Опубликовано в Gazeta.Ru от 04-08-1999 (Выпуск No 107)
Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/04-08-1999_miller.htm


Эрин Арведлунд, ABCNEWS.com, подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru>
Как американскому бизнесмену не удалось продать пиво в Москве

Если вы ищете серьезную книгу по политэкономии постсоветской России - то вам не сюда. Если вы любитель русской литературы и фанат Достоевского и Пушкина, то книга, на первой странице первой главы которой вы найдете клише насчет русского в "дешевом, плохо скроенном костюме" - тоже не для вас.

Эта книга читается как реферат студента-экономиста о том, как не следует вести дела на новом, нарождающемся рынке.

Однако "Московское безумие" не оставляет читателя равнодушным: от книги трудно оторваться. Столь привлекательной делают ее страсти и страдания главного героя, американского бизнесмена с матросским прошлым по имени Рик Граджирена, который загорается идеей организовать в Москве сеть по распространению пива "Миллер" как раз когда разваливается Советский Союз.

Откуда у Граджирены такая безумная мысль? Во время поездки по обмену в СССР он увидел, что русский сосед-пасажир в самолете открыл банку "Миллера" в честь приземления после особенно изматывающего рейса.

Пиво "Миллер", решает Граджирена - это именно то, что нужно этой утопающей в водке нации. (Уже похоже на московское безумие? Но это только начало.) Кстати, подобное "безумие" охватывает не только западных деловых людей, тщетно пытающихся навязать американскую этику и модели поведения бурлящей, беззаконной стране и при этом сколотить состояние. Это безумие охватывает и тех американцев, которые приезжают в Россию как "исторические туристы", чтобы поглядеть вблизи на самое большое политическое, социальное и экономическое потрясение конца двадцатого века".

Американцы много пили, танцевали на стойках бара и вообще вели себя так, как никогда бы не позволили себе поступать дома - просто потому, что они не были дома.

У книги есть налет некоторого дидактизма и односторонности - это потому что главный герой, Граджирена, попытался вести свой русский бизнес из родного флоридского городка на другом конце земного шара.

Но есть в книге и сочные, весьма полезные главы о деловых дилеммах, включая ту, что называется "Крыши". В ней речь идет о том, как малому бизнесу приходится платить за защиту вездесущей Русской Мафии.

Харпер также блестяще объясняет с точностью до копейки, насколько изощренной, византийски-издевательской может быть российская бюрократическая машина, а также обычаи страны для малого бизнеса, особенно такого, который не поддерживает многонациональная корпорация.

Харпер сочувствует своему герою. Это очевидно по тому, насколько яростно он пытается оправдать некоторые из самых неудачных деловых решений Граджирены.

Среди ошибок бизнесмена - то, что он нанял ложных "друзей" - как русских, так и американцев - которые постарались настроить американских инвесторов Граджирены против него; неспособность разглядеть более привлекательную возможность распространять в Москве пиво "Хайнекен".

Были времена, когда любое решение, независимо от его качества, было обречено. Например, покупка грузовиков, которые оказались слишком велики - таким нельзя въезжать в центральные районы Москвы; или аренда склада, который рухнул посреди зимы и похоронил под своими руинами 14 тысяч ящиков пива накануне праздников; или простая попытка действовать по правилам.

Сменивший Граджирену молодой американец Роберт Греко, который приезжает в Москву и быстро выучивает язык, вскоре осознает главное правило: "Если хочешь остаться в бизнесе, действовать строго по закону невозможно".

После 70 лет коммунизма у России не было традиции свободного предпринимательства, но была глубоко укоренившаяся традиция нарушения законов ради элементарного выживания. А поскольку "бизнес был вне закона, этической стороны бизнеса не сущестовало как таковой".

Экономическая и политическая ситуация в России изменилась даже с момента подписания книги Харпера в печать, так что она обречена быть устаревшей с первых же дней.

Но если вы хотите почитать занятные истории о потрясающих русских женщинах ("когда она идет к тебе, ты можешь думать только о двух дирижаблях в мертвой жаре") и о неудачных инвестициях, "Московское безумие" - это как раз та развлекательная книжка про бизнес, которую вы искали.

Только не сойдите с ума, пока читаете.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.