Опубликовано в Gazeta.Ru от 28-07-1999 (Выпуск No 102)
Оригинал: http://gazeta.ru/music/28-07-1999_rrraz.htm


Николай Семашко, Кирилл Немоляев, Сергей Новиков, <design@novikov.com>
И - р-р-раз!

История спорта, как и любая история, насчитывает немало поистине трагических страниц. Гибель боксера на ринге, гонщика на трассе, ватерполиста в бассейне - все эти случаи (в недалеком прошлом по понятным причинам не попадавшие на страницы газет), увы, не что иное как неизбежные жертвы, которые приносит человек на пути к труднодостижимому идеалу физического совершенства. Не следует думать, что трагедии эти характерны лишь для нашего времени или не слишком отдаленного прошлого. Еще древнеримский историк Павсантий, ссылаясь на безымянного греческого хрониста, повествует о несчастье, случившемся в Спарте в 486 году до н.э. во время подготовки к очередной олимпиаде.

В программу тогдашних олимпиад входили многие виды спорта, ныне забытые. К их числу относится и так называемый "мечевой спорт". Эта дисциплина включала в себя целый комплекс упражнений, выполняя которые спортсмен демонстрировал свое умение обращаться с мечом, наиболее распространенным в те времена оружием.

Упражнения с мечом делились на индивидуальные и групповые. Выполняя упражнение, спортсмен должен был за определенное время совершить в строгой последовательности несколько весьма сложных движений, соответствующих тщательно разработанным правилам (канонам). Каждое из этих движений (элементов) оценивалось судейской коллегией, в состав которой входили достойнейшие граждане крупнейших городов древней Греции. По сумме оценок выводился итоговый балл. Обладатель наивысшего балла становился олимпийским чемпионом.

Первым элементом был "захват". Спортсмен должен был правой рукой ухватиться за рукоять находившегося в ножнах меча и, слегка отставив в сторону левую ногу, зафиксировать кисть руки на рукояти в течение пяти секунд. Здесь оценивалось прежде всего изящество движений (правой руки и левой ноги), а также степень сжатия рукояти ("сила захвата"). Вообще, захват считался элементом достаточно простым и доступным чуть ли не каждому.

Второй элемент - "выхват" - требовал уже серьезной профессиональной подготовки. Спортсмен, сохраняя принятую им после "захвата" позу, резким движением правой руки вынимал меч из ножен и вскидывал его над головой. Рука при этом должна была быть вытянута на всю длину (сгибы локтевого сустава не допускались), а меч - строго перпендикулярен к поверхности земли. Важнейшим показателем при оценке "выхвата" была, разумеется, его скорость.

И, наконец, "фиксация" - заключительный элемент упражнения. Здесь наиболее сложным было преодоление естественной инерции, возникающей после "выхвата", что могло привести к непоправимой ошибке - "заступу" (ненамеренному переходу через проведенную на земле черту). При выполнении "Фиксации" судьями оценивались степень неподвижности меча и так называемый "пафос" (уровень эстетического воздействия на зрителей самого облика спортсмена, стоявшего с поднятым над головой обнаженным мечом).

Групповые упражнения полностью повторяли индивидуальные, за исключением того, что в них участвовали целые команды - когорты (до 60 человек) и добавлялась особая оценка "за синхронность".

В те времена, о которых пишет Павсаний, команда Спарты считалась в Греции одной из сильнейших именно в групповых упражнениях. До олимпиады оставалось меньше недели. На территории одной из спартанских гимназий шла очередная тренировка. Именно тогда и случилась трагедия.

Некий Пармедокл, принятый в команду недавно, а до того достигший некоторых успехов лишь в индивидуальных упражнениях и, видимо, еще не проникшийся командным духом, допустил серьезную ошибку еще при выполнении "захвата". Пармедокл, стоявший четверным справа в третьем ряду когорты, схватился за меч левой (!) рукой. Будь его ошибка вовремя замечена тренером, несчастья, возможно, удалось бы избежать. Но увы! Тренер в этот момент давал указания одному из "фронтменов" (людей, стоявших в первой шеренге) и, увлекшись, оставил роковой промах Пармедокла без внимания.

Последовала команда на "выхват". Пармедокл выполнил это движение настолько неудачно, что меч в его неумелых руках описал дугу и серьезно ранил восьмерых стоявших рядом товарищей по команде. Трое из них (в частности, Левкипп) упали на землю. Пармедокл, поняв, что элемент ему не удался, решил повторить "выхват", но вконец запутавшись, убирая меч в ножны, пронзил себе живот.

Этот случай, вошедший в историю как "спартанская гекатомба", надолго оттолкнул от мечевого спорта даже самых ярых его приверженцев. Из олимпийской программы групповые упражнения были исключены, вскоре запрет был наложен и на индивидуальные выступления. Завоевание Греции Римом и последующий упадок некогда могучей цивилизации навсегда, казалось, погрузили мечевой спорт в пучину забвения. Вспомним, что даже Пьер де Кубертэн, основатель современных олимпиад, относился к мечевому спорту весьма двойственно. По его собственным словам, "Selon sa belle ou mauvaise humeur" ("В зависимости от хорошего или дурного настроения" - франц.).

Позвольте, - спросит недоумевающий читатель, - но какое же это все имеет отношение к "Истории СССР"? Ответ будет краток. Самое прямое!!! Дело в том, что мечевой спорт был возрожден... в СССР!!!

Если не считать неудачных попыток немногочисленных энтузиастов, истинной датой второго рождения этого необычного вида спорта следует признать 24 октября 1955 года, когда группа молодых аспирантов ГЦОЛИФК (В.Арбузов, М.Яшин, Е.Алонова) опубликовала свод правил, позволивший вскоре провести общемосковские, а затем и республиканские соревнования по мечевому спорту.

Творчески подойдя к освященным многовековой традицией ритуалам, группа Арбузова сумела, сохранив практически в неприкосновенности основные элементы упражнений, существенно расширить сам комплекс и, главное, сделать мечевой спорт более безопасным (использовались исключительно пластмассовые мечи). Отметим в качестве примера введение вольных упражнений и целого ряда новых элементов, выполняемых в основном уже после "фиксации".

Так, широкое распространение получили "вертушка Барабанова" (сложное кистевое вращение меча над головой), "волна Линде" (плавное движение меча по синусоиде), "мах Шахина" (резкое рубящее движение меча сверху вниз). Для того чтобы еще более усилить эмоциональное воздействие выступления спортсмена на зрителей, стали использоваться и некоторые нетрадиционные элементы. Отметим, в частности, "крик Шепило" (Э-эх!) в комбинации с "махом Шахина" или (реже) с "казацким махом". Все это привело к увеличению значимости оценок за "пафос" и позволило существенно повысить общий уровень выступлений.

Через год была основана Федерация мечевого спорта СССР. На первом же заседании было принято решение проводить соревнования по мечевому спорту не только летом, но и зимой. В этой связи на первый план моментально вышла проблема "смазки". Ведь от того, насколько правильно спортсмен выберет смазку, и зависела скорость исполнения одного из главных элементов "школы" - выхвата. "Как правильно подобрать смазку, если температура воздуха колеблется?" - так называлась статья в журнале "Физкультура и спорт" (май 1969 года), написанная М.Мусселем, кандидатом в мастера по мечевому спорту.

Начиная с 1969 года, большинство советских спортсменов начинают использовать "смазку Киселева", которая при правильной постановке выхвата обеспечивала результат порядка 2,3 - 2,5.

События развивались стремительно, и проведенный в 1970 году зимний чемпионат СССР по мечевому спорту практически превратился в соревнование смазок. Техника и артистизм как-то быстро отошли на второй план, а скорость "выхвата" стала прямым залогом победы спортсмена. Совершенно естественно, это вызвало бурю негодования прежде всего среди немногочисленных поклонников этого переживающего вторую молодость вида спорта. В редакцию газеты "Советский спорт" стали приходить сотни писем, в которых сквозила одна и та же мысль: "Смазку надо запретить!" Вот строки из письма Андрея Жданова (г.Березники): "Слышал недавно по радио, что на Олимпиаде в Мельбурне один из американских спортсменов был пойман на "допинге". Точное значение этого слова я, честно говоря, не понял. Ясно одно - это что-то запрещенное и помогающее спортсмену добиться результата нечестным путем. Так вот, по моему мнению, смазка в мечевом спорте - это и есть допинг, самый настоящий допинг!"

Не лишенные смысла письма болельщиков, формализм судей при выставлении оценок за артистичность ("пафос"), наконец, самое главное - резкое снижение посещаемости соревнований привели к тому, что уже на зимней Спартакиаде народов СССР от использования смазки было решено отказаться, а соревнования по мечевому спорту провести в закрытом помещении.

На протяжении спортивной летописи нашей страны волна интереса к мечевому спорту то стихала, то вновь поднималась. Особую популярность он стал приобретать в конце 70-х годов* (вспомним хотя бы сенсационное появление "выпада Смирнова - Клюге").

Так будем же надеяться, что этот уникальный вид спорта, многим еще кажущийся экзотическим, займет достойное место в новой истории олимпийского движения в одном ряду с мотоболом, крокетом и серсо. Ведь, как справедливо заметил все тот же Павсаний: "Melius non incipient, quam desinent"**.


* Многие известные спортсмены (например, неоднократные чемпионы мира по фехтованию - С.Кровопусков, В.Сидяк и др.) начинали свой путь к медалям именно с занятий в секциях мечевого спорта (Кровопусков перешел в фехтование в 12 лет, а Сидяк - в 21 год).
** "Лучше не начинать, чем остановиться на полпути" (лат.).

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.