Опубликовано в Gazeta.Ru от 24-06-1999 (Выпуск No 078) Оригинал: http://gazeta.ru/interview/24-06-1999_kazakh.htm |
Сегодняшний мой собеседник попросил не публиковать его имени и фотографий - у него дома, в Казахстане, это может стать для него источником больших неприятностей. Поэтому мы будем для удобства обращаться к нему "Василий Петрович", хотя зовут его по-другому.
Андрей Цунский: Скажите, в какой организации Вы состоите и какую политическую позицию эта организация занимает?
Василий Петрович: Я работаю, и являюсь активистом со дня основания, в одной из серьезных политических партий Казахстана, которая находится в оппозиции режиму Назарбаева. Наша партия - одна из немногих политических сил, которые могут что-то реально противопоставить существующей в Республике власти. Цель нашей партии - как и всякой партии - борьба за власть. Основные наши ориентиры - социалдемократические, задачи - установление в республике тех демократических институтов, которые сейчас отсутствуют, приближение власти к современным европейским системам. Мы выступаем против курса экономических реформ, проводимых Назарбаевым. Этот курс, как и все, что касается лично персоны Назарбаева, абсолютно непрозрачен, а потому пышным цветом расцветает коррупция, взяточничество, а собственность поделена между кланами, которые имеют крышу в правительстве. Ситуация такова, что даже нынешний премьер поразился масштабам воровства и заявил по телевизору в адрес министра внутренних дел: "Давайте, наконец, покажем, у кого в стране власть!" Показывают до сих пор. А меж тем налоги не собираются, и часто даже невозможно определить хозяина той или иной собственности, потому что власть прочнейшим образом срослась с капиталом, и порой непонятно, кто кого представляет.
А.Ц.: Не притесняют ли русскоязычное население и другие национальные меньшинства в Казахстане?
В.П.: Иными словами, существует ли в их отношении дискриминация? Да. Существует, и проявляется в разных формах. Если говорить о Казахстане, то, по сравнению с другими республиками бывшего СССР, ныне независимыми государствами, тут используют более "мягкие" формы выдавливания русскоязычного населения. Это ограничение на представительство в органах власти и других государственных структурах, искусственно ограничиваются возможности русскоязычных предпринимателей. Постоянно уменьшается количество часов изучения русского языка в школах. Используется множество хитрых способов для ограничения приема русскоязычных граждан в высшие учебные заведения. Недавно возникла новая проблема: постоянно проживающих в Казахстане российских граждан заставляют платить казахстанские налоги, как иностранных граждан, о чем написано в статье 9 Закона о бюджете Республики Казахстан на 1999г., хотя это противоречит статье 12 Договора между Россией и Казахстаном, где напрямую сказано, что граждане Казахстана, проживающие в России, и граждане России, проживающие в Казахстане освобождаются от исполнения дополнительных обязанностей, введенных, и тех которые могут быть введены для иностранных граждан обеими из сторон. Российское посольство обратилось за разъяснениями в МИД РК - никто ничего разъяснять не торопится...
А.Ц.: Велика ли по отношению ко всему населению страны "русскоязычная" часть?
В.П.: Свежих данных нет, ибо результаты последней переписи населения не обнародуются, власть "ретуширует" данные, или планирует опубликовать их не полностью, потому что подлинные цифры покажут всю тяжесть социально-экономического положения в стране, вызванную безрассудным курсом Назарбаева. По различным данным из Казахстана уехали от 1.200 000 до 2.000 000 русских. А по цифрам более раннего периода, русских в республике проживало 37 процентов.
А.Ц.: Вы говорите о неких ограничениях на поступление русскоязычных граждан в ВУЗы, на представительство во власти. Но ведь в законах Казахстана нет ничего подобного! Какими же методами это ограничение осуществляется?
В.П.: Никаких нормативных актов на этот счет, конечно, не существует, власть декларирует полнейшую межнациональную гармонию. Но государственная политика как таковая,и политика в отношении русскоязычного населения - это двойной стандарт. Например: существуют инструктивные письма, в которых настоятельно рекомендуется не брать на руководящую работу лиц, не владеющих государственным казахским языком. Казахский язык, как государственный, недостаточен - он не кодифицирован и не имеет достаточного лексического запаса для применения во всех областях жизни: в науке, технике. А язык казахсткий использовался сначала для установления мононационального государства, а теперь - как орудие для кадровых чисток.
А.Ц.: Судя по тому, что Вы не назвались, власть может в политической борьбе применять недозволенные приемы...
В.П.: Нужно быть объективным. Власть ведет себя внешне благопристойно, хотя, безусловно, к оппозиции приковано внимание КНБ. КНБ, стараясь не запачкать рук, всякого рода действия, связанные, например, с возбуждением уголовных дел, препоручает МВД. Это один из методов давления - или бросай активную политику, или живи под дамокловым мечом сфабрикованного уголовного дела. Взять хотя бы эпопею Бориса Супрунюка. Несколько месяцев он провел в заключении. Сначала против него было возбуждено дело по статье "Разжигание межнациональной розни", поместили его в психиатрическую клинику для выяснения его "вменяемости". Затем власти были вынуждены его отпустить, но не смирились. И Супрунюка посадили на полгода в колонию за "оскорбление прокурора". А дело было так: на судебном заседании прокурор позволил себе недопустимые и оскорбительные заявления в адрес Президента России, и Супрунюк, который тогда был гражданином Российской Федерации, адектвано ему ответил... Кстати, по этой статье ни в России, ни в Казахстане еще никого ни разу не сажали. Используются налоговые органы - так против лидера Республиканской Народной Партии Казахстана Акижана Кажегельдина сфабриковано дело о неуплате налогов. Не гнушаются власти и такими вещами, как шантаж и подкуп... Так, однажды пытались подкупить и меня.
А.Ц.: Много предлагали?
В.П.: До оговора суммы дело не дошло. Меня вызвал к себе крупный чиновник, и сказал: "Дадим тебе собственность - какую ты хочешь? Скажи, что бы хотел получить, и как использовать, денег дадим!" Заметив у меня на лице мгновенную реакцию, просто прекратил разговор, сказав - не отвечай, сперва подумай!" А через две недели я снова был вызван, и когда с порога сказал, что со мной такие речи вести бессмысленно, он заявил: "Ну, тогда я буду тебя трахать!" - это его лексика.
Любая акция протеста требует предварительного согласования с властями, необходимо получать разрешение, а раньше и вовсе требовалось приглашать на такие акции представителей управления юстиции...
А.Ц.: Так получение разрешения на такие акции - это в любой стране требуется!
В.П.: Маленькая разница. В Казахстане его получить, как правило, просто невозможно. Кроме того, если в России можно апеллировать к средствам массовой инфорации - то в Казахстане свободных СМИ просто нет. Если в Росии можно в случае произвола властей обратиться за помощью к тем же депутатам Госдумы, то в Казахстане и такой возможности не представляется, потому что депутаты парламента Казахстана не обладают иперативным мандатом и представляют всех и никого. При отсутствии легализованной, легитимной оппозиции человек остается один на один с властью и правоохранительными структурами, которые выполняют заказ той же самой власти. Со всеми этими прелестями мне пришлось столкнуться самому. С общественнымми организациями тоже научились вполне ловко расправляться внешне благопристойными методами. Их объявляют не соответствующими законам респулики и не регистрируют. Судиться бесполезно... Но есть организации, которые в свое время применили для захвата власти - это национал-радикальные стилы. Потом их быстро поставили на место и сейчас они находятся в состоянии политического анабиоза. Но как только они понадобятся - их немедленно реанимируют, и пустят в ход, чтобы отвлечь людей от социально-экономических проблем, толкнув их к межнациональным разборкам.
А.Ц.: Есть ли у жителей Казахстана доступ к свободной информации на русском языке?
В.П.: В основном доступны газеты, которые печатаются на месте, в Казахстане, но ручаться за их полное соответствие московским аналогам нельзя. Что же до телевидения, то доступны в основном развлекательные передачи. Материал, каким-то образом задевающий Назарбаева, удаляется из эфира. Все цензурируется. Так, после того, как в эфир вышла программа "Куклы", где Назарбаев был изображен, как и все, в виде шаржа, весь канал НТВ перестали транслировать в нашем регионе.
А.Ц.: Вы не производите впечатления человека, который боится за себя. Почему же все-таки Вы не хотите выступить под своим именем, отказались фотографироваться?
В.П.: Я давно занимаюсь политикой в Казахстане, и уже не боюсь, потому что знаю, где есть опасность истинная, где мнимая. Но в данном случае я сохраняю инкогнито, потому что мои слова могут быть преподнесены людям в Казахстане в совершенно искаженном виде, могут затруднить работу партии, в которой я состою. Я хочу высказаться здесь, в Gazeta.Ru, как представитель русскоязычной общественности, а не как партийный деятель. Кстати, единственным источником свободной информации в Казахстане остается Интернет...
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |