Опубликовано в Gazeta.Ru от 24-05-1999 (Выпуск No 055) Оригинал: http://gazeta.ru/opinion/24-05-1999_ygosl.htm |
Хотели как лучше, а получилось как всегда...
(В.Черномырдин)
Мы будем бороться за мир так,
что камня на камне не останется!
(Из анекдота)
Человеку, следящему за югославскими событиями, в последнее время все чаще и чаще приходит в голову, что события эти начисто лишены какой-либо внутренней логики. Защитники косоваров бомбят колонны косовских же беженцев с многочисленными жертвами; поборники демократических свобод громят редакции СМИ, убивая находящихся на рабочих местах журналистов; сторонники установления общегуманного мирового порядка пытаются декларировать собственное право без суда и следствия уничтожать десятки и сотни людей, по мнению какого-то облеченного полномочиями политикана, своим образом жизни этому самому всемирному гуманизму мешающих... Шизофренический оттенок происходящего может порадовать разве что психиатра, собирающего коллекцию редких клинических случаев.
Вместе с тем, как раз внутренняя логика во всем поведении стран НАТО присутствует в полной мере. Просто само действо давно уже вышло из-под контроля режиссеров и ведет их за собой недрожащей железной рукою. Как ни прискорбно признать, виною тому - поголовная вопиющая некомпетентность руководства НАТО в целом и стран-участников в частности. Некомпетентность фатальная и ужасающая.
Нет, начиналось все красиво и изящно. Милошевич травит косовских албанцев - ату его, воспользуемся замечательным поводом проявить свое вселенское человеколюбие, устроим, на потребу рейтингу, маленькую победоносную войну на Балканах (кстати, Вы смотрели "Плутовство" с де Ниро и Хоффманом?), проведем молниеносную войну, блицкриг в лучших традициях "Бури в пустыне". Через пару недель бомбардировок Милошевич выбросит белый флаг, косовары вернутся на покинутые насиженные места, лев возляжет рядом с агнцем, а к юбилею Североатлантического блока нарисуется замечательнейший подарок, наглядно демонстрирующий полезность натовских программ и целесообразность поддержания военных бюджетов стран альянса на нынешнем уровне. Для полноценного голливудского хеппи-энда в этом сценарии недостает только рыдающих в финале герлскаутов, но будем уж снисходительны, - ибо сочиняли его политики и военные, для которых не владеть тонкостями рецептуры фабрики грез вполне простительно.
Однако вся эта затея оказалась изначально обреченной на грандиознейший провал - причем именно в силу совершеннейшей некомпетентности лиц, принимающих решения. Более того, глядя на степень неадекватности принимаемых решений, начинаешь всерьез беспокоиться за интеллектуальный уровень народностей, избирающих подобных баттхедов в верховные органы власти.
Ну то есть, вероятно, для бывшего пацифиста, а ныне держиморды Соланы формула "Боится - значит уважает" и впрямь исполнена какого-то внутреннего философского смысла. Меж тем человеку непредвзятому довольно трудно ожидать, что сербы, довольно сильно обеспокоенные перспективой потери неотъемлемой части собственной территории, после первых авиаударов бросятся христосоваться с косоварами. Напротив, резонно ожидать, что, как только первые натовские ракеты упадут на сербскую землю, косовары будут рассматриваться не только как зловредные сепаратисты (что неприятно, но все же не так уж смертельно - в конце концов, сепаратизм в Ольстере, Стране Басков или Техасе десятилетиями тлеет, не перерастая в пламя полномасштабных военных действий), а - еще и как непосредственные виновники нападения на суверенную Югославию, со всеми вытекающими. Соответственно - если раньше в Косово, в основном, происходили вооруженные столкновения между боевиками ОАК и сербскими полицейскими, то с начала бомбардировок местное сербское население принялось вооружаться и попросту вырезать соседей-албанцев подчистую при попустительстве, а то и прямой поддержке все тех же полицейских подразделений. Факт, безусловно, грустный и неприглядный, но, увы, - естественным образом следующий из внутренней логики этнического конфликта. Если в курсах Гарварда, Оксфорда и Кэмбриджа об этом не говорилось ни слова - что ж, тогда избирателям стран НАТО следовало бы поискать на руководящие посты кандидатов среди выпускников ЦПШ - возможно, у последних окажется хотя бы чуточку больше здравого смысла.
Пока же - вместо прекращения репрессий и геноцида в Косово натовцы получили беспрецедентные по масштабам этнические чистки; многотысячные жертвы среди мирных косовских албанцев; сотни тысяч беженцев и впридачу необходимость всю эту ораву где-то селить, чем-то кормить, как-то лечить и поддерживать среди них подобие порядка. Понятно, что борющиеся с сепаратизмом сербы, которым каждый албанец на косовской территории - что кость в горле, приложат все возможные усилия для недопущения этих беженцев обратно даже после того, как (рано или поздно) соглашение о прекращении огня будет подписано. Собственно, изъятие у беженцев личных документов при пропуске через границу - одно из подобных средств, средств людоедских, но весьма эффективных. В случае возвращения на родину многие косовары просто-напросто не смогут доказать свои права на оставленные дома, имущество, земельные участки; да и временные аусвайсы, выдаваемые натовцами в лагерях исключительно со слов самих беженцев, запросто могут быть оспорены на границе. В результате можно быть уверенными, что, по меньшей мере, половина покинувших Косово беженцев обоснуется в сопредельных странах надолго, порождая многочисленные социальные проблемы, к которым Европа, похоже, не готова: кормить пару-тройку лет несколько сот тысяч человек за счет бюджетных средств - удовольствие непозволительно дорогое, а предоставить им виды на жительство с правом на работу значило бы вызвать массовое недовольство избирателей, значительная часть которых и без того видит в гастарбайтерах угрозу собственному благополучию. В общем, грабли уже лежат на дороге, и перешагнуть через них европейцам явно не удастся.
Другая драматическая сторона конфликта - судьба тех самых мирных жителей, о защите которых столь ревностно печется руководство НАТО. Сколь бы ни были совершенны современные виды высокоточного оружия, жертв среди гражданского населения при авиационно-ракетных ударах избежать невозможно. Применяемая ныне тактика бомбардировок увеличивает их число весьма быстро - шестьдесят албанских беженцев из разбомбленной натовским самолетом автоколонны; примерно по три десятка человек в пораженном ракетой поезде и двух автобусах; сотня косоваров в накрытой ракетным залпом деревне; десяток журналистов из уничтоженной "Томагавками" белградской телестудии, ежедневные одиночные жертвы, пораженные осколками и заваленные обломками, - на сегодняшний день общий счет уже идет на сотни погибших таким образом мирных граждан. Точной статистики жертв сербского геноцида в Косово на данный момент нет, однако в доступных источниках речь идет о нескольких сотнях уничтоженных сербами косоваров. То есть - число мирных жителей (включая и несчастных косовских албанцев), убитых НАТОвцами, по порядку величины уже сравнялось с числом жертв сербского геноцида и, судя по заявленной решимости продолжать бомбардировки и увеличивать их интенсивность, довольно скоро его превзойдет. Убийство косоваров натовскими ракетами, чтобы те не успели стать жертвами этнических чисток, - довольно оригинальный способ защиты местного населения от геноцида. Безусловно, гильотина помогает не только от головной боли, но и от рака, но я бы предпочел держать практикующего такие рецепты доктора возможно более далеко от врачебной практики.
Об истории с разгромленной колонной беженцев необходимо сказать несколько слов отдельно. Согласно официальным заявлениям НАТО, осуществлявший бомбардировку пилот с высоты пяти тысяч метров не мог отличить гражданских беженцев от колонны бронетехники; спускаться же ниже он не рискнул, опасаясь югославских средств ПВО. Руководством НАТО поведение пилота было признано правильным.
Меж тем убийство шести десятков косовских албанцев, как ни крути, является актом геноцида. То, что этот акт был совершен не по злому умыслу, а по преступной халатности или неосторожности, безусловно, может служить смягчающим вину обстоятельством, но самого факта вины никоим образом не отменяет. И если человеку, ответственному за убийство шестидесяти с лишним человек, дадут в результате вместо пожизненного заключения лет пятнадцать или двадцать тюрьмы, - я, в общем, этим вполне удовлетворюсь. Однако руководство стран НАТО не торопится с организацией судебного процесса против служащего в рядах вооруженных сил альянса военного преступника. Причина этого нежелания понятна - иначе будет создан прецедент, в результате которого пилотам придется либо рисковать собственной свободой, либо на бреющем полете подставлять свои задницы под огонь сербских ПВО. Натовские же пилоты, как выясняется, - натуры нежные и ранимые, сама идея о том, что в них тоже могут стрелять и попадать, - им не нравится. "Петро, пойдем, городским морду набьем? - А если они нам? - А нам-то за что?..."
Несмотря на высокие зарплаты профессиональных военных, на разнообразные льготы с образованием и трудоустройством после демобилизации, на значительные суммы обязательных страховок, - мысль о том, что все эти блага являются платой за профессиональный риск, похоже, не укладывается в их впечатлительных головках. Право слово, чем выпускать таких институток без намордников на защиту свободы и демократии, стоило бы посадить их перед компьютерами, дать в руки по джойстику и отправить завоевывать боевую славу в "WarBirds" или каких-то еще игрушках-авиасимуляторах. Дешевле обойдется, и шкурку не попортишь. Впрочем, я надеюсь, что если непосредственное командование и правительства государств Альянса и дальше будут закрывать глаза на совершаемые их военнослужащими военные преступления, то среди многочисленных правозащитных организаций найдется такая, которая не поленится возбудить дело в суде, дабы впаять впечатлительному пай-мальчику за каждого убитого им беженца по полной программе, без срока давности.
При этом необходимо отметить, что практически во всех случаях нанесения ударов, в результате которых страдало гражданское население, руководство НАТО действовало по одному и тому же сценарию - сначала уйти в глухую несознанку, потом обвинить в содеянном сербскую сторону, и лишь впоследствии, когда наглядные и неопровержимые доказательства окажутся предъявленными всему миру, признать содеянное, сославшись на какую-либо уважительную причину типа невозможности отличить гражданскую колонну от военной (читай - трусости пилотов) или устаревших топографических карт (читай - поголовной некомпетентности разведки). Однако на первых порах после очередного инцидента следует отрицание за отрицанием, что приводит непредубежденного зрителя к естественному выводу - НАТО врет. НАТО неоднократно врало в ряде перечисленных случаев, и никому не известно, сколько еще случаев вранья прошло мимо нашего внимания потому лишь, что рядом не оказалось своевременного оператора с камерой, или же все свидетели погибли под обломками. Однако априори - ни единому слову, ни единому утверждению, исходящему из уст официального Брюсселя, - верить нельзя. Любая приличная фирма за подобную дискредитацию своего PR-щика давным-давно бы выставила без выходного пособия, - но поток вранья не иссякает, да и об увольнениях в аппарате Альянса пока что не слышно. Об уровне компетентности НАТОвцев в области связей с общественностью и в кадровых вопросах - можно на основании этого сделать вполне однозначные выводы.
Так называемая "вторая фаза" военной операции на Балканах ознаменовала собой и очредной виток идиотизма, когда, гонясь за "шашечками", военное руководство альянса не просто совершенно забывает про "ехать", а прямо-таки на всех парах рулит в противоположном от нужного направлении.
Логика вроде бы проста - если удары по позициям югославской ПВО не приносят желаемого эффекта, надо максимально ослабить общую обороноспособность вооруженных сил противника. Поэтому следует уничтожить нефтехранилища, мосты, аэродромы и другие элементы стратегической инфраструктуры, - и либо Милошевич сам выкинет белый флаг, либо его армия не будет в состоянии оказать сколько-нибудь существенного сопротивления в случае начала наземной операции.
Однако если своей целью ставить достижение победы в войне - больший идиотизм придумать было бы трудно, даже если специально задаться такой целью.
Уничтожить нефтеперерабатывающие заводы и склады ГСМ? Но в по-социалистически тоталитарной стране, десятилетиями имевшей одну из самых сильных и многочисленных армий в Европе, и много лет готовившейся к возможному участию в третьей мировой войне, неизбежно должны существовать многочисленные хорошо защищенные и упрятанные стратегические запасы, которых хватит еще надолго, а не хватит - режим не преминет реквизировать необходимые ресурсы у владельцев бензоколонок и мелких складов. Армия-то без горючки не останется, а вот гражданское население мерзнет в своих неотапливаемых домах этой беспрецедентно холодной весной.
Нарушить работу системы энергоснабжения? Но на любом стратегически или хотя бы тактически важном объекте, будь то командный бункер, телевизионная студия или зенитная батарея, заведомо есть резервный дизель-генератор, так что военная целесообразность такой акции представляется сомнительной. Зато без света останутся жилые кварталы и погаснут лампы над хирургическими столами во время операций.
Разрушить мосты через Дунай? Но армия при необходимости имеет массу способов обеспечить переправу личного состава и техники - по воздуху ли, наведя ли понтонные мосты или реквизировав потребное количество гражданских речных судов. Зато разъединенными на разных берегах останутся семьи, будет затруднен подвоз продуктов, окажется невозможной доставка больных и раненых в ближайшую по расстоянию, но находящуюся на другом берегу больницу...
Уничтожить химические и машиностроительные производства? Но даже без подпитки с их стороны, арсеналов бывшей страны соцлагеря хватит еще очень и очень надолго. Зато - прекратится выпуск гражданских товаров, а сотни и тысячи гражданских лиц останутся без работы...
И получается, что декларировавшиеся военные цели "второй фазы операции" не достигнуты, да и достигнуты-то, по большому счету, быть не могут. В то же время от ударов по объектам инфраструктуры страдает именно гражданское население, более того, - любому сербскому оппозиционеру, на дух не выносящему Милошевича, станет ясно, кто на сегодняшний день является наипервейшим врагом его народа. И если наземные силы НАТО после такой "предварительной подготовки" попытаются-таки войти на территорию Югославии, их встретят не только армейские и полицейские части, а - вооруженное население, действующее партизанскими методами на родной и знакомой с детства гористой территории, причем это будут формирования добровольцев, защищающих свою землю, а боеспособность такого рода подразделений, как показывает практика Вьетнама, Афганистана и Чечни, всегда оказывается выше, чем у армии, пусть даже имеющей превосходство в вооружении, но сформированной по контрактному принципу или, чего доброго, на основе всеобщей воинской обязанности. И тогда у наземных частей НАТО в арсенале окажется только один сколько-нибудь эффективный способ одержать военную победу - поголовное уничтожение на оккупированной территории всех мужчин старше 14 лет.
В общем, даже самый поверхностный анализ ситуации показывает абсолютную некомпетентность НАТО в достижении декларированных альянсом целей операции. И здесь остается одно из двух. Либо ужаснуться, что весь этот сброд, не способный к сколько-нибудь адекватной оценке неизбежных последствий собственных решений и поступков, без намордников бродит по Европе конца XX века. Либо - задуматься о том, что реальные цели балканской операции могут весьма сильно отличаться от декларированных, и на самом деле все как раз идет по плану, которого мы, попросту, не знаем...
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |