Опубликовано в Gazeta.Ru от 08-07-1999 (Выпуск No 088) Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/08-07-1999_sor.htm |
(Фрагменты интервью, которое 68-летний миллиардер Джордж Сорос дал корреспонденту журнала Newsweek Эндрю Нагорскому в Зальцбурге во время Экономического саммита по вопросам Центральной и Восточной Европы.)
Нагорски: Что нужно Балканам?
СОРОС: Я поддерживаю основные идеи плана, который предложен Центром Европейских политических исследований, ударной интеллектуальной группой из Брюсселя. В этом плане четыре элемента. Во-первых, Европейский Союз берет контроль над таможенными службами юго-восточной Европы. Во-вторых, он же выплачивает странам компенсации за потерю таможенных пошлин. В-третьих, в этом будет элемент субсидирования, поскольку выплаты будут базироваться на нормальных условиях, а не на условиях послевоенной разрухи. Но субсидирование будет зависеть от того, станут ли правительства этих стран соблюдать определенные политические условия. В-четвертых, это введение единой валюты - евро или, пока евро не заработало в полную силу, немецкой марки.
Что все это даст?
Зону свободной торговли. Но как только ЕС увидит, что границы надежно обеспечены, эта зона станет частью европейского Общего Рынка, что позволит свободно торговать промышленными товарами. До какой степени будут допущены на европейский рынок продукты сельского хозяйства - основной товар данного региона - это вопрос, о котором надо договариваться отдельно, у ЕС и так большие проблемы с сельскохозяйственной продукцией. Но ЕС придется пойти на ряд уступок, чтобы регион смог ожить. Страны региона будут также кандидатами на вступление в члены ЕС, но это пока далеко за горами.
Таможня - это не только источник официальных пошлин, но и крупномасштабной коррупции. С какой стати правительства от этого откажутся?
Коррупция, безусловно, является частью существующего положения вещей, так что новый порядок подорвет нынешние режимы. Люди региона гораздо больше хотят быть в Европе, чем... чем там, где они сейчас. Они поддержат все, что приближает их к Европе. Общая выгода от осуществления этой схемы будет так велика, что корпоративные интересы не смогут им противиться. Если какое-либо конкретное правительство захочет не участвовать в этом - пожалуйста. Но я не думаю, что власти смогут сопротивляться давлению общественного мнения. Эта схема, я думаю, избавит всех от Милошевича.
Каким образом?
Югославию пригласят к участию в таможенном союзе, но она не получит субсидий - основного источника денежной помощи - если она не согласится на проведение выборов под эгидой ОБСЕ (Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе). Привлекательность этой схемы заставить Югославию принять эти условия. Появится возможность убрать Милошевича из властных структур и подготовить страну к настоящим выборам.
Будет ли Трибунал по военным преступлениям судить Милошевича?
Если он не совершит самоубийства - непременно. Общественное мнение в Югославии может развернуться на 180 градусов. Когда страну больше не бомбят и ей не угрожают, когда люди видят все разрушения и осознают все преступления режима и всю ту ложь, которой их кормили, они могут восстать против него. Сербская православная церковь уже обвиняет Милошевича. Общественное мнение весьма подвижно, и не исключено, что в ближайшее время большинство будет считать его человеком, который опозорил сербский народ.
Если я вас правильно понял, перспектива денежных вливаний может оказаться более действенной в политическом плане, чем бомбардировки?
Поменять режим легче, когда предлагаешь более привлекательную альтернативу, чем когда угрожаешь существованию нации. Угроза нации заставляет людей встать плечом к плечу, а надежда на лучшее будущее открывает дорогу для свободного выбора и разнообразия мнений.
Сколько это все будет стоить?
Оценка прямых субсидий - около 5 миллиардов евро в год. В бюджете ЕС для этого есть средства. Будет масса других расходов - техническая помощь, кредиты, программы Мирового банка. Все это будет делаться на коммерческой основе. Наши усилия восстановить Боснию в основном не удались, потому что территория очень невелика, и вся помощь вынужденно шла через правительство. Здесь во главе процесса встанут частные компании.
Почему лично вас так волнует судьба этого региона?
Потому что я - приверженец идей открытого общества. Конфликт в этом регионе можно осмыслить как конфликт между племенной идеей - мои люди, правые или неправые - и всеобщей концепцией добра и зла, которая равно применима ко всем людям. Мои фонды стремятся к поддержке всеобщей концепции, универсальной концепции гражданства взамен этнической. Одна нация - одно государство - этот принцип непрактичен и неприемлем.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |