Опубликовано в Gazeta.Ru от 26-04-1999 (Выпуск No 040) Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/26-04-1999_nato.htm |
"Мы будем продолжать бомбить, пока Милошевич не уйдет", - вещал на прошлой неделе ваш (статья написана американцем для британской газеты - В.С.) премьер-министр. Представитель НАТО Джейми Шеа сразу же поправил его: "Мы будем продолжать бомбить, пока Милошевич не уступит". Этот терминологический спор отражает фундаментальный раскол в НАТО - раскол не только по поводу способов ведения войны, но и ее целей.
Когда война началась, цели НАТО были просты и ограниченны. Речь шла не о независимом Косове, не о свержении президента Милошевича, которого теперь иначе как "балканский мясник" не называют, и сравнивают с Гитлером и обвиняют в геноциде и военных преступлениях. Целью НАТО было на самом деле укрепление позиций Милошевича внутри самой Сербии.
Соединенные Штаты в лице госсекретаря Мадлен Олбрайт настойчиво утверждали, что только Милошевич может стать одним из гарантом соглашения по проблеме Косова. Сербская оппозиция была и остается в этом вопросе существенно менее гибкой и готовой удерживать Косово любой ценой, до последней капли крови. Если Милошевич смог подписать соглашения в Рамбуйе, которые ратифицировали и косовские албанцы, ему нужно было показать, что альтернативы не было. Считалось, что бомбардировки НАТО достаточно ясно покажут сербам, что у их президента действительно не было альтернативы.
Та узкая цель, которую поставили перед собой западные страны - создать автономное, но не суверенное Косово, Косово с собственной судебной системой, но без армии и министерства иностранных дел - подразумевала ряд конкретных шагов, ради которых НАТО и нужно было вести войну. Во-первых, Армию Освобождения Косова (АОК) не следовало ни вооружать, ни инструктировать. Во-вторых, используемые против Сербии силы следовало использовать крайне ограниченно. Речь шла не об уничтожении Милошевича, а о том, чтобы заставить его вернуться за стол переговоров. Его вовсе не рассматривали как врага рода человеческого: когда война началась, он был для НАТО незаменимой фигурой, поскольку только он из всех политиков Югославии мог решить косовскую проблему в приемлемом для НАТО духе.
Стало быть, речь не шла об атаках на властный аппарат Милошевича, на его политическую инфраструктуру, не говоря уже о нем лично. Натовский план нападения поэтому отличался крайней мягкостью. На первоначальном плане бомбовых налетов было обозначено всего 50 целей, в основном - мелкие, периферийные установки ПВО. Если вы недоумевали, почему из-за нескольких облачков авианалеты то и дело отменялись, то вот вам ответ: собирались не бить по Милошевичу, а дать ему извинительный предлог для капитуляции по косовскому вопросу перед превосходящими силами НАТО. Эта цель идеально отвечала нуждам западных политиков еще по одной причине: никто из них не хотел, чтобы пилоты подвергались опасности. Кампания, которая не наносит настоящего ущерба Сербии, была бы одновременно кампанией, в которой жизни натовских пилотов не подвергаются опасности.
"Облегченная" война, следовательно, приходилась всем по вкусу. Но, увы, Милошевич отказался идти по тропинке, выжженой перед ним натовскими ударами. Вместо того, чтобы броситься в объятия альянса, он отправил в Косово свои полицейские силы и продолжил изгнание максимально возможного числа албанцев со всей возможной скоростью. Поскольку Милошевич повел себя не так, как ожидалось, НАТО пришлось быстро менять свои военные цели, а также искать новые способы для их осуществления.
Какова теперь цель войны? Теперь, когда первоначальное оправдание налетов и соответствующая ему стратегия пошли прахом? НАТО начало удары по властной базе Милошевича. Альянс бомбил его дом, его телестудию, штаб-квартиру его партии. Но давайте объяснимся: изменение тактики случилось не оттого, что политики вроде Клинтона и Блэра вдруг "открыли", что Милошевич виновен в геноциде. Всем, кто хоть что-то знает о политике на Балканах, прекрасно известно уже много лет, что Милошевич виновен в массовых убийствах. Его поведение в Косове, как отвратительно оно бы ни было, до сих пор можно назвать просто ангельским по сравнению с геноцидом, устроенным им в Боснии. Есть свидетельства, что он переубедил некоторых из настоящих экстремистов, которые предлагали "боснийское решение" косовской проблемы - т.е. перебить всех косовских албанцев, а не просто выкинуть их из страны, как делает сейчас режим Милошевича.
Нет, удары по Милошевичу - это просто отражение разочарования: он не стал действовать так, как этого ожидали. Это знакомая ситуация: диктатора начинают провозглашать чудовищем только когда западная политика проваливается, и он перестает предсказуемо реагировать на угрозы и предложения. Это произошло с Саддамом, с которым и США, и Великобритания с удовольствием "имели дело", когда он вел себя понятно - несмотря на его чудовищную жестокость и использование химического оружия против собственного народа. Только когда дипломатические хитрости перестали работать и он совершил нечто совершенно непредсказуемое - вторгся в Кувейт - его стали превращать в "нового Гитлера".
Мотивы ударов по Милошевичу ничуть не более "нравственны", чем в случае с Саддамом. В результате, цели НАТО пришли в полный беспорядок. Все признают, что Милошевич - наименее жуткий сербский лидер среди совсем уже жутких персонажей. Убрать его - значит расчистить дорогу националисту, стороннику железной руки. В чем же цель войны?
На этот вопрос есть два противоположных ответа. Один: создание независимого Косова. Этого не может произойти без полномасшатбного вторжения натовских сил, и такой вариант не представляется слишком вероятным. То НАТО, которое не хочет опускать свои самолеты ниже 15 тысяч футов, потому что опасается за жизни пилотов, тем более не станет рисковать тысячями жизней в наземной операции. Этой цели сопротивляются многие члены НАТО, и США пока ее не поддержали. Без США этот вариант останется лишь блеском в глазах Тони Блэра.
Другой вариант намного более правдоподобен. Речь идет о том, чтобы убедить Милошевича пойти на какой-то компромисс. Надежда, что бомбардировки, если они будут достаточно интенсивными, заставят Милошевича обратиться к русским и дать им полномочия договориться с НАТО. Любая сделка неизбежно приведет к разделу Косова, при котором сербы удержат богатый ископаемыми север, а юг станет международным "протекторатом" под эгидой НАТО, русских и "неприсоединившихся" стран.
Безусловно, это будет победа Милошевича. Однако это не останавливает многих лидеров НАТО от страстных молитв за такой исход событий. Это позволило бы НАТО выйти из войны, частично сохранив лицо: дело можно было бы тогда повернуть таким образом, что-де НАТО обеспечило жилище для косоваров и мир на Балканах.
Конгресс сверхдержав по косовской проблеме будет похож на великий Берлинский конгресс XIX века, на котором перекраивалась карта Европы. К этике такое совещание не будет иметь отношения. Впрочем, внешняя политика никогда не имеет особого отношения к этике. Одна из главных иллюзий вашего (британского - В.С.) правительства - или одно из самых бесстыдных проявлений его цинизма - это утверждать, что ваша внешняя политика не такова.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |