Опубликовано в Gazeta.Ru от 13-04-1999 (Выпуск No 031) Оригинал: http://gazeta.ru/knigi/13-04-1999_kids.htm |
В преддверии Пасхи (по есть после сытного завтрака в прошлую субботу) я прогулялся по некоторым культурным точкам Москвы. Результатом стала покупка двух книг, одна из которых "Generation П" Пелевина, а другая - значительно круче. К сегодняшнему дню я прочел обе.
Начну с грустного. Хваленый Пелевин разочаровал меня примерно так же, как хваленые французские улитки, которых я отведал впервые лет пять назад и которые оказались на вкус не лучше обычной тушеной курицы.
Нет, в книге безусловно есть куча интересных фраз и мыслей: например, идея о том, что геополитика - это врожденный конфликт левого и правого полушарий мозга у некоторых людей. Есть забавная "анти-реклама" (последняя, как известно, тоже является способом рекламы, но это уже на совести Пелевина). Есть просто хорошие сочетания слов.
К сожалению, все это наклеено на довольно плоский и скучный скелет. Повторение идеи "виртуализации всего" в одном флаконе с древними культами и кислотой откровенно надоело, как застрявшая в зубе ириска производства 70-х. Концовка "Поколения Переключателей" (тот еще Бодрийар совецкий) вообще смазана - такое ощущение, что Пелевин дописывал ее уже в посольстве Кореи, стремясь поскорее получить бабки от разрекламированного в этой самой концовке "Туборга" и свалить в загадочную страну тыквандо и дешевых ботинок.
Возможно, впрочем, что такое мое отношение к произведению обделенного Букером ново-русского классика вызвано долгой жизнью в Сети. Взгляд из Сети, как известно, вообще очень критичен по отношению ко многим модным произведениям современного искусства. Так, я видел однажды в Питере очень модерновую выставку картин: картины под музыку опускались на сцену, висели там, потом поднимались обратно и сменялись другими. Все это подавалось с большим понтом, однако я, видевший уже множество всяких околохудожественных web-страниц, совершенно не мог понять, что уж такого особо крутого в двигающихся картинках на веревках.
Так же и с Пелевиным: в свете реалий Интернета, отсталость идей "Генерации Г." делает роман удивительно скучным. Тут тебе и виртуальный Ельцин из "Вечерного Интернета", и трансцендентальное восприятие рекламы у Шелли, и сетевое развитие тезиса "the media is the message" (угадайте, у кого). Тут, наконец, политическая фантастика от депутата Госдумы Илюхина (он, правда, не в "Вагриусе" издается, а прямо в Думе выступает, так что target group выходит шире), и шедевры параноидально-истерического метода от газеты "Завтра", где, в частности, сообщается, что у нас в Gazeta.Ru полно шпионов ЦРУ (рифма, однако).
Все это - реальная и буйнотекущая жизнь, после которой Пелевина даже и хроникером вряд ли можно назвать, не то что фантастом.
Но самое, пожалуй, забавное - сказать "уже было в Сети" можно не только о многих элементах нового пелевинского романа, но даже и о реакции, которую этот роман вызвал. Ну например: редкий критик долетит до середины рецензии, не сказав что-нибудь умное о загадочной букве "П", фигурирующей в названии книги (смотри критиков тут и периодически тут). Попытки придумать новые версии расшифровки этой буквы превратились уже в массовое помешательство - устраиваются голосования, собираются коллекции всех возможных трактовок "П.", развивается даже философия П-слов. Между тем эта, казалось бы, новая болезнь была описана в Сети еще в 1997 году в "Пурге". Болезнь так и называется - П-филия.
В общем, выражаясь языком московских парикмахерш - Пелевин уже не актуален. (Пару недель назад я ходил стричься. Парикмахерша, с ужасом глядя на мои неухоженные бакенбарды, воскликнула: "но это же сейчас неактуально!" Эта научная аргументация мне так понравилась, что я позволил ей все мои баки срезать, вместе с остальными нарощенными за год патлами).
Теперь собственно о той книге, которая потрясла меня до корней оставшихся волос, и автору которой Пелевин даже в переписчики не годится. Называется она "Ребенок в мире TV и компьютеров", написана священником Александром Дубининым, и приобретена мною в Свято-Даниловском монастыре после созерцания лампадки с ярко-зеленой электрической лампочкой, горящей внутри при полном отсутствии проводов, ведущих к оной лампадке (либо это чудо, либо там мощная батарейка - как агностик, точнее сказать не могу). Начинается эта нужная и своевременная книга захватывающими описаниями проблем современных детей:
Так, у одного шестилетнего мальчика, вечно испуганного, робкого, была любимая игра: целыми днями, изображая полицейского, он пытал плюшевого Мики-Мауса на электрическом стуле...
Один московский мальчик любил мультики. Его воображение поразил мультсериал про мишек гамми: эти мишки могли совершать ловкие и высокие прыжки - через дома, деревья и т.д. Сначала мальчик прыгал по квартире: "Я мишка-гамми! Я мишка-гамми!". И вот как-то раз вместе с другими ребятами он выбрался через чердак на крышу 16-этажного дома. Дети расшалились. И тут нашему мальчику представилось, что он может, как его любимые мишки, перепрыгнуть на соседнюю крышу; ведь именно так они и делали. Несколько шагов к краю - и...
Согласитесь, такое начало не может удержать читателя от дальнейшего чтения. Более того, это самый что ни наесть проверенный метод захвата воображения читателя с первых же страниц (мое было полностью захвачено еще до того, как я отдал 4 рубля доброй послушнице, торговавшей этими книгами).
И автор оправдывает ожидания: в следующих главах он доходчиво объясняет, что такие грандиозные подвижки в психике детей создаются благодаря телевидению и компьютерам. Ссылаясь, конечно, на авторитеты:
Размышляя об этом, священник Сергей Марук справедливо замечает, что и таким простым и полезным инструментом, как лопата, можно убить человека...
Один московский врач с 25-летним стажем провел серию экспериментов с помощью лечебно-диагностической системы "по методу Фолля". Убежденный материалист, он узнал удивительные вещи: оказывается, вода, освященная на молебне, святой елей нормализуют показатели больных органов. Зато при длительном "общении" с компьютером сильно понижается иммунитет.
Вот, оказывается, в чем дело! Дело в том, что мы употребляем героин, а на самом деле нужно употреблять опиум!
Но и на этом автор триллера не останавливается, а задается более глобальным вопросом:
Считается, что компьютерые игры развивают воображение. Вот с этим трудно не согласиться. Но благо ли это?
И тут же сам отвечает: нет, нафиг оно нужно, это воображение! Посмотрите, что оно только делает с детьми! -
Один интеллигентный дедушка с возмущением рассказал, что на уроках истории его маленького внука вместе с другими ребятами заставляют играть в первобытных людей - изображать их, бегая по классу, размахивая руками и издавая при этом нечленораздельные звуки, как животные...
Вот как, оказывается, растят новое поколение - такого Пелевину с его "Пепси-кокой" и не снилось! Он-то небось на уроках зубрил политику партии, учился правильно подвязывать галстук, маршировал на линейках - короче, человеком вырос, хотя и с греховной склонностью воображать. А между тем -
Святые отцы учат, что неполезно воображать даже картины высокие, святые. Они решительно запрещают мечтательное расслабление.
Что же может спасти бедных деток от дьявола? По мнению священника, игры ребенку действительно нужны, но не какие-нибудь там компьютерные, а игры на воздухе. И то не всякие! Не мишки-гамми и не первобытные люди (тьфу, какая гадость!), а такие добрые развлечения, как:
"салки", "прятки", "вышибалы", "казаки-разбойники"...
(На этом месте я, признаться, впал в задумчивость. Дело в том, что мы в детстве играли на стройке в "сифу". Для игры берется какая-нибудь тряпка или пластмассовая бутылка, назначается "сифилисом", а проще говоря, "сифой" - и этой "сифой" водящий должен запятнать кого-нибудь другого, после чего тот делается водящим. Это, конечно, разновидность салок... Но с другой стороны, такая прямая венерическая аналогия... А с третьей стороны - суть игры ведь в том, чтобы "избавиться от болезни" - что, безусловно, благая цель. А с четвертой стороны - избавление, по правилам этой игры, возникает только тогда, когда заразишь "сифой" другого, что конечно аморально... Короче, тут я запутался немного и стал читать дальше.)
Расправившись с бесами "виртуальной реальности", священник Дубинин начинает дубасить и обычные игрушки. Оказывается, через них давно и упорно заползает в детские души бесовщина, имеющая однозначно американскую прописку:
Священник Артемий Владимиров в одной из бесед с родителями и детьми говорит: "Покажи мне, дитя, твои игрушки, скажи, какие из них ты называешь друзьями, и мне многое откроется в твоей будущности. Если у тебя в товарищах злобные, сошедшие с ума агрессивные черепашки - это одно, а если бравые гусары, пехотинцы, всадники на белых конях - это другое."
Так вот где собака зашита! Дайте ребенку всадников на белых танках, добрейших вегетарианцев-гусар и роту вдумчивых пехотинцев с "калашами", да с артподдержкой в виде миротворческих ядерных ракет CC-30 - и тогда ваш ребенок вырастет нормальным человеком, большим любителем Родины! А черепашки - это прямой путь к тюрьме, дурдому и ЦРУ.
Но все это, конечно, должны делать родители. Большинство из них имеют какое-то представление о воспитании, но что конкретно, где и как делать, они не в курсе. И об этом им подробно рассказывает священник Дубинин. Ну кто бы мог подумать, что детей в воспитательных целях надо водить на кладбище?! Когда об этом писала Мэри Шелли, все воспринимали ее заявления как плохую шутку. А между тем, вот что пишет человек, конкретно просветленный:
Говорить с ребенком о смерти лучше всего именно здесь, среди могильных холмиков, оградок, крестов...
Кстати, об оградках. Вы уж извините, что меня опять понесло, но это все из-за книги. Вот пелевинское "Поколение Переключателей" меня почему-то не спровоцировало ни на одну свежую мысль. А "Ребенок в мире TV и компьютеров" спровоцировал на целый вагон и маленькую тарелку. Я вот что подумал: американцы эти злобные, они в жизни постоянно норовят друг от друга забором отгородиться. Зато на крадбище у них никаких оград нет - одни камни на зеленом футбольном поле, и газонокосильщики, которые все это поле косят под одну гребенку. А у нас вся жизнь - как большая коммуналка, зато после смерти у всех заборчики вокруг могил. Так я думаю, это специально: чтоб детям, которых на кладбище приводят для разговоров о смерти, было за что держаться. А если ребенок в рюкзаке - его можно на оградку повесить, например. Опять же, есть что поделать с ребенком на кладбище - оградку покрасить раз в год. А американцы агрессивные о своих детях не заботятся, потому у них и кладбище как футбольное поле.
В общем, сильная книга, всем рекомендую. Не то что "Витя Пелевин в школе и дома".
Кстати, вот еще что. В церкви "Всех святых на Кулишках" (метро "Китай-город") продаются "иконы в автомобиль". Может, кому надо? Они так путево отформатированы, натурально для автомобиля.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |