Опубликовано в Gazeta.Ru от 03-03-1999 (Выпуск No 003)
Оригинал: http://gazeta.ru/society/03-03-1999_idear.htm


Андрей О. Виноградов
По карману ли нам национальная идея?

Похоже, что национальная идея, о необходимости которой так долго говорили представители самых различных слоев российского общества, включая новых большевиков, старых евреев и молодых реформаторов, в преддверии выборов 2000 года наконец начинает приобретать видимые очертания. Естественно, что выражают ее эти различные слои общества по-разному: одни красиво, элегантно и талантливо, как Никита Сергеевич Михалков, другие грубо, цинично и нецивилизованно, как Кондратенко и Макашов. Но основные компоненты по сути совпадают - православие, державность, патриотизм. Под этим лозунгом сегодня готов подписаться каждый.

В принципе такое единение понятно. Страна испытала за последние 10 лет массу унижений: и от того, что ее никак не берут в ряды развитых стран; и от того, что от былого мифического величия, сознание которого в годы СССР вдалбливалось еще с детсадовского горшка, сегодня не осталось и следа; и от того, что бывшие друзья по экс-СССР, которым "старший брат" верил и помогал, оказались вовсе и не друзьями, а наоборот. А если еще добавить поражение в Чечне и полную беспомощность власти... Однако этот комплекс неполноценности, которым сегодня страдает большая часть общества и от которого его собирается лечить Никита Михалков и другие, напоминает страдания хилого мальчика-двоечника из бедной семьи, которому очень хочется к тем большим, сильным, умным и красивым, у которых компьютеры, пятерки по поведению, которых любят учителя и девочки и у которых все хорошо.

Вот, вроде и в компанию ("восьмерку") взяли, но почему-то все время об этом забывают, а как доходит до обсуждения серьезных (экономических, например) проблем, так и вовсе выставляют за дверь. Лечить комплекс неполноценности предполагается под лозунгом православие, державность, патриотизм. То, что делает Михалков, это действительно важно. Например, новогодняя передача "Русский стандарт", несмотря на все, что было о ней уже сказано критикой, была очень хороша, давая почувствовать зрителям гордость за то, что они принадлежат этой стране. Мы действительно отвыкли гордиться тем, что мы россияне. Однако сам лозунг, под которым могли бы подписаться и вечные мальчики с различными комплексами от Лимонова и Баркашова, вызывает некоторые сомнения, если рассуждать по-взрослому.

Например, при упоминании о православии, при всем уважении к чувствам верующих, вспоминается прежде всего торговля сигаретами, которой патриархия занималась наряду с пресловутым Фондом спорта. Интересно, как факт зарабатывания денег на беспошлинном ввозе сигарет сочетается с духовным пастырством? Недаром одна моя знакомая недавно достаточно резко сказала, что иерархи православной церкви очень напоминают ей гаишников - такие же сытые раскормленные морды с масляными глазками, только при бородах. Что же касается меня, то я, как курильщик, хотел бы сказать православной церкви спасибо, так как импортные сигареты в России сегодня стоят намного меньше, чем в стране-производителе.

При слове "державность" вспоминается Руцкой, бывший глава движения с соответствующим названием. Вот кто у себя в Курской губернии сумел создать "державу", пристроив на руководящие посты своих родственников и прихлебателей. Кстати, если вспомнить коронный выход Александра Владимировича из Лефортово, то с бородой он смотрится не хуже, чем Никита Сергеевич на коне - хоть сейчас играй Александра III.

Что же касается патриотизма, то, например, в столице самым большим патриотом (помимо, конечно, Лужкова) является Зураб Церетели, автор Петра, мишек на Манежной и росписи Храма Христа Спасителя. И это еще наиболее безобидная аналогия - если идти дальше, то в перечислении истинных патриотов можно вполне естественно придти к тем же Кондратенко, Макашову и т.п.

И если уж расставлять все точки над "i", то нельзя не упомянуть о том, что как православие, так и державность наряду с патриотизмом как-то очень органично оказываются близки криминальным элементам. Недаром многих патриотов, таких как Кобзон или, например, тот же Лужков, время от времени обвиняют в связях с преступным миром.

Но дело даже не в этом. Дело в том, что подаваемая таким образом национальная идея - это опять ностальгически замешанная идея третьего мира, попытка сохранить лицо в ситуации полного поражения, краха самосознания. Но вновь за счет создания очередного мифа. Мол, все равно мы - самые-самые, просто другие. Это греет, только делу не способствует. Было бы честнее признать, что Россия сегодня - это просто одна из частей того, что было Российской империей, а потом Советским Союзом. Причем по масштабам современного мира - очень маленькая часть. Ведь не претендуют же греки на величие древней Эллады, а итальянцы - на территорию Древнего Рима.

В международной политике есть такой термин - совокупная мощь государства, основными компонентами которой являются, например, количество населения и общий экономический потенциал. Так вот, по количеству населения Россия сегодня уступает таким странам, как Китай и Индия почти в 10 раз и находится во втором десятке после Бразилии. То же и по экономическому потенциалу - ВВП России составляет восемь процентов от США, 14% (в 7,5 раз меньше) от Китая, 39% от Индии, чуть больше половины от Бразилии, уступая всем развитым странам.

Российский потенциал сопоставим сегодня с уровнем Канады, Южной Кореи, Индонезии, Испании. А по уровню производства на душу населения мы уже сравнялись с китайцами. Все, чем мы интересны остальному миру - это огромная территория, так и не освоенная хозяевами, откуда проистекает возможность получения ресурсов, и ракеты, которыми мы можем испугать (да и те уже приходят в негодность). Так что действительно получается Верхняя Вольта с ракетами. Или вредный мальчик с рогаткой, которого боятся, потому он непредсказуем, потому что с загадочной русской душой. Да и компании приличной, в отличие от мелких представителей Европы, нет, если не считать Лукашенко - такого же малолетнего хулигана, только еще беднее и задиристей.

Национальная идея, на мой взгляд, должна опираться прежде всего на осознание изменившейся ситуации, на осознании того факта, что Россия - не держава, а обычная скромная страна, которой не по силам ответственность за то, что происходит за ее границами. Дай Бог со своим справиться! Завязывать пора с мессианством. И потихонечку разгребать тот бардак, что накопился внутри страны, пока она, больная подростковыми комплексами, мечтала совершить что-то геройское, великое, спасти кого-нибудь, например, на пожаре самую красивую девочку класса, чтобы все ахнули. А если не ждать пожара и возможности совершить геройство (или прорыв в экономике), а попытаться просто исправить двойки и заняться спортом. Да, это нудно, скучно, работать надо. Труднее разобраться с собственными бандитами (даже не чеченскими) и ворами, чем создать новый миф в лице национальной идеи.

Хотя, с другой стороны, за окном конец февраля, пасмурно, грустно, а так хочется чего-то светлого, хотя бы национальной идеи. И веры в то, что я - велик. Правда, ленив зело...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.