Опубликовано в Gazeta.Ru от 03-03-1999 (Выпуск No 003)
Оригинал: http://gazeta.ru/pressa/03-03-1999_newsweek.htm


Билл Пауэлл, Newsweek
От "Оскаров" к политике: случай Никиты Михалкова

После премьеры самого нашумевшего, самого дорогого фильма во всей истории России, на эксклюзивном приеме (если ты туда не попал, то тебе нет места в истеблишменте) Владимир Жириновский показывал, что фильм получился, что называется, "на большой палец". (Он поднял бы и второй большой палец, да в другой руке был стакан с водкой.) Григорий Явлинский, любимец Запада, положил руку на сердце и произнес: "Это очень, очень близко моему восприятию". Чтобы не выделяться из толпы, лидер коммунистов Геннадий Зюганов перед телекамерами стал рассказывать, насколько русское это кино. Речь шла, естественно, о "Сибирском цирюльнике" Никиты Михалкова, фильме, который рассказывает о том, как хорошо жилось в царской России в конце XIX века.

Что же произошло? Просто Никита Михалков, режиссер всемирно признанного (в том числе американской киноакадемией) фильма "Утомленные солнцем" (в англоязычном прокате - "Опаленные солнцем"), выпустил наконец "Цирюльника". Это само по себе могло вызвать в Москве большой ажиотаж. Но 4000 гостей премьеры не в меньшей степени интересовались политическими амбициями Михалкова.

Политические амбиции? Рассуждения и размышления о том, кто сменит Ельцина после выборов (назначенных на лето 2000 года) давно стали любимой салонной игрой в Москве. Михалков подстегнул новую волну несколько недель назад, сказав в интервью лондонской газете, что он не исключает возможность своего участия в ближайшей президентской гонке. Олигарх Борис Березовский выступил с предложением поддержки (которое вряд ли могло прибавить Михалкову популярности), и российская политическая пресса пошла плясать вприсядку - как раз вовремя, перед самой премьерой фильма.

Трогательная, хотя и невразумительная любовная история в фильме лишь оттеняет главную мысль Михалкова - мечту о времени, когда "Россия не вела войн и рубль был крепок".

Может ли Михалков в реальности стать первым российским президентом-оскароносцем? Он фото- и киногеничен; он способен сделать сногсшибательный рекламный политический клип (как тот, что был сделан им для Ельцина в 1996 году). Его речи остроумны и афористичны. Многие русские интеллектуалы рассматривают его как менее угрожающую версию Александра Лебедя. Однако американские специалисты из Джеймстаунского фонда пишут, что "Михалков - талантливый режиссер, но в то же время реакционная и опасная фигура". Трудно поверить, что политический шум вокруг премьеры его фильма не был частью спланированной акции по усилению ажиотажа. На вопросы о ближайших планах Михалков отвечает уклончиво.

Кстати, будет ли еще один "Оскар"? "Цирюльник", несмотря на всю его пышную красивость, чрезмерно затянут (три часа), а сценарий полон штампов, как русских, так и западных. В самой смехотворной сцене фильма героиня Джулии Ормонд признается, что ее отчим изнасиловал ее, когда ей было 14 лет. (Вопрос для историков: передавали ли в царской России шоу Опры Уинфри?) Короче говоря, у Михалкова больше шансов стать президентом, чем завоевать "Оскар" за "Цирюльника".

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.