Опубликовано в Gazeta.Ru от 30-07-1999 (Выпуск No 104)
Оригинал: http://gazeta.ru/publication/30-07-1999_ord.htm


И.Н.Морохин, ведущий специалист оперативной службы УФСНП РФ по Кемеровской области, майор налоговой полиции, <master@sib1.kuzbass.net>

Щ.Title Информационное обеспечение оперативно-розыскной деятельности В последнее время не стихают дискуссии на темы информационного обеспечения правоохранительной деятельности. В каждом правоохранительном органе и на правительственном уровне принимаются программы развития и совершенствования информатизации. Что ж - дело хорошее, но при всем многообразии публикаций на эту тему все авторы делают два весьма спорных вывода:
1. Компьютеров не хватает, денег на обучение персонала и разработку программного обеспечения нет, а делать что-то нужно.
2. Если бы компьютеры были у каждого следователя и оперативника, мы сразу вышли бы на качественно новый уровень борьбы с преступностью.

Именно такой подход к проблеме информатизации вообще и в правоохранительной деятельности в частности, на мой взгляд, и является ее ахиллесовой пятой. К сожалению, нужно констатировать, что в правоохранительных органах отсутствует четкая концепция накопления и обработки информации. Не выработана стратегия организации этого непрерывного и трудоемкого процесса. В этой статье я хочу попытаться изложить свои взгляды на принципиальные вопросы информационного обеспечения правоохранительной деятельности.

Работа любого правоохранительного органа, в первую очередь, связана с раскрытием, предупреждением и пресечением преступлений и правонарушений. Трудно даже представить, что правоохранительные органы могут выполнить свою задачу, ничего не зная о субъектах правонарушения. Напротив, полное и всестороннее освещение деятельности субъекта правонарушения является залогом успешного пресечения его деяний. Таким образом, наличие предварительной информации о преступлении является основой его раскрытия.

Так что же представляет собой эта информация и каково ее происхождение? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно, мы можем рассматривать лишь общие принципы сбора, обработки и использования информации, оставляя сотрудникам правоохранительных органов право выбора конкретных форм, в зависимости от целей и задач, стоящих перед ними, а также в зависимости от складывающейся ситуации.

Для начала определимся с общими понятиями:
ИНФОРМАЦИЯ - любые сведения о событии, лице, предмете и их свойствах, которые могут быть сформулированы в доступной для человека форме и могут быть переданы от одного человека другому. Информация может быть проверенной (достоверной) либо непроверенной, полной (исчерпывающей) или неполной, своевременной либо запоздалой, открытой (общедоступной) или закрытой (секретной, оперативной, конфиденциальной).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - способы и методы обработки больших массивов информации в целях извлечения из общей массы сведений, набора данных, необходимого в конкретном случае, и отвечающего определенным критериям. Информационные технологии применяются при машинной (компьютерной) обработке данных и представляют собой совокупность подходов к решению задач накопления и обработки данных, содержащихся в различных базах данных.
БАЗА ДАННЫХ - набор данных в электронном виде, доступных для обработки и хранения при помощи ЭВМ.

Информация о преступлениях и правонарушениях, а также о лицах, их совершающих, накапливалась в правоохранительных органах всегда. Даже в те незапамятные времена, когда еще не существовало письменности, молва о разбойниках и мошенниках разносилась далеко по земле. Широко известны примеры клеймения преступников - очевидно, одна из первых попыток постановки их на учет. С развитием цивилизации картотеки преступников стали непременным атрибутом полиции любой страны.

В качестве исторического примера можно привести механическую систему картотечной обработки информации, разработанную в свое время директором ФБР Эдвардом Гувером. Он предложил заполнять сведения о преступниках на специальных карточках, на которых помимо анкетных данных указывались ответы на многочисленные вопросы о преступной "специализации" каждого фигуранта картотеки. Каждый положительный ответ фиксировался путем перфорации соответствующего поля карточки. При необходимости отбора подозреваемых по совокупности определенных признаков сквозь соответствующие отверстия (указывающие на необходимые признаки) продевались металлические спицы, и таким образом отбирались искомые подозреваемые (1).

Ценность сведений, содержащихся в картотеках полиции, разведок и других спецслужб невозможно переоценить. Даже в самых благоприятных ситуациях для принятия какого либо решения необходимо основывать свои выводы на знаниях, а не на предположениях; тем более, делать какие-либо прогнозы невозможно без опоры на уже имеющийся опыт. Иллюстрацией данного посыла может служить само существование такой международной организации уголовной полиции как Интерпол (Interpol), в штате которой нет ни одного сыщика в нашем обыденном понимании. И тем не менее - Интерпол проводит свои блестящие операции по всему миру. Основу деятельности Интерпола составляют его мощнейшие вычислительные центры, постоянно накапливающие и обрабатывающие огромные массивы информации. "Техническое оснащение Интерпола совершенствуется с каждым годом, мощность его информационного и справочно-координационного центра стремительно растет..." (2)

С появлением компьютеров, способных за доли секунды обрабатывать тысячи однородных записей, время картотечных шкафов, заполненных тысячами бумажных карточек, закончилось. Осознав, что машина выполняет поиск данных с несоизмеримо большей скоростью, нежели человек, правоохранительные органы во всем мире бросились переводить свои бумажные архивы в электронные базы данных.

Однако на первом же этапе использования ЭВМ в деле обработки данных всевозможных картотек полицейские всех стран разом наступили на грабли. Поиск в электронных картотеках оказался хотя и очень быстрым, но зачастую гораздо менее эффективным, чем при традиционном перелистывании архивных дел и копании в обычной картотеке. Естественно, легче всего было обвинить "тупые железки" в профнепригодности, что и было сделано практически одновременно во всех странах.

Когда же прошел первый порыв негодования, светлые головы в спецслужбах поняли, что причины первой неудачи обусловлены традиционностью взглядов на информацию и ее обработку. Попросту говоря: люди решили свалить на ЭВМ задачу сортировки неструктурированных данных, набранных как попало, а в ситуации неразвитости программных средств поиска это и обусловило низкую эффективность использования компьютеров правоохранительными органами.

Главным препятствием в продуктивном использовании компьютеров стали чиновники, привыкшие судить о событиях вокруг себя по сухим шифровкам и таблицам статистических сводок. К счастью, во всем мире на смену ветеранам приходят молодые, не связанные старыми взглядами специалисты. Так за последние годы в аналитическом управлении ЦРУ штат аналитиков обновился более чем наполовину, средний возраст снизился до 35 лет. В штаты управления вошли специалисты по взлому чужих шифров и программ. Кстати, на эту работу чаще всего принимают бывших хакеров, повзрослевших и набравшихся опыта. Вообще, вопросам технологического совершенствования спецслужб на западе уделяется огромное внимание. Примечательно, что в крупнейшие правоохранительные органы западных государств используют в своей работе массу открытых, стандартных программных продуктов. По оценке Джона Фиалки (John J. Fialka), одного из ведущих аналитиков ЦРУ, сегодня в этой организации используется около 850 программных продуктов различных производителей. Такое многообразие автор объясняет многообразием задач решаемых его службой. (3)

Осознание ошибки - первый шаг к ее исправлению. Поняв, что из компьютера невозможно выжать больше, чем в него заложено, человеку пришлось искать новые подходы к решению этой проблемы. Именно на этом этапе развития цивилизации появилось новое понятие - "информационные технологии", которое на сегодняшний день не сходит со страниц всех серьезных изданий.

Всевозрастающие потребности в обработке огромных массивов информации стали мощным стимулом развития теоретических основ информационных технологий и их практической реализации.

Развитие информационных технологий стало катализатором взрывоподобного развития как аппаратного, так и программного обеспечения ЭВМ.

Информация, необходимая правоохранительным органам, чрезвычайно разнообразна и определяется потребностями конкретной службы или подразделения. Невозможно подогнать под единый стандарт потребности следователя, оперативника, технических служб, потребности которых в информации диктуются стоящими перед ними задачами.

Рассмотрим наиболее сложную проблему - информационное обеспечение оперативных подразделений. Хотя деятельность всех органов, осуществляющих ОРД, и определяется одним законом, на практике каждый из них "играет на своем поле" и, соответственно, имеет свою специфику.

Дальнейшее повествование основано на потребностях информационного обеспечения оперативных подразделений налоговой полиции, как самой молодой Российской спецслужбы, проблемы которой известны автору по личному опыту службы в ней.

Итак, какая информация необходима оперативнику для выполнения возложенных на него Законом задач по "...выявлению, пресечению и предупреждению преступлений и правонарушений..." в сфере налогообложения и обеспечения экономической безопасности государства?

Предвижу недоуменные лица и фразы вроде: "конечно, сведения о регистрации, учредителях, поставщиках, покупателях..." Казалось бы, что здесь непонятного. Но ведь это далеко не так, совсем не эта информация заставляет оперативника проводить оперативно-розыскные мероприятия, не это заставляет его вербовать агентуру и придумывать хитроумные комбинации. Давайте посмотрим на эту проблему иначе: с чего начинается оперативная разработка любого объекта? Правильно, с получения первичных сведений, содержащих признаки преступления или правонарушения.

Откуда же берется информация, содержащая эти самые признаки? Что она из себя представляет? Как проверить эту информацию? Как ее использовать, и не совершить при этом грубых ошибок?

Попробуем разобраться с этими вопросами по порядку. Источники информации могут быть как открытыми, то есть легальными и общедоступными, так и закрытыми, то есть конфиденциальными. К открытым источникам относятся в первую очередь все средства массовой информации.

Представьте себе, что вам случайно попался в руки журнал с интервью молодого парня из вашего города, который подробно рассказывает, как ему хорошо учиться в английской школе, что он привык к Великобритании и даже не торопится возвращаться домой. Вы скажете: ну и что здесь такого? И правильно, пока - ничего. Перевернув пару страниц, вам на глаза попадается статья о стоимости обучения в английских школах для детей "Новых Русских", и вы начинаете задумываться: откуда у людей такие деньги? Отложив журнал, вы включаете телевизор, а там выступает отец того самого мальчика из журнального интервью и рассказывает о бедственном положении своего акционерного общества, о том как он тоже не получает зарплату, а в заключение просит себе налоговые льготы, бюджетные дотации и т.п. Вот тут то и впору задуматься, все ли тут в порядке. В этой ситуации, если оперативник думает о будущем, он пометит эти факты в своем блокноте, чтобы вернуться к ним позже.

Что касается конфиденциальных источников информации, то сообщение агента по своей структуре мало чем отличается от информации, содержащейся в газетной публикации, и ее ценность определяется трудностями добывания, риском расшифровки агента и невозможностью получения этих сведений официальным путем.

Теперь о достоверности первичной информации. Если три источника независимо сообщают об одном и том же, информацию можно считать достоверной, но одному бывает очень сложно получить три независимых сообщения об одном и том же. Учитывая постоянную занятость оперативников и конспиративную специфику их работы, трудно рассчитывать, что трое оперативников, получивших аналогичные сообщения от своих агентов, смогут самостоятельно обнаружить совпадения или противоречия в информации и сделать правильные выводы.

Даже решив вопросы получения и достоверности, оперативник неизбежно сталкивается с проблемой полноты информации и возможностей ее пополнения. Кроме того, ему необходимо знать: у кого из его товарищей есть агенты, способные дополнить информацию, а также не работает ли уже кто-нибудь с тем же объектом, какие приемы применялись раннее в аналогичных ситуациях и к чему это привело.

Что касается самого объекта оперативной заинтересованности, оперативник должен получить о нем массу всевозможных сведений. Помимо анкетных данных, оперативника интересуют связи проверяемого лица, его увлечения и привычки, тонкости бизнеса, распорядок дня, планы на будущее и многое, многое другое. Как все это учитывать и анализировать, чтобы в минимальный срок получить максимально возможный результат? Конечно, помочь в решении проблемы может только современная компьютерная система, но какая? Попробуем ответить на этот вопрос методом исключения.

Текстовые редакторы отпадают сразу, попробуем обратиться к СУБД табличного типа (Borland Paradox, Microsoft Access). По сути, все они различаются лишь набором сервисных функций да возможностью выборки данных из нескольких таблиц, однако все подобные продукты объединяет линейная (табличная) структура. Попробуйте представить себе, сколько полей должна иметь таблица, если попытаться внести в нее все оперативно-значимые данные перечисленные выше. Кошмар! Но даже если вас устраивает просмотр таблицы с парой сотен столбцов и сотнями тысяч строк, уверены ли вы, что однажды не возникнет ситуация, когда нужно будет внести информацию, для которой нет столбца? Теперь понятно, почему никакие таблицы не могут решить эту задачу.

Для работы с полнотекстовыми документами и оперативными данными необходима база данных, имеющая свободную структуру, с возможностью создания вложенных объектов и циклических ссылок, которая свободно изменяется в зависимости от потребностей, т.е. при появлении нового объекта, ветвь для него создается автоматически.

Попробую сформулировать задачи, которые должна решить система информационного обеспечения оперативных служб, перечислим перечень обязательных функций, которые она должна выполнять. Итак:
1. Система учета оперативной информации должна работать в многопользовательском режиме, объединяя усилия всех оперативников, т.е. это сетевая система.
2. Система должна быстро обрабатывать огромные массивы данных, мгновенно отслеживая изменения, вносимые несколькими пользователями. На сегодняшний день этими качествами обладают СУБД, работающие по стандартам языка SQL (Oracle Server, IBM DB2, Borland InterBase Server, Microsoft SQL Server, etc.)
3. Система должна быть свободно масштабируемой и модернизируемой, она не должна уподобляться статичным разработкам восьмидесятых годов. Напротив, система должна иметь возможность вбирать в себя лучшие достижения научной мысли сегодняшнего и завтрашнего дня.
4. Система должна быть легко управляемой, надежной и неприхотливой, не требовать регулярных многочасовых индексаций и сложного администрирования.
5. Интерфейс системы должен быть интуитивно понятен пользователю-неспециалисту. Работа в системе должна быть комфортной, чтобы пользователь мог сосредоточиться на своей работе, а не рылся в нескольких томах Руководства пользователя, часами пытаясь добиться от машины ответа на свой вопрос.
6. Система должна отвечать жестким требованиям безопасности информации, причем система должна органично поддерживать различные уровни доступа к данным для разных пользователей.
7. Система должна обрабатывать любую, даже самую неструктурированную информацию, автоматически ее упорядочивая.

Примером реализации этого подхода может служить автоматизированная система учета оперативной информации "Досье", внедряемая в оперативной службе УФСНП РФ по Кемеровской области. Основу программы составляет концепция объектно - абстрагированного учета оперативной информации.

Новизна подхода к решению проблемы состоит в предложении раздельного учета объектов (юридических и физических лиц, адресов, документов) и событий (собственно оперативной информации). Таким образом, объекты и описание событий автоматически связываются, причем если объект фигурирует в нескольких событиях, программа связывает эти события в одну логическую цепочку и тем самым избавляет оперативника от нудного поиска всех упоминаний об интересующем субъекте и его деятельности. Программа предоставляет широкие возможности для анализа оперативной обстановки по любому направлению и в целом по региону.

Естественно, программа "Досье" соблюдает все стандарты работы с информацией на бумажных носителях, принятые в оперативной службе, автоматически проверяет права пользователей и разрешения на доступ, выполняет массу сервисных функций.

С технической точки зрения система "Досье" представляет собой программный комплекс, состоящий из клиентских и серверной частей. Структура информации в базе данных больше всего напоминает хорошо известное дерево каталогов, то есть объекты учета могут быть многократно вложенными друг в друга и соединяться с описаниями событий по прямым и косвенным связям между собой.

Таким образом, применение современных информационных технологий, способно поднять качество оперативной работы по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений на совершенно новый уровень, позволяющий объединить усилия многих сотрудников и проводить гораздо более широкий поиск, причем по абсолютно любому признаку.

Напоследок попробую сделать небольшой и очень краткий прогноз о будущем применении компьютеров и информационных технологий в правоохранительной деятельности:
1. Появятся новые и будут активно использоваться системы оптического распознавания почерков, отпечатков пальцев, признаков внешности и вообще любых изображений, что позволит упростить процессы ввода информации и идентификации объектов.
2. Начнут активно применяться голосовые технологии, которые заменят собой утомительное "набивание" с клавиатуры и будут различать голос хозяина среди миллионов других (может, и пароли исчезнут - за ненадобностью).
3. Развитие систем связи окончательно разрушит территориальные барьеры и позволить любому полицейскому мгновенно связаться по телефону с компьютером в своем подразделении и, задав любой вопрос, получить на него немедленный ответ от машины. (Даже не верится, что закончатся раздраженные реплики барышень из адресных бюро и информационных центров: "Вечно вам что-то нужно, поговорить не дадут".)


1. Костин В.П. "Тайная полиция США. ФБР: прошлое и настоящее" Москва. Мысль 1981.
2. Бельсон Я.М. "Интерпол в борьбе с уголовной преступностью" Москва. Наука 1989.
3. John J. Fialka War By Other Means: Economic Espionage in America. New York: W.W. Norton & Company, 1997. (Война другими средствами: Экономический шпионаж в Америке)

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.