Опубликовано в Gazeta.Ru от 24-05-1999 (Выпуск No 055) Оригинал: http://gazeta.ru/interview/24-05-1999_almazpress.htm |
Андрей Цунский: Марина, Вы сразу начали разговор с того, что полиграфия - это безумно интересно. Но не боитесь ли вы, что совсем скоро печатная книга станет редкостью, а журналы станут читать, по большей части, на компьютерных мониторах?
Марина Переверзева: Когда появилось кино, прочили смерть театру. Не умер. Появилось видео - сказали, что погибнет кино - так ведь нет, даже в России кинотеатр, в который правильно вложены деньги, становится вполне рентабельным. Интернет тоже не убьет полиграфию. Мир эту проблему пережил. С появлением Интернета полиграфия ощутила спад в 8-10 процентов, а потом снова начался подъем. Компьютер не вытеснит такой продукт как журнал, такую вещь как книга. Более того, телекоммуникации поддерживают качество полиграфии, помогают его росту. Компьютер повышает уровень полиграфических изделий. Появляется универсальный имидж - и фотограф, и телеоператор, и дизайнер стремятся делать такую картинку, которая могла бы переходить из одного средства массовой информации в другое, сближаются резолюция и цветопередача, а в основе всего - цифровой универсальный имидж. По этому пути будет развиваться вся креативная деятельность, будь то Интернет или принтинг. Россия - не исключение, а скорость, с которой здесь развивается мультимедийный рынок, будет не ниже, а выше, чем в других странах.
Например, сейчас в России очщущается дефицит постоянно обновляемых баз данных, по тем же журналам. Того, что есть, явно недостаточно, российский Интернет сейчас не может конкурировать с печатной продукцией. Хотя есть исключение - Gazeta.ru. Я убеждена, что покупка рекламных площадей должна осуществляться через Интернет, весь рекламный рынок должен переходить в Сеть, и это сильно поможет развитию СМИ. Телевизионная реклама уже недостаточно эффективно работает. Что же касается полиграфии, то мы должны иметь возможность заходить со своего сервера на сервер клиента, осуществлять контроль всех технологических параметров. Верстка в low-resolution - дело издателя, high-resolution - это уже забота профессионала в данной области. Процесс должен быть пронизан сетью на всех звеньях. Пока такой культуры у нас нет. Ее мы одни не можем привить.Но это будет! И быстрее, чем можно предполагать.
А.Ц.: Вернемся в сегодняшний день... В прошлом году, когда стала модной тема поддержки отечественного производителя, с подачи одного высокого чиновника только ленивый не повторял в качестве примера, какие мощности простаивают в российской полиграфической промышленности. Как сейчас обстоят дела?
М.П.: Эти примеры основаны на цифрах Госкомстата. Цифры, которые тогда озвучивали наши руководители, достаточно точны, но только очень далеки от рыночной реальности. Простаивают мощности, которые не востребованы рынком. Простаивают ряд газетных типографий, например, - так ведь оборудование для них последний раз закупалось десять лет назад и в очень небольшом количестве, его уже просто невыгодно эксплуатировать. На нем невозможно достигнуть качества, востребованного рынком, оно не стыкуется с цифровыми технологиями, с современными технологиями предварительной подготовки материала, себестоимость продукции, выпускаемой на нем, слишком высока - как бы ни был , к сожалению и стыду нашему, дешев труд в России, автоматизация позволяет экономить больше. В полиграфии вообще технология обновляется процентов на 30-40 каждые пять лет. Поэтому российский полиграфический заказ "убежал" на Запад. В докризисный период этот "убежавший" заказ составлял около 700 миллионов долларов в год, а в послекризисный - упал, кончено, но незначительно - 40 миллионов в месяц. Это данные таможни.
По официальным данным, за рубежом сегодня печатается 354 наименования журналов и 18 газет. Посмотрев на имеющиеся в наличии издания, мы увидим, что за границей печатаются все качественные иллюстрированные образцы, на мелованной бумаге. Все, кроме тех, что печатаются у нас, в "Алмаз-прессе". Мы первые. Российские государственные предприятия нам не конкуренты, как бы там ни был, к сожалению, дешев труд рабочих. Наш конкурент - Запад. Чтобы не проигрывать в этой борьбе, нужно было закупить новые технологические линии с цифровым управлением. Вообще, мы расчитываем на то, что вся информация от издателя к печатнику будет попадать по оптико-волоконным сетям, будет создана, наконец, в Росии мультимедийная сеть, не нужно будет ездить с драйвом и тратить массу времени. Оптимизация полиграфического производства - да и любого производства - в сокращении сроков, в полиграфии - срока от написания материала до выпуска готового тиража. С современными технологиями, которые мы установили, изменения в номер могут поступить за два часа до печати. Ни одна из действующих типографий в России этого не может. Но чтобы победить в конкурентном соревновании с Западом, мы должны давать качество Франции или Германии, но при этом по ценам Финляндии. Так что, когда наши государственные деятели говорят, что у нас простаивает полиграфическая отрасль - это правда, но никакой поддержкой отечественного производителя у нас и не пахнет.
При такой системе налогообложения никакой поддержки не надо, потому что работать все равно невозможно. Что такое полиграфия? Это сверхприбыльная отрасль в любой стране. Это и объемы средств, и рабочие места. Но в нашей стране проводится политика поддержки иностранного поставщика, зарубежного производителя услуг, и дискриминация отечественного. Каким образом? Смотрите.
Когда без пошлин и налогов ввозится готовая продукция по договорам на оказание полиграфических услуг, а на материалы и оборудование сохраняется налог минимум двадцать процентов, а материалы составляют 70 процентов себестоимости нашей готовой продукции, да на них еще 20 процентов налог, это кого так поддерживают ? Так называемый НДС у нас не подлежит зачету, и мы не имеем право его взыскать с издателя, потому что это якобы средство его защиты. Однако это защита фиктивная. Потому что другой статьей закона нас обязуют, уплатив НДС на материалы и оборудование на границе, потом отнести его на удорожание продукции. То есть защита оборачивается фискальной мерой, к тому же идущей вразрез с международным законодательством, в частности, Флорентийским Соглашением, подписанным СССР в 1956 году, а Россией - в 1994. По этому соглашению и протоколу к нему, страны-участники обязаны без пошлин и налогов пропускать на свою территорию ряд товаров и услуг, содействующих культурному и информационному обмену. И в части полиграфической деятельности, оборудование и материалы прямо обозначены в этом соглашении, в приложении "H", и государство не имеет права брать налогов. Есть, впрочем, оговорка - можно ввести внутренний налог, каким можно назвать НДС, но только как меру защиты рынка, и если он не превышает налога на аналогичные товары и услуги внутри государства. Парадокс в том, что у нас есть налог, но нет рынка! Красок типографских - нет, мелованной бумаги - нет, оборудование - на пещерном уровне и перспектив создания современных технологий тоже пока нет. Кроме того, НДС должен браться с добавленной стоимости, с разницы. Какая при импорте добавленная стоимость? Где тут разница? Это просто акциз на оборудование, не имеющее в России аналога... Наверное, кому-то это выгодно.
А.Ц.: Вопрос в том - кому? В чем причина? Конкурренты7 Коррупция?
М.П.: На самом деле, это не так. Все гораздо хуже. С коррупцией можно хоть как-то бороться, есть для этого механизмы. Но нет в данном случае коррупции. Есть глупость, которая не лечится и против которой не действует прокуратура. Принимается закон, в целях защиты отечественного производителя. Звучит здорово. Накладывается вето на таможенные льготы на ввоз готовой продукции. В Совете Федерации хотят, как лучше, но не дочитывают абзац до конца, и теперь мы боремся уже полгода, чтобы этот самый налог на материалы и оборудование составлял для нас "только" двадцать процентов, а не сорок один!!! А с НДС какая была история... Забыли в процессе процедуры фразу: "налог на технологическое оборудование, за исключением не имеющего аналогов в России". А какие технологии, кроме военных, в России есть? Просто потеряли три слова - и сделали почти невозможным внедрение прогрессивных технологий в стране, которая в них, как в воздухе нуждается! В результате, когда упал на голову кризис - оказалось, что производства в стране нет. Посмотрим внимательнее: закупки оборудования (а учтем еще, что технологии в нашем бизнесе меняются раз в три-пять лет) разрешено делать из чистой прибыли. Считаем. 37 процентов налог на прибыль - отдай. Двадцать процентов НДС - отдай. 57 процентов удорожания оборудования. Как мы будем тут с кем-то конкурировать? Такая вот поддержка отечественного производителя. Можно еще купить технологическое оборудование через взнос в уставный капитал. Но это тоже из чистой прибыли. И вот представьте себе российского инвестора. Он заплатил налоги из своей чистой прибыли. Потом внес деньги в уставный капитал - и здесь заплатил двадцать процентов при покупке оборудования. Но сейчас еще интереснее. Закупка оборудования производится по предоплате - иначе нельзя. Положи, стало быть, такую же сумму в российский банк, в рублях, в качестве депозита, и жди, когда вернется - в рублях - из банка, который если еще выживет. Но и это еще не все. Ограничение по предоплате - 90 дней. Какое высокотехнологичное оборудование можно сделать за 90 дней?
А.Ц.: Мне кажется, что после всего вышесказанного, читатель, если что-то поймет в цифрах и правилах, вами изложенных, может подумать, что заниматься этим бизнесом в России может только сумасшедший...
М.П.:Да так и есть! Со стороны очень на то похоже. Но чем еще богата наша страна - пока - так это профессиональными кадрами. Есть заинтересованность в профессиональной деятельности, гордость. Нам важен процесс. Им непросто управлять в наших условиях. Но преданные делу люди не бросают его, несмотря ни на что. У нас очень хороший инвестор, к тому же - честный, выплачивающий налоги. Но это, на всякий случай, "Алмазювелирэкспорт"! Это структура, получающая доходы от экспорта в рублях, за которые продает валютную выручку. И сегодня, когда фондовый и финансовый рынки в стране рухнули, и на деньгах стало почти невозможно зарабатывать, мы оказались не самым плохим вложением денег для этой фирмы. Да и вообще полиграфия - всегда и везде сверхприбыльный бизнес. Рентабельнее только проституция... Только полиграфия - красивый, изящный процесс, можно увидеть готовый результат, прием тиража - это как прием родов...
А.Ц.: В нашей стране существует мнение, что если у нас любой бизнес криминализован насквозь, то на Западе деловые люди действуют в белых перчатках, исключительно корректно, по этакому рыцарскому кодексу чести. Однако, когда на кону полмиллиарда долларов, сомнительно, чтобы западные бизнесмены с улыбкой расстались бы с российским заказом...
М.П.:По поводу этики бизнеса - абсолютно в точку. Нарываешься на каждом шагу. Во всем мире преследуются картельные соглашения - это считается недобросовестной конкуренцией и нарушением этики бизнеса. Однако финские типографии позволили себе картельно надавить на финских бумажников с требованием поднять цены на мелованные бумаги для российского рынка, и конкретно для Алмазпресс, как только мы нажали на кнопку машины и показали конкурентное качество. Одновременно три наших поставщика подняли цены на бумагу на 8,5 процента, не скрывая, что это связано с интересами финской полиграфии. А мы привязаны к финской бумаге, с финнами у нас есть железнодорожная колея, бумажку еще доставить надо, а разница между стоимостью на трак и на вагон составляет 50 долларов на тонну - это очень много. Наш издатель сегодня считает центы. При этом финны, вероятно, забыли, что работают на российском газе, частично на российском лесе - а мы все ждем, пока наше правительство осознает, что мы превращаемся в сырьевой придаток. Кстати - появилась интересная тенденция - некий патриотизм! При том же качестве и за те же деньги охотнее приобретается отечественная услуга или продукция. Но если государство полагает, что наш читатель готов доплачивать за то, что поддержит российскую типографию - это, мягко говоря, ошибка. Патриотизм должен, по крайней мере, обходиться в те же деньги, особенно если зарплату не платят. А финским типографиям сейчас плохо. Они очень зависят от российского заказа, в свое время они вдоль границы вырастали, как грибы. Сейчас им приходится переориентироваться на заказ европейский, а это иные требования по качеству - в Россию можно было посылать что угодно, брака было множество, но они знали - все равно не вернут обратно, рекламодатели ждут, сеть дистрибьюторская ждет. Нам такого уже не позволяют. С нами сейчас ведут ценовую войну. Думаю, что выдержим. Власть нас вынуждена будет поддержать - выборы близко. Налоговая ситуация скоро изменится - не так, то по- другому.
А.Ц.: А вот это очень интересно. Как это - по-другому?
М.П.: В таком положении, как мы - не только полиграфия. Вся промышленность вообще. А от промышленности зависит все существование этого самого государства. Другого не дано. Не будет создан отечественный производитель - не будет ничего.
А.Ц.: В любой стране промышленные структуры активно занимаются лоббированием. Продавливанием своих интересов. Есть методы и традиции цивилизованного лоббирования, сложившиеся веками. У нас же неискушенному человеку кажется, что есть только два возможных способа лоббирования промышленных интересов: шантаж и подкуп. А как дело обстоит в реальности?
М.П.:Поспорю. Есть явное лоббирование, когда за ожидаемый результат откровенно платят. Это видно. Но состав наших законодателей таков, что это дорого стоит и неэффективно действует. Еще бесполезнее "вкладывать" деньги в чиновников - они же так часто меняются, что взятка просто не дает результата. Самое эффективное действие - это найти во власти достаточно устойчивую и авторитетную фигуру и объяснить этому человеку суть проблемы. И если он, конкретный человек, поймет - а наши законодатели и чиновники часто просто не знают, что нужно делать - все сдвинется с места. Всем сейчас стыдно за то, что происходит со страной. Чиновники у нас еще не окончательно утратили человеческий облик и профессиональную гордость, многие хотят честно служить на благо страны. Только вот, сколько их - каждому попробуй объясни! А у нас заместитель председателя государственного комитета по печати - не понимает... Должны создаваться целые системы законов. У нас нет института юристов, которые могли бы соотнести букву закона с реалиями рыночной экономики, нет института оплачиваемых экспертов, которые проводили бы анализ предлагаемых экономических решений. Лоббирование сводится к тому, чтобы оплатить экспертов, которые могли бы проработать закон, и потом - не допустить, чтобы при процедуре прохождения сквозь инстанции принимаемые поправки не свели бы закон на нет... А потом - грамотные нормативные акты... Нам нужны не декларативные законы, а такие, по которым можно жить.
А.Ц.: А вам не доводилось, придя домой, открыть Некрасова, прочесть перед сном "только вот жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе..." и заплакать?
М.П.: У меня другое чтение на ночь! Папа регулярно звонит мне перед сном и читает уголовный кодекс! Заниматься бизнесом в рамках действующего законодательства в нашей стране - это вообще весело. В лабиринте противоречащих друг другу законов невозможно ничего не нарушить, одно радует - все показательные процессы по нарушениям в коммерческих предприятиях ни к чему не привели. На Руси жить хорошо - строгость законов тут отнюдь не поддерживается обязательностью их исполнения. Зато интересно, нескучно - каждый день что-нибудь новенькое. А лучше всего тут иностранным инвесторам. Купил за границей оборудование, списал с налогов - там закупаемое оборудование от них освобождается. Привез сюда беспошлинно - и бери наших людей за копейки, делай тут, что хочешь, а если при этом конкуррентоспособную продукцию он тоже вывозит за границу, то он еще и получает обратно НДС. Пока они боятся. А потом - перестанут, и превратимся мы просто в рынок самой дешевой рабочей силы... Вот такая вот защита отечественного производителя. И отечественного рабочего. А попробуйте сейчас заплатить своему работнику достойную зарплату... Если не опомнимся - превратимся в сырьевой придаток. И все.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |