069)
Оригинал: http://gazeta.ru/society/11-06-1999_default.htm


Станислав Кольцов
Думу жалко

Минувшая неделя закончилась очередным политическим скандалом. Премьер Сергей Степашин заявил, что готов поставить вопрос о доверии кабинету министров в том случае, если Дума откажется принять пакет правительственных законопроектов. Цена пакета, по оценкам правительственных экспертов, - 8 миллиардов рублей. Депутаты также не остались в долгу, намекнув, что на испуг их не возьмешь.

Ничего удивительного в этом нет. Случилось ровно то, что по логике вещей и должно было произойти. Больше того, уже дважды за последние годы происходило - весной 1997 и летом минувшего года. В позапрошлом году, напомним, Анатолий Чубайс попытался (и, разумеется, потерпел поражение) провести через Думу секвестр (пропорциональное сокращение расходов бюджета), а также пакет социальных законов. А годом позже Дума с треском провалила антикризисную программу Сергея Кириенко.

При этом депутаты и в том, и в другом случаях использовали испытанную тактику. Если нельзя вовсе отмахнуться от правительственных нововведений, то их необходимо попросту "замотать". Надо отдать должное народным избранникам - опирались они при этом на вполне законные основания.

Дело в том, что реформаторские потуги основных политических игроков последних лет приходились на конец весны - начало лета. А думцы с июля уходят в двухмесячный законный отпуск. Поэтому депутатам было очень просто объяснить правительственным лоббистам, что даже если им и очень бы хотелось сделать что-нибудь полезное для страны, времени им для этого никак не хватает.

Итог двухлетних баталий известен. Несмотря на угрозы разгона Думы, пакеты с наличными и прочее, красногвардейская атака Чубайса на Думу и антикризисный пакет Кириенко через Думу не прошли. Иначе, впрочем, и быть не могло. При этом если бы реформаторские наработки попали бы на Охотный ряд чуточку пораньше - эдак месяца на два, чем это было сделано, возможно, что-нибудь из них да и получило бы одобрение депутатского корпуса.

Ирония, однако, состоит в том, что вот уже три года по весне в России резко изменяется политический баланс сил в высших эшелонах власти. А в последние полтора - и вовсе царит правительственная чехарда. Одно правительство, не успев начать работать, тут же сменяется другим.

Поэтому неудивительно, что Сергей Степашин, прошедший Думу на "ура", столкнулся с тем же казусом, что и его предшественники. При этом последнему (на сегодняшний день) из премьеров - Сергею Степашину не нужно было, в отличие от Сергея Кириенко, трижды проходить через думское чистилище, или как Примакову - ждать, пока Дума забракует Черномырдина. Однако процесс формирования его кабинета слишком затянулся. И вновь новое правительство оказалось в ситуации, когда думцам уже пора получать отпускные, лечебные и прочие субсидии из госбюджета на время отпусков.

Не помогло и то, что Евгений Примаков оставил своему бывшему первому вице-премьеру наследство из почти 30 экономических законопроектов, согласованных с МВФ. Первые пять из них поступили в Думу еще вечером 12 мая - как раз накануне отставки Евгения Максимовича. (Кстати, именно на них стоит последняя подпись Примакова в качестве премьера).

Но за месяц, прошедший со времени его отставки, рассмотрение думцами правительственных предложений практически не сдвинулось с места. По обоюдному согласию нового правительства и Думы было похоронено любимое детище бывшего первого вице-премьера Юрия Маслюкова о повышении акцизов на водку. Но дальше дело застопорилось. Законопроект о переносе сроков снижения НДС на 2000 год завяз в согласительной комиссии. Единственным - да и то в первом чтении - одобренным законом стал проект о повышении налогов на иномарки и российские машины представительского типа.

Обсуждение законопроекта о введении нового налога на автозаправочные станции (АЗС) перенесено на 16 июня - то есть именно на тот день, когда намечена первая встреча Сергея Степашина с директором МВФ Мишелем Камдессю. Цена его составляет, по расчетам правительственных аналитиков, 4 миллиарда рублей, то есть почти половину от общей стоимости налогового пакета. Но левое большинство Думы уже открыто заявляет, что именно этот закон принят не будет.

Между тем, без одобрения хотя бы наиболее существенных с точки зрения финансового наполнения казны законов МВФ попросту не станет разговаривать с российской делегацией о предоставлении кредитов. Не даст фонд и добро на проведение переговоров о реструктуризации наших долгов Парижскому и Лондонскому клубу кредиторов.

Вот тут-то Сергею Степашину, хоть и с некоторым запозданием, разъяснили, чем грозит его правительству грядущие думские каникулы. Если попросту - то общим дефолтом. Поэтому неудивительно, что в минувший четверг премьер громко стукнул кулаком по столу на заседании кабинета, на котором рассматривался бюджет на следующий год. В нем, кстати, уже заложены и западные кредиты, и новые налоги...

Очередной политический кризис, конечно, еще может рассосаться. Вдруг думцы все-таки решат одобрить грядущее повышение цен на бензин - ну хотя бы в качестве подарка к визиту г-на Камдессю. А если нет, то всегда можно снять спецпредставителя по связям с международными финансовыми организациями Михаила Задорнова. Не выбил, понимаешь, кредитов.

Возможен, однако , и другой вариант развития событий. Дума доверие кабинету Степашину выражает, но законы не принимает. И тогда Сергей Степашин предстает перед президентом как человек, который не умеет работать с Думой. А там и до отставки рукой подать.

В этом случае России действительно придется туго. Так часто правительства не меняются даже в Италии. Но особенно жалко думцев. Если их разгонят (что в случае отставки Степашина практически неизбежно), то своих законных лечебных и отпускных они получить уже не смогут.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.