Опубликовано в Gazeta.Ru от 31-05-1999 (Выпуск No 060) Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/31-05-1999_vp.htm |
Вечером 25-го мая ситуация казалось ясной. Оставаясь министром финансов, реформатор Михаил Задорнов был назначен первым вице-премьером, ответственным за финансовый сектор. Стало быть, новое правительство Сергея Степашина выбрало либерала, которого знает и ценит Запад, что облегчит его отношения с МВФ. Однако на следующий день у Задорнова отнимают министерский портфель. Его заменяет заместитель. (Новое назначение так и не будет официально подтверждено.) Вопрос: так кто в России отвечает за финансы, ключевой сектор в нынешние кризисные времена?
В прошлую пятницу непонятно было, за что отвечает Задорнов. Другой вице-премьер, Николай Аксененко, похоже, решил отвечать за все. На пресс-конференции в министерстве финансов журналистам говорили, что не знают имени будущего министра и тоже очень хотели бы его узнать. Всемирный банк колеблется и не подтверждает приезд своей миссии в Москву "по причинам отсутствия ясности" вокруг экономических постов.
"Ухо старика". В тот же вечер Задорнов складывает оружие. "Я хотел сохранить оба поста, чтобы создать настоящий экономический блок; к тому же мы были близки к соглашению с МВФ", - грусто заявляет он. В момент полного экономического банкротства у России снова есть правительство: за исключением коммунистов, большая часть людей из кабинета Примакова сохранила свои посты. Но в правительстве нет команды экономистов.
Перипетии формирования правительства Степашина иллюстрируют деградацию российской политической жизни. Больной и опустившийся Борис Ельцин назначает и разгоняет правительства - это четвертое за четырнадцать месяцев - чтобы утвердить свою непрочную власть. Однако он все больше и больше становится игрушкой своего окружения, в котором разные кланы сталкиваются в борьбе за ухо "Старика". Через шесть месяцев грядут парламентские выборы, через год - президентские; в таких обстоятельствах контроль над экономическими постами - это самый важный куш, который враждующие группировки, кучкующиеся вокруг Кремля или президентских домов отдыха, не могут упустить. Победивший клан сможет сориентировать финансистов на обслуживание собственных интересов, а также подстегнуть предвыборную кампанию в нужном направлении и обеспечить избрание своих людей.
На авансцене актеры играют без масок. Вот Ельцин, президент с нетвердой походкой. Вот Степашин, бывший полицейский, который мечтал, что ему разрешат сформировать свою команду самостоятельно. Вот Аксененко, загадочный министр путей сообщения, поднявшийся до первого вице-премьера, который не хочет соперничества и заявляет об этом в прессе. За кулисами актеры рвут друг друга в клочки. Борис Березовский, влиятельный бизнесмен, опекающий Аксененко, Анатолий Чубайс, реформатор и руководитель государственной электрической компании, и другие "олигархи", которые пережили кризис и мобилизовались, чтобы унаследовать хозяйство прошлого правительства.
Реванш. Последние отзывы в прессе отдают лавры победителя Березовскому. "Победу одержала одна группировка", - пишет ежедневная газета "Коммерсант" - то есть группа Березовского, объединившаяся с хозяином крупной нефтяной компании. Все журналисты считают, что с приближением выборов интриги будут становиться все более откровенными. 12 мая Березовский праздновал победу: Евгений Примаков, его заклятый враг, был отправлен в отставку. Да еще как. Утром ему звонят из Кремля и предлагают уйти самому. Он отвечает, что хорошо работал и стабилизировал опасную ситуацию. Спустя два часа агентства получают указ о его увольнении.
Указ. 14 мая - один из тех дней, когда Ельцин, по-видимому, владел своей головой не в полной мере. Утром спикер Думы узнает, позвонив в Кремль, что Примакова наследует Аксененко. В полдень президентским указом и.о. премьера назначен Степашин, министр внутренних дел, известный своей лояльностью по отношению к Ельцину. Начинается крестный путь Степашина. Его, в сущности, заставляют взять под крыло Аксененко - протеже Березовского. Степашин запрашивает пост еще одного первого вице-премьера, чтобы сбалансировать влияние Аксененко. Он даже предлагает человека на эту должность. Отказ. Кремль назначает Задорнова, который вскоре уйдет.
27 мая, во время первого заседания "своего" правительства, Степашин чувствует, что обязан уточнить: "По конституции, в нашей стране премьер-министр руководит правительством и берет на себя ответственность за его действия". Наступающая неделя окажется для него решающей. Некоторые считают, что он, униженный, будет готов уйти в отставку. С другой стороны, генерал полиции ни мгновения не намеревался бунтовать. "Власти следовало бы искать пути восстановления места нашей страны в мире, - сокрушался Задорнов в день своего ухода. - Вместо этого Россия пятится назад".
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |