Опубликовано в Gazeta.Ru от 31-03-1999 (Выпуск No 022)
Оригинал: http://gazeta.ru/interview/31-03-1999_pozner.htm


Елена Калибрикова
Владимир Познер: "Смешно то, что я родился в день дураков, по-моему это знаменательно"

Неподписант

Письмо в защиту Б.А.Березовского я не подписал в первую очередь потому, что я этого письма не получал и никто ко мне по этому поводу не обращался. Я даже не знаю содержания этого письма. Но поскольку я знаю, что подписали его Михаил Жванецкий, Алла Демидова, Юрий Любимов, то есть люди, которых я глубоко уважаю, то полагаю, что и я бы его подписал.

Мне крайне удивительно, что журналист Павел Сигалов, которого я не знаю, не счел нужным позвонить мне и задать соответствующий вопрос, хотя, конечно, формально он прав - я не подписал. Публикация подобных фотографий, дает право людям - что, впрочем, мне абсолютно чуждо - требовать контроля над средствами массовой информации. Потому что это безответственность журналистов, и это меня очень огорчает.

О Березовском

С Б.А.Березовским я знаком уже несколько лет, хотя не так близко, как говорится чаев не пили. Но я могу сказать, что я очень высокого мнения о его уме, и что во взаимоотношениях со мной, он всегда был абсолютно корректен. Когда он излагал мне некоторые свои политические взгляды, то, пожалуй, в большей степени я с ним был согласен, нежели не согласен. Я так и не понимаю, в чем его обвиняют. Я не вижу не то чтобы доказательств, я вообще ничего не вижу. Говорят: он украл. Так покажите, что он украл, где он украл. Он очень хороший бизнесмен, а надо понимать, что это такое. Воспользовался несовершенством закона нашего законодательства, чтобы очень много заработать? Так бы поступил любой бизнесмен, это не называется воровством. И кстати говоря, что вот эта нелюбовь к Березовскому объясняется прежде всего его национальностью. И во-вторых, тем, что он не желает быть покорным.

Я вам могу назвать фамилии воров настоящих, уже доказано, что они воровали, они в бегах. Но они русские, и всегда очень тихо держались. А Борис Абрамович человек активный: он и в политику решил идти, и занимается бизнесом, и очень серьезно поддерживает наиболее выдающихся представителей культуры и искусства. Я плохо понимаю, что происходит в отношении Березовского, мне кажется, что это гораздо больше политика, чем что-нибудь еще. Я полагаю, что это результат столкновения взглядов наверху. И не имеет особого отношения к нарушениям закона Березовским. У меня нет оснований думать иначе.

Для меня он является абсолютно порядочным человеком. Я думаю, что скорее будет больше пользы, если такие люди как Б.А.Березовский будут владеть ОРТ, нежели наше славное государство, власть. Когда власть начинает командовать телевидением - это бывает плохо и для потребителей, то есть для зрителей, и для исполнителей, то есть для журналистов. Я как человек достаточно заметный на ОРТ никогда, ни разу, ни в каком виде, не испытывал никакого давления от Березовского. Но зато, когда я был политическом обозревателем Гостелерадио СССР, то я чувствовал это давление, и более того, именно это давление привело к тому, что я в конце концов наверное первый и единственный из политобозревателей ушел по собственному желанию объяснив, что я не могу работать, когда мне запрещают говорить то, что я считаю нужным.

Конечно, я понимаю, что журналист никогда не может быть свободным в полной степени. Он прекрасно знает, что есть некий коридор, в пределах которого он может гулять. Если он очень именитый имеет большой общественный вес - его коридор шире, потому что с ним не так то просто справиться. Но все равно коридор существует. И все же я предпочитаю, чтобы были условно говоря Березовский, или Мердок, или Гусинский, потому что, если у одного не сработаюсь, я могу пойти к другому. Но только если я не показал, что я вообще неуправляемый. Тогда меня никто не возьмет. Но если это вопрос некоторых принципов разного видения каких-то вещей, то я спокойно могу уйти и пойти к другому, коли у меня есть квалификация. Когда же всем владеет государство, как это было в Советском Союзе, то я никуда не могу пойти.

Пришествие Мердока

Что касается Мердока, то я знаю, что в его телесети "Фокс", в Америке его боятся. Он может позвонить любому своему работнику и если нужно устроить разнос. Он чрезвычайно внимательно отслеживает все, что там происходит, и не только с точки зрения получения прибыли. Он рассматривает телевидение как политическое орудие - таковы правила игры. Поэтому то, что решили ограничить доступ иностранных денег на телевидение - понятно, это делается в разных странах, но только нужно помнить вот о чем: государство наше, владея контрольным пакетом акций ОРТ, не имеет денег на его содержание. Ситуация собаки на сене - ни вам, ни нам. В то время как вхождение в состав акционеров такого человека, как Мердок, его готовность внести, скажем, 100 миллионов долларов, могло бы оказаться благом при том условии, чтобы контрольный пакет был не у него, иностранца. Я большой беды в этом не вижу.

Программа "Мы"

Проблемы на ОРТ влияют на меня самым непосредственным образом. Я могу вспомнить очень тяжелую для меня историю, связанную с выходом в эфир программы "Время и мы". Это должна быть новая программа "Мы", которая должна была выходить каждую неделю в прямом эфире, очень актуальная, ей придавали гигантское значение и чуть ли не рассматривали ее как программу, которая может предотвратить физические столкновения людей, а вышло так, что никакого обеспечения эта программа не получила, ни людского, ни финансового, никакого другого. По сути дела, программа, которая должна была стать ударной и которая меня очень волновала и привлекала, провалилась. И была всего пять раз в эфире. Это был результат безденежья и безответственности, потому что было понятно: денег нет и не надо было выходить в таком состоянии.

Но тут, пожалуй, я проявил слабость и уступил настояниям. Правда сейчас положение чуть-чуть изменилось к лучшему, и на днях мы - Авторское телевидение, которое производит программу, я, как автор программы, и ОРТ, как заказчик программы - обсуждали с некоторые изменения программы "Мы". Теперь она будет выходить каждый понедельник, а записываться - прямо накануне эфира и таким образом прозвучит весьма актуально.

Америка, Косово, Россия...

Несомненно, есть определенный круг людей, где считают, что мне нет места на телевидении. И меня это радует, потому что если бы у меня не было среди этих людей врагов, я бы считал, что я что-то не так делаю. Не думаю, что тот факт, что я работал на одну из американских сетей с 1991 по 1996 гг. включительно так или иначе может сегодня оказаться фактором негативным в отношении людей ко мне. Я здесь, в России человек устоявшийся и я должен был бы сделать что-то совершенно неожиданное и невероятное, чтобы изменилось отношение ко мне. Если бы я мог и на американском телевидении что-то делать, я бы делал, потому что я считаю, что очень мало людей в Америке, да и у нас, которые могут американцам объяснять, почему мы в России ведем себя так, как мы себя ведем. Почему в нас такая реакция, а не другая, а ведь я именно этим и занимался в Америке.

Меня рассматривали прежде всего как эксперта по России, и когда я смотрю, что они говорят, пытаясь понять нашу реакцию, я вижу, что они ничего не понимают. И если бы я мог хотя бы раз в две недели, выходить на американский экран и разъяснять нашу позицию, я бы немедленно, не задумываясь это сделал. Тем более сейчас, когда Россия и Америка находятся в таком конфликтном состоянии. Если отношения нормальные, то чего тогда стараться, а вот когда обострение и в частности такое как сейчас, я считаю, что нужно использовать именно телевидение, потому что это средство наиболее широкого охвата, я повторяю, что, конечно же, воспользовался бы возможностью поговорить с американцами.

"Человек в маске"

Несмотря на то, что один изавторов Мени Розари уехала, программа продолжает жить и будет выходить в эфир ОРТ по понедельникам по крайней мере до сентября. А вот что дальше - неизвестно. Я полагаю, что скорее всего АТВ предложит эту передачу другому каналу возможно и с другим ведущим. Передача как показывают и цифры, и опыт пользуется довольно большим успехом у зрителя. Я ее люблю, ведь она же не скабрезная, это не подглядывание сквозь замочную скважину, и я охотно помогу, если так случится, войти в курс дела новому ведущему. Ведь я не могу появляться на другом канале, это было бы непрофессионально, это не положено. И нигде в мире сколько-нибудь видный, да и не очень видный журналист, работающий на одном канале, не появляется на другом.

ТЭФИ

На мой взгляд в этом году качество телевизионных программ, несмотря на финансовые затруднения ничуть не хуже чем в прошлом. Это факт. Больше того - есть целый ряд чрезвычайно, на мой взгляд, интересных телевизионных программ, я не стану их называть по известным причинам, все-таки я президент телеакадемии. Сейчас идет мощная подготовка, отсмотр всего того, что выдвинуто, а это более 400 программ. Все они были переведены на кассеты, кассеты розданы членам жюри, и не позже 5-6 апреля, они сдадут свои анкеты в аудиторскую фирму "Энси янг", которая постоянно этим занимается. Примерно к 15 апреля "Энси янг" составит по всем номинациям список финалистов, который будет оглашен на пресс-конференции, если я не ошибаюсь, 22 апреля, и дальше кассеты уже с программами-финалистами будут розданы академикам, которые и выберут победителей. В этом году право на организацию и показ самого действа получила РТР, там тоже идет напряженная подготовительная работа.

Кадры решают все: Доренко

Я очень высокого мнения о телевизионном даре Сергея Доренко, я считаю, что это один из самых ярких и самых одаренных из тех, кто вообще появляется на экране. Другое дело, что ту скандальную передачу он провел так, что сам себя подставил. Я могу с высокой долей точности сказать, что он не действовал по указке Бориса Абрамовича Березовского. Вообще, Доренко не тот человек, который действует по указке, он весьма самостоятельный и весьма упрямый человек, как он сам сказал - я хохол. Он меня тоже назвал хохлом, я сказал: "Знаете, Сергей, меня называли всяко за мою жизнь, но хохлом еще никогда". Он ответил: "Но вот я-то хохол, говорю вам, что вы тоже - хохол." Видимо руководство ОРТ сочло необходимым отстранить его от эфира, хотя таких слов и не было произнесено. Я вообще принципиально с этим не согласен. То есть я понимаю, что можно отстранить человека от эфира, но тогда надо так и сказать. Или же не надо отстранять.

Вся власть советам!

Наблюдательные советы существуют на телевидении во многих странах, и когда господин Губенко ссылается, также как и господин Говорухин, на опыт Франции, это очень смешно, потому что члены КПРФ, которые постоянно говорят о том, что Запад нам не указ, и вообще западные ценности - не наши ценности, вдруг ссылаются на западный опыт, аргументируя свой взгляд. Это лицемерие как минимум, а как максимум - это хуже того, вранье. Потому что те наблюдательные советы, которые существуют во Франции, и не только во Франции, не имеют ничего общего с тем, что предложили они.

Это не представители президента, Думы, Совета Федерации и правительства. Это совершенно другая структура. И там куда более четко определены их функции, то на что они имеют право реагировать. Для меня образцом такой структуры являются наблюдательные советы Великобритании, которые были созданы по инициативе британского коммерческого телевидения, и которое само дает им деньги. В эти советы входят люди известные всей стране, не члены парламентов, абсолютно независимые финансово, и все права даны им самими же телевизионными компаниями. Такие советы реагируют на письма зрителей, делают официальные замечания, которые могут потом привести к очень серьезным последствиям, вплоть до лишения лицензии. Вот их функция. Это совершенно другое нежели то, что предлагают господа, скажем так, коммунисты и иже с ними. Поэтому я еще и еще раз повторяю - я не возражаю, я даже приветствую наблюдательные советы, но только настоящие наблюдательные советы. А то, что пытаются сделать у нас - это на самом дел попытка ввести цензурирование, попытка взять под контроль самое мощное с точки зрения влияния средство массовой информации - телевидение - на подступах к выборам. Это очевиднейшая вещь.

С праздником, дорогие товарищи!

Самое забавное, что 1 апреля - мой день рождения. Смешно и то, что я родился в день дураков, по-моему это знаменательно, не говоря уже о том, что в этот же день родилась моя мать. Поэтому я был своеобразным подарком к ее дню рождения.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.