Опубликовано в Gazeta.Ru от 02-07-1999 (Выпуск No 084)
Оригинал: http://gazeta.ru/society/02-07-1999_appart.htm


Евгения Коломенская
Элитное жилье меняет жизнь обычных москвичей

В последние годы так называемые элитные дома растут по всей столице, как грибы после дождя, резко выделяясь нестандартными формами среди унылых пятиэтажек или отражая в зеркальных стеклах ютящиеся рядом домики старой Москвы. Сколько таких зданий уже построено в столице, специалисты сказать затрудняются, потому как само понятие "элитный дом" является категорией абстрактной. Однако известно, что только за предыдущий год в столице было возведено 1 млн кв м коммерческого жилья. В этом году элитных домов планируется построить на 10% больше, чем в предыдущем. Городские власти способствуют продвижению подобных дорогостоящих проектов. И это несмотря на то, что половина квартир в суперкомплексах пустует из-за слишком высоких цен.

Разрешая инвесторам практически бесконтрольно создавать новые дома и даже целые кварталы в районах уже сложившейся городской застройки, столичные власти утверждали, что их строительство послужит благому делу решения жилищного вопроса обыкновенных москвичей, потому как стартовые дома для расселения пятиэтажек или дешевые квартиры для очередников предполагалось возводить именно на деньги новых русских. Однако на практике элитные дома стали сущим наказанием для строений уже существующих. Коммерческие постройки, которые появились сейчас во всех районах Москвы, сильно потеснили старые здания.

Дело в том, что строить их на пустырях инвесторы обычно не хотят, опасаясь неудобных подъездов и удаленности от центров цивилизации. Поэтому элитные дома в большинстве случаев строятся прямо во дворах старых домов, лишая беззащитные муниципальные постройки принадлежащих им территорий и обрекая их жителей на безрадостную жизнь без газонов и детских площадок.

Особенно от элитной застройки страдает, естественно, центр. Поскольку свободных территорий здесь практически нет, новые дома автоматически отбирают территорию у старых, причем делается это зачастую с нарушением санитарных норм строительства. Так, например, случилось в Скатертном переулке: сверкающая зеркальными стеклами башня выросла в маленьком тихом дворике дома №7, полностью отгородив его жильцов от внешнего мира. "Чтобы выйти на улицу, нам теперь приходится пробираться через проходной подъезд соседнего дома, потому как громадину эту никак не обойдешь", - жалуется Татьяна Ивановна Дроздова, пенсионерка, которая теперь не может даже посидеть на лавочке во дворе. "Но я-то на балконе могу погулять, а мамам с маленькими детьми только и остается, что идти на бульвар, - рассказывает Татьяна Ивановна, - представляете, как с коляской через две дороги переходить?"

Жильцы дома №7 пытались жаловаться в префектуру Центрального административного округа, однако вразумительного ответа от чиновников так и не получили. Башня, создавшая столько проблем, будет сдана в эксплуатацию примерно через месяц. Самое интересное, что она наверняка останется полупустой, так как стоимость 1 кв. м площади в подобных домах составляет 1,5-2 тысячи долларов, а за такие деньги новые русские предпочитают строить себе коттеджи.

Оживленное строительство развернулось сейчас и в районе некогда тихой Остоженки. В Сеченовском переулке под номером 4 возводится вычурное здание с башенками и балкончиками. С улицы оно смотрится вполне благопристойно, но если зайти со двора, становится ясно, что огораживающий стройку забор находится прямо под окнами дома №5 по Барыковскому переулку. От двери подъезда до ограды расстояние такое, что два человека вряд ли смогут разойтись, хотя санитарные нормы устанавливают, что расстояние от фасада жилого дома до границы стройплощадки должно быть не менее 10 метров.

"Раньше у нас был нормальный дворик, а теперь соседи своих собак даже никуда не выводят, просто стоят около подъезда, а мы все по утрам просыпаемся от ужасного лая", - сетует Светлана, жительница дома №5. Дворик здесь, правда, был не самый комфортабельный - полтора чахлых деревца да скамейка, на месте которых сейчас лежат кирпичи и арматура. Но когда строительство будет закончено, Барыковский переулок лишится и этой территории: как сообщили работающие на площадке строители, у нового дома будет собственный, заботливо защищенный от чужих дворик, а решетка ограды расположится как раз на месте нынешнего строительного забора.

В давно уже застроенном центре подобные казусы еще могут выглядеть объяснимыми. Но оказалось, что то же самое творится и на окраинах города, например, в микрорайоне Северное Медведково. Три с половиной года назад 18-этажный монолит начали строить на месте детской площадки около престарелой "хрущобы" (улица Полярная, дом №32). Новое здание расположилось буквально впритык к фасаду пятиэтажки, инсталляция и освещенность квартир были нарушены. "Это бы еще ничего, но у нас трещины поползли по всему дому, в одном из подъездов лестница чуть не обвалилась", - рассказывает житель пятиэтажки Александр Воробьев.

Правда, поначалу префектура Северо-Восточного округа всех успокоила: "Нам сказали, что наш дом снесут, и всем дадут квартиры в новой башне", - рассказывает Воробьев. Потом выяснилось, что, несмотря на обещания московского правительства переселить жителей старых домов в самые ближайшие сроки, денег на "стартовые" дома явно не хватает. По этой причине строящийся монолит был переведен в городскую программу, квартиры в нем стали продавать всем желающим, а соседям предложили подождать с переселением до лучших времен. 85 семей из пятиэтажки до сих пор живут в квартирах, где из-за близости стройки потолки грозят обвалиться каждую минуту.

Супрефект СВАО Александр Зыбин прямо заявил, что квартир в монолите жильцам никогда не обещали, и расселение их по графику состоится не раньше 2001 года, хотя по распоряжению префектуры №213 от 31.01.96 г. монолит имеет право на существование только при условии "сноса дома №32 по улице Полярная и переселения жителей в новый дом после ввода его в эксплуатацию".

Но даже если жильцы многострадального дома и дождутся переселения в новые квартиры, вряд ли их жилищные условия улучшатся. Ведь для подобных переселенцев строятся отнюдь не монолитные, а другие дома, которые уже успели окрестить "лужковками". В них площадь квартир даже меньше, чем в "хрущобах" (к примеру, общая площадь однокомнатной квартиры в нынешней пятиэтажке составляет около 30 кв. м, а в "лужковке" всего 25-28 кв. м). К тому же большинство таких квартир сейчас возводится в Марьино, районе неблагополучном с экологической точки зрения из-за непосредственной близости Капотни с незатухающим факелом нефтезавода.

Ситуация, когда дома для богатых беспардонно теснят обычные жилые здания, становится повсеместной. Подобные действия можно было бы еще хоть как-то оправдать, если бы подтвердились слова московского правительства о том, что элитное строительство позволит получать средства на программу возведения муниципального жилья. Однако пока и пятиэтажки по-прежнему существуют, и очереди на квартиры не уменьшаются. Так что вывод напрашивается соответствующий: дома для богатых постепенно станут хозяевами столицы, а москвичам, не обладающим достаточными средствами на покупку элитных квартир, придется уж как-нибудь прожить без дворов, гаражей и детских площадок.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.