Опубликовано в Gazeta.Ru от 17-03-1999 (Выпуск No 012) Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/17-03-1999_institut.htm |
В корреспонденции Майкла Гордона ("Нью-Йорк Таймс") сообщается, что российское правительство в лице министра энергетики Адамова предложило Соединенным Штатам снять санкции с двух ведущих российских научно-исследовательских институтов в обмен на свертывание совместной деятельности этих институтов с Ираном.
Это предложение поспело как раз перед важными переговорами Евгения Примакова с американцами о проблемах безопасности и его дискуссии с Международным Валютным Фондом по поводу предоставления России очередного многомиллиардного кредита.
Российские власти отрицают, что контакты МХТИ и НИКИЭТа с Ираном носили какой-либо предосудительный с точки зрения международных договоренностей характер. Администрация Клинтона приветствует снятие этого болезненного вопроса с повестки дня.
Для российских исследовательских институтов снятие санкций - это вопрос выживания. Оно поможет разблокировать множество совместных российско-американских проектов, которые кормят сидящих без денег русских ученых.
Русские строят ряд ядерных электростанций в одной из иранских провинций. США крайне отрицательно относятся к этому проекту, однако еще большее опасение администрации и спецслужб вызывает возможность продажи Ирану тяжелой воды и графитных реакторов, которые, в принципе, могут быть использованы для производства оружейного плутония.
Адамов утверждает, что эти опасения необоснованны - во всяком случае, НИКИЭТ и МХТИ не имеют к этому отношения. По словам министра (бывшего директора НИКИЭТа), он уже дал распоряжение администрации института прекратить все контакты с Ираном. Американские источники утверждают, что контакты тем не менее продолжаются.
Что же касается МХТИ, то российская сторона утверждает, что этот институт предоставил Ирану несекретную информацию о производстве тяжелой воды. Эта информация носит общий характер и не представляет оборонное значение.
Подобные проблемы в российско-американских отношениях возникали и раньше. Особенно остро они встали, когда всплыл факт покупки Россией (через коммерческих посредников в Москве) нескольких суперкомпьютеров IBM в обход американских экспортных законов. Компьютеры были установлены в российском ядерном исследовательском центре в Арзамасе-16. Когда вспыхнул скандал, русские перевели компьютеры в гражданское учреждение - Сбербанк - и заявили, что теперь техника используется для гражданских задач, как то разработка коммерческих программ кредитования бизнеса.
Аналогичные ситуации возникали с другой партией компьютеров IBM и с компьютерной системой Silicon Graphics, которую использовали в военном институте в Челябинске. Потребовалось вмешательство американских специалистов, чтобы решить проблемы на местах.
Американская администрация заинтересована в снятии санкций. Это позволит ей и впредь работать вместе с русскими над проблемами ядерной безопасности, которые представляются многим специалистам Департамента энергетики в Вашингтоне крайне важными. В то же время Адамов высказал некоторое опасение относительно враждебной позиции Госдепартамента к снятию санкций с российских вузов и НИИ.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |