Опубликовано в Gazeta.Ru от 12-04-1999 (Выпуск No 030)
Оригинал: http://gazeta.ru/naedine/12-04-1999_holocost.htm


Александр Гельман, <idcgelm@cityline.ru>
Помнить и не только помнить

В дни праздника Пейсах (еврейской Пасхи), следуя издревле сложившейся традиции, каждый еврей настраивает свою душу, свое воображение таким образом, чтобы ощутить себя одним из тех, кого Всевышний вывел из египетского плена. Я думаю, подобная же традиция должна сложится по случаю Дня скорби по погибшим в Катастрофе - в этот день каждый еврей должен ощущать себя в той колонне обреченных, которая направлялась в газовые камеры. Мы должны держать перед глазами это здание, куда заводили тысячи и тысячи евреев, а выходили они из этого здания в виде белесого столба таящего высоко в небе дыма. Это происходило долгое время, почти каждый день несколько лет подряд: входили люди – выходил дым. Этот дым – это были такие же точно евреи, как мы с вами.

Я никогда не слышал, никогда не читал о существовании на этом свете людей, которые бы считали, что нужно уничтожить всех французов или всех якутов или всех русских, или всех немцев. Не было таких людей, и нет. Но были и есть существа в человеческом обличии, которые считали и считают, что нужно уничтожить всех евреев. Нет смысла спрашивать – за что? Ни за что. Представители разных наций и вероисповеданий провели множество исследований антисемитизма – каждый из этих исследователей пришел, по существу, к одному и тому же выводу: ненависть к евреям ничем не оправдана, это чистая дикость. В России сегодня привыкли к этой дикости. Поэтому, несмотря на то, что неантисемитов сегодня в России гораздо больше, чем антисемитов, последним это не мешает проявлять политическую активность, издавать десятки газет, проводить марши и митинги. В сегодняшней России антисемит, фашист чувствует себя в значительно большей безопасности, чем еврей.

Что могут сделать в этих условиях евреи, чтобы не допустить новой Катастрофы?

Мы не можем подавить антисемитизм массовым еврейским движением – никогда евреев не было и не будет так много, чтобы их остерегались, как остерегаются, скажем, китайцев.

У евреев нет и никогда не будет обширных суверенных пространств, территорий, которые бы позволили для обеспечения безопасности использовать географический фактор - наличие значительных энергетических, сырьевых ресурсов.

У евреев нет и, надеюсь, никогда не будет склонности к терроризму, к безжалостным диверсиям, способным держать в перманентном страхе весь мир и этим пытаться обеспечить свою безопасность. Если бы евреи могли быть таким жестокими и безжалостными, они не были бы евреями.

У евреев для предотвращения новой Катастрофы есть только одна сила - еврейская ясная голова. Наше главное орудие противостояния антисемитизму – вера, разум и талант. Все наши возможности, особенно евреев проживающих в России, проистекают из этих трех источников. Поэтому в первую очередь мы должны заботится о приумножении и совершенствовании нашего ума, нашей проницательности, нашей способности предощущать и предвидеть. Мы не должны жалеть на это ни сил, ни времени, ни денег. Мы должны сделать все для того, чтобы наши дети получали самое лучшее образование, какое только возможно. Мы должны постараться, чтобы среди евреев было как можно меньше дураков и дур, потому что, если у другого народа попадается неумный парень – так это беда этого парня, не более того, а если этот парень еврей – это беда целого народа. Нас мало, поэтому каждый недостаточно образованный, каждый неумный, каждый высокомерный, каждый напыщенный, надутый еврей – это значительная потеря, значительный урон. Мы не должны стесняться или скрывать того, что мы стремимся всеми возможными силами и средствами расширять, углублять, умножать нашу интеллектуальную силу. Мы должны об этом говорить открыто – во-первых, в этом нет ничего дурного, в этом нет ничего опасного для людей других национальностей, а во-вторых и это самое главное – в отличии от других народов, для евреев ясная, толковая голова – это главное и , по существу, единственное средство обеспечения безопасности, предотвращения новой Катастрофы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие евреи в России утверждают себя в науке, в медицине, в сферах управления производством, в банковском деле, в журналистике, в разных областях искусства и культуры. Такое стремление совершенно оправданно для небольшого народа, тем более, что успешность этого стремления зависит исключительно от индивидуальных усилий и способностей. Еврею липовый диплом не поможет.

Совершенствуя наш разум, мы добиваемся не превосходства, а уравновешенности. Евреи, как никто в мире, заинтересованы в том, чтобы другие народы жили безбедно, были обеспечены всем необходимым, развивали свою экономику, культуру, образование, совершенствовали интеллект – мы заинтересованы в этом хотя бы потому, что ряды антисемитов активно пополняются прежде всего за счет людей бедствующих, малограмотных, невежественных, обиженных и оскорбленных, обделенных природой или обществом. Чем лучше живется другим народам, тем спокойнее евреям за своих детей.

Однако, одного присутствия веры, ума и таланта недостаточно для обеспечения безопасности. Чтобы мудрость была по настоящему эффективной, она должна использоваться вовремя, предугадывая развитие событий. Я думаю, если бы евреи после окончания первой мировой войны своевременно обратила внимание на зловещие изменения в массовых настроениях немцев, итальянцев, если бы евреи своевременно выработали подлинно творческую дерзкую программу предотвращения надвигающейся беды, ее можно было бы предотвратить.

Маленький народ может эффективно использовать свой ум не в любой момент, а только заблаговременно, когда опасность только зарождается. Когда опасность полностью созрела одним умом уже трудно что-то изменить.

Проблема своевременного использования своих возможностей – это одна из самых серьезных проблем еврейского разума. В течении истории евреи нередко или запаздывали или забегали слишком вперед. Но в тех случаях, когда они действовали вовремя, им всегда сопутствовала удача. Мы это знаем по современной истории Израиля. Я говорю об этом сейчас потому, что многие евреи уверены: борьба за демократию в России полностью проиграна, скоро здесь придут к власти нацисты. Я так не считаю – просто путь России к демократии очень тяжек, необыкновенно противоречив, и сегодня мы наблюдаем один из самых опасных моментов на этом пути. Но движение, несмотря на эту опасную остановку, продолжается. И сейчас очень важно - и здесь в России, и повсюду в мире - приложить еврейскую ясную голову к тому, чтобы это движение не оборвалось. Интересы евреев во всем мире сегодня полностью совпадают с подлинными национальными интересами России. Ибо если Россия превратиться в нацистское государство, если русский фашизм восторжествует, новая Катастрофа или, по крайней мере, попытка устроить новую Катастрофу окажется вполне реальной.

Тех, кто пережил Катастрофу, остается в живых все меньше, уже подошла очередь уходить и тем из нас, чье ранее детство совпало с этой страшной бедой. Конечно, мы хотели бы, чтобы молодые поколения евреев – и не только евреев – были более чувствительны к опасности новой Катастрофы. К сожалению, это не так. Вероятно, нам не удалось в полной мере передать опыт наших переживаний. Возможно, мы были излишне назойливы, сверх меры назидательны, возможно, мы в этом отношении последовали дурному примеру старых большевиков, которые так настырно насаждали легенду о своем героическом прошлом, что большинство молодежи от них отвернулись. Не могли их уже слышать.

Тем не менее: мы уходим – опасности остаются. Впереди человечество ждут нелегкие экономические времена, а это значит, что толпы обездоленных опять будут искать козлов отпущения, искать заговоры, искать виноватых. А на эту роль в мировом театре Главный режиссер, как известно, назначил евреев, и, судя по всему, это назначение пока не отменил.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.