Опубликовано в Gazeta.Ru от 11-05-1999 (Выпуск No 046)
Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/11-05-1999_russia.htm


Билл Пауэлл, "Newsweek", подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru>
Россия: игнорировать ее - безумие

С момента начала войны в Косове набор основных фактов относительно России не изменился: страна в развалинах, остро нуждается в западной финансовой помощи, кредиторы, которых она так беззастенчиво кинула в августе прошлого года, бегут от нее, как черт от ладана, руководит ей непоследовательный больной старик, который проводит больше времени в больнице, чем на своем рабочем месте. Но несмотря на все это, Косово преподало всем важный урок, урок, последствия которого Москва тихо смакует вот уже неделю: страна все еще слишком велика и потенциально слишком опасна, чтобы ее игнорировать. И когда Западу стало ясно, что ярость Москвы по поводу натовской атаки на Югославию - это не просто припадок дипломатического шипения, проблема спасения отношений с Россией встала почти так же остро, как и проблема выхода из косовского кризиса.

Как ярко продемонстрировала встреча "большой восьмерки" в Германии, Россия, несмотря на все свои (весьма животрепещущие) проблемы, снова является влиятельной силой. На протяжении двух недель весь мир - в лице разнообразных деятелей от Генерального секретаря ООН Кофи Аннана до эмиссаров из США, Германии и Греции - обивал порог московских приемных. Сделка, заключенная в результате в Германии - согласно которой Москва согласилась предоставить свои войска для любой миротворческой силы, которая может понадобиться в Косове. Благодаря этой сделке дипломатическое движение по выходу из кризиса набрало силу, и немалые силы к этому приложили Борис Ельцин и его спецпредставитель на Балканах, бывший премьер-министр Виктор Черномырдин. "Все недооценивали, насколько взрывной окажется российская реакция на Косово, - сказал на прошлой неделе один западный дипломат, работающий в Москве. - Как только это стало ясно, стало очевидно и то, что они будут участниками этой игры. Их нельзя было игнорировать, и они оказались достаточно сообразительны, чтобы этим воспользоваться".

Вне зависимости от будущего влияния последних соглашений на возможное улаживание отношений с Милошевичем, они уже продемонстрировали нечто важное относительно российской политики. В начале войны самые громкие голоса доносились из лагеря коммунистов и националистов - они проклинали НАТО за геноцид и убийства. Правительство премьера Примакова нисколько не пыталось охладить страсти, а только добавляло шума. Игорь Иванов, сменивший Примакова на посту министра иностранных дел, публично сказал, что это НАТО, а не Милошевич, совершает геноцид в Югославии. Он добавил, что лидеры НАТО должны предстать перед военным трибуналом.

Это заявление никто пока не отзывал, однако тот же самый Иванов на прошлой неделе улыбался и пожимал руки шести натовским "военным преступникам" в Германии. Иванов совершил это путешествие из пункта А в пункт Б по двум причинам: во-первых, Борис Ельцин, несмотря на свои болезни - как не раз уже бывало в прежние времена - оживился во время кризиса. И, во-вторых, Примаков, пусть он и не большой любитель Запада, никогда не был дураком.

Ельцин не хочет, чтобы последний год его президентства был отмечен серьезным разрывом отношений с Западом. Несмотря на все его президентские ошибки, инстинкт подсказывает ему, что Россия должна быть включена в западное демократическое пространство. Кремлевские источники утверждают, что Ельцин сейчас не очень-то прислушивается к окружающим, однако к нему до сих пор вхож бывший царь и бог экономики Анатолий Чубайс, который недавно отверг предложение Ельцина вновь возглавить кремлевскую администрацию. В начале войны, когда в Москве осаждали американское посольство и в воздухе витала демагогия в духе холодной войны, Чубайс, вполне возможно, просто посоветовал Ельцину взять дело в свои руки.

Что Ельцин и сделал, назначив Черномырдина своим спецпредставителем. Этот шаг продемонстрировал Западу, и в особенности Вашингтону, что дело надо будет иметь с человеком, с которым уже приходилось иметь дело раньше - "не с сорви-головой", как выразился один представитель администрации Клинтона на прошлой неделе. Назначение Черномырдина сослужило добрую службу Ельцину и во все усиливающейся борьбе с Примаковым и поддерживающей его коммунистической Думой. Эта борьба может закончиться отставкой премьера. Дело в том, что международные дела - это, конечно, конек самого Примакова. Он бывший шеф разведки и министр иностранных дел. Назначение Черномырдина не могло его не задеть. "Это был очевидный и намеренный афронт", - сказал источник в российском МИДе. Однако если Примаков и негодует, он пока что не позволил своим чувствам помешать миссии Черномырдина.

И неудивительно. Пока что Примаков остается премьер-министром. Учитывая экономическое положение Москвы - в особенности острую нужду в немедленном снятии долгов МВФ и в новых займах - Примаков отлично понимает, что не в интересах России начинать с Западом Вторую холодную войну из-за Косова. Пошуметь насчет новой холодной войны - возможно, особенно если Запад раскошелится, чтобы все были счастливы. Но начать настоящую холодную войну? Никаких шансов.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.