Опубликовано в Gazeta.Ru от 10-06-1999 (Выпуск No 068)
Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/10-06-1999_ivanov.htm


Джейн Перлец, "Нью-Йорк Таймс". Подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru>
Русский в Кельне преодолевает македонский пат

Патовая ситуация, возникшая в переговорах между югославскими и натовскими военными чинами - эти переговоры велись в походной палатке на заброшенном участке югославско-македонской границы - разрешилась наконец, после нескольких острых перепалок за тысячу с лишним километров оттуда, в вычурном зале XV века.

Раздраженный русский министр иностранных дел Игорь Иванов вступил в дискуссию со своими западными коллегами в среду вечером. Он обвинил американцев и блок НАТО в сложившейся ситуации с военными переговорами.

Если американцы не могут разрешить ситуацию, - сказал, по сведениям одного из западных дипломатов, Иванов, - русские им помогут.

Иванов затем пообещал, что Москва будет готова проголосовать за резолюцию Совета Безопасности ООН, дающую полномочия международным миротворческим силам, немедленно после приостановки натовских бомбежек.

Этот шаг Иванова инициировал тщательно разработанную цепь событий, которую дипломаты назвали "синхронизацией" окончания косовской войны.

Эта "синхронизация" предусматривает пять шагов: подписание военными договора о выводе войск (того самого, в палатке), вывод сербских частей из Косова, проверка частичного вывода войск, остановка бомбардировок, голосование в Совете Безопасности и, наконец, размещение международных миротворческих сил под командованием генерал-лейтенанта Майкла Джексона (Великобритания).

Госсекретарь США Мадлен Олбрайт, участвующая во встрече "большой восьмерки" - министров иностранных дел семи самых индустриализованных стран и России - сразу же после завтрака несколько раз вступала в напряженные переговоры с Ивановым о разрешении ситуации.

Но до того, как в пять вечера Иванов выступил перед своими коллегами в Гюрцених-холле, чиновники клинтоновской администрации высказывали сомнения по поводу того, что Россия быстро проголосует за резолюцию Совета Безопасности.

В штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, русские отказались довести проект резолюции, одобренный там на встрече восьми министров иностранных дел, до полной готовности в течение 24 часов.

Без одобрения резолюции в Нью-Йорке, международные силы безопасности не смогут на законных основаниях вступить в Косово.

Любая задержка между приостановкой бомбардировок и размещением миротворцев, считают дипломаты, создать в Косове вакуум, который приведет к двоякой опасности.

Во-первых, Армия освобождения Косова сочтет себя вправе отыграться на отступающих сербских частях. В этих обстоятельствах, с террористами за спиной, сербские войска вряд ли захотят отступать. Это именно тот эндшпиль - гражданская война вместо упорядоченного отхода сербских войск - который НАТО хотела предотвратить.

Вторая проблема, считают дипломаты, в том, что любой перервы в цепи событий, тщательно разработанных союзниками по блоку, играет на руку югославскому лидеру Слободану Милошевичу.

Нежелание русских завершить подготовку резолюции для СБ вызвала, по словам высокопоставленного клинтоновского чиновника, "подозрения", насчет того, захочет ли Москва быстро проголосовать за введение в Косов международных сил немедленно после приостановки бомбардировок.

Как только Иванов пообещал это - во время "напряженного", по словам британского министра Робина Кука, заседания большой восьмерки - администрация Клинтона сделала шаг, который удовлетворил югославскую сторону.

Администрация сообщила через НАТО, что предложение, которое было внесено в военный документ и против которого возражали югославы, может быть из окончательного текста убрано.

Представители госдепартамента, сопровождающие Олбрайт, отказались сообщить журналистам точную формулировку предложения. Один из чиновников, пожелавший не сообщать своего имени, сообщил, что речь шла о "последовательности вывода войск и голосования в СБ", но отказался развивать эту тему.

Как только Иванов сказал свое веское слово, и спорный пункт был устранен из военного соглашения, югославские военные, которые прервали переговоры, чтобы провести дополнительные консультации с Белградом, тут же вернулись в Македонию.

В Нью-Йорке закипела работа над резолюцией. В штаб-квартире НАТО чиновники вернулись к делам.

Когда же Джексон вышел из палатки, чтобы сообщить о заключении соглашения, Олбрайт, Иванов и другие министры обедали. Им подавали изысканные блюда, а проходил этот обед в местном музее шоколада - самом крупном в Европе собрании экспонатов по истории кондитерского дела.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.