Опубликовано в Gazeta.Ru от 27-07-1999 (Выпуск No 101)
Оригинал: http://gazeta.ru/naedine/27-07-1999_comm.htm


Александр Гельман, <Idcgelm@cityline.ru>
Коммунисты, назад!

Вы обратили внимание? - пропал интерес к коммунистам. Я имею в виду не только позитивный, но и негативный интерес - всякий, любой. Будто их нет, не было сроду, не будет никогда.

Интерес к коммунистам пропал у демократов, у либералов, у центристов - у всех. Оглушительное поражение при голосовании в Думе по импичменту вырубило интерес к ним. С ними никто не ищет союза, их не зовут в предвыборные блоки. Сама же КПРФ внутри себя делится, дробится, ломается на части, каждая из которых заявляет о своей самостоятельности или готовности примкнуть. Пишут о них - мало и вяло. Мол, кончились, сошли с дистанции. Уходящая натура.

Их даже перестали критиковать, обзывать, пугать запрещением, закрытием, прекращением. Один Ельцин время от времени возбуждается по их поводу и дергает министра юстиции. Ясно, что в таких условиях об их прошлом, о сталинщине вообще речи нет. Прошлое поминают, когда оно сквозь настоящее проглядывает. А у них теперь даже Илюхина не слыхать, тем более что он с Макашовым выделился в отдельную подорганизацию. Самого же Зюганова, ввиду его неопасности, стали чаще показывать по телику - мол, теперь не жалко, пускай себе мелькает. Словом такое ощущение, что коммунистов как бы нет, хотя они как бы есть.

Учитывая данное настроение, все более распространяющееся среди значительных слоев интеллегенции, прежупреждаю - это зря! Плохо кончится ваша беспечность. В свое время - напрягите мозгочки и вспомните - Анатолий Чубайс уже заколачивал последний гвоздь в крышку коммунистического гроба. Роль последнего гвоздя отводилась тогда генералу Лебедю, перешедшему на сторону президента Ельцина. Коробку вынесли, гвоздь забили, власть между собой поделили и решили, что от коммунизма одна историческая пыль осталась.

Увы, увы, это были пустые упования. Боюсь, что и в этот раз удар, полученный коммунистическим движением, не столь разрушителен, как многим из нас представляется. Чисто символические и даже политические удары не сведут компартию на нет. Коммунистический миф, как и порождаемые им структуры проистекают из фундаментальных социальных противоречий, и без их устранения от них не избавиться. Между тем, те основания, на которых зиждется коммунистическая активность, пока что никуда не исчезли.

Не исчезли и даже не смягчились социальные контрасты, порождаемые диким развитием рыночной экономики. Следовательно, для значительной части общества не исчезла притягательность коммунистической уравниловки.

Хотя редеют ряды старшего поколения коммунистов, их влияние в обществе еще достаточно значительно и эффективно. Никуда не исчезли высокомерие и цинизм в отношениях Запада к России, что особенно ярко проявилось во время балканского кризиса. Грядет союз с Белоруссией, который усилит коммунистическую составляющую в идеологическом спектре, можно сказать, новой страны.

Поскольку наши сегодняшние (и такими же, скорее всего, будут и завтрашние) правители не умеют или не считают нужным доступно объяснять людям сущность и перспективу происходящего, упрощенный классовый анализ действительности, преподносимый массам коммунистами, воспринимается как святая истина.

И, наконец, никуда не исчезла вся иерархия парторганизаций - обкомы, горкомы, райкомы, никуда не подевались партийные кадры, и пусть все это выглядит не так стройно и грозно, как при советской власти, тем не менее, ни одна другая партия не имеет такой хорошо организованной сети партийных структур. Не говоря уж о том, что аппарат Государственной думы сегодня в значительной мере обслуживает партийные интересы депутатов-коммунистов.

Таким образом, следует признать ложным, необоснованным ощущение того, что коммунисты окончательно выдохлись, что их песенка спета.

На самом деле, они только сократили свое публичное присутствие в средствах массовой информации, ослабили публичную конфронтацию с властью. Эта конфронтация перед голосованием по импичменту была слишком наглой, самоуверенной и, по существу, приносила КПРФ больше вреда, чем пользы.

Судя по всему, коммунисты в эти месяцы критически анализируют предшествующую деятельность, осознают допущенные просчеты, осуждают преждевременные победные настроения в своих рядах.

Коммунисты собирают силы. Крупная неудача с импичментом, пожалуй, была своевременной, уберегла партию от излишней самонадеянности перед лицом предстоящей трудной борьбы в двух избирательных кампаниях. Они стали сдержаннее, скромнее, стараются больше и лучше подумать, прежде чем что-то ляпнуть.

Зато другие политические партии и движения, как это ни печально, приобретают неприятные, невыигрышные черты, свойственные обычно коммунистам. В рядах центристов и либералов усилились внутренние раздоры, взаимные пинки, удары. То и дело организуются мерзкие карикатурные манифестации Семьи против Семьи, олигарха против олигарха, телеканала против телеканала.

Нормальные люди оскорблены тем, что такими дешевыми приемами организаторы этих недостойных зрелищ пытаются расположить к себе избирателей, вызвать предвыборный экстаз доверия. Мы являемся свидетелями позорного явления, когда противники коммунизма пользуются приемами и методикой, присущими беспардонной коммунистической пропаганде.

Для примера я перечислю некоторые "обзывалки", которыми в последние недели московские СМИ награждали Сергея Кириенко: "бездельник", "кляча", "электронный девственник", " соплежуй", "политический паук", "интеллигент-ботаник", "начинающий политический киллер", "недоносок", "карточный кидала", "моська, лающая на слона", "патрон из обоймы", "один из этих понаехавших в Москву провинциалов", "вошь"... Это ли не язык классовой борьбы? Это ли не подражание советской партпропаганде? Я просто не могу себе представить, чтобы Юрий Лужков, читая эти мерзкие прозвища, которыми московская печать характеризует его молодого соперника, не отдавал себе отчета, до какой степени это недостойно, до какой степени такого рода оказываемая ему поддержка, не помогает ему, а вредит.

А ведь предвыборная борьба только начинается.

Я почти уверен, судя по этому началу, что впереди мы услышим и увидим такие взаимные компроматы и оскорбления, какие не могли представиться даже нашему тренированному и ко всему готовому воображению.

Самое печальное, что в этот водоворот невообразимой аморальности втягиваются такие государственные службы как налоговая полиция, МВД, прокуратура и уж конечно, почти все без исключения СМИ. Даже такая лично мною очень уважаемая радиостанция как "Эхо Москвы".

Печальное зрелище. И самое грустное во всем этом - в пылу предвыборных баталий совсем забыли о самом опасном и самом коварном противнике наших демократических устремлений - о КПРФ.

В этой атмосфере шантажа и беззастенчивости, царящей в рядах наших либерально-центристских элит, я почти в этом уверен, компартия предстанет перед своими соперниками в гораздо лучшей форме, чем это ожидается. Поэтому нынешние предсказания потерь, которые якобы непременно понесут на предстоящих выборах коммунисты, представляются мне преждевременными.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.