Опубликовано в Gazeta.Ru от 21-07-1999 (Выпуск No 097)
Оригинал: http://gazeta.ru/interview/21-07-1999_shahidj.htm


Андрей Цунский, <andy@onego.ru>
Скромное обаяние Шахиджаняна

А.Цунский: Владимир Владимирович, начну с вопроса, который вам уже наверняка не раз задавали. В наше время все стремятся к простоте общения, стараются быстрее перейти со знакомыми на "ты", а вы стойко называете всех исключительно на "вы" и по имени и отчеству. Это "фирменный стиль" от Шахиджаняна или - что-то другое?

В.Шахиджанян : Я бы не сказал, что это фирменный стиль от меня, и могу назвать множество людей, которые следовали этому правилу в течение всей жизни. Во-первых мы живем в России, и жаловать отца своего знакомого - это наша давняя традиция. Во-вторых, это интеллигентный, вежливый способ обращения. И в-третьих, это равенство. Для меня человек должен быть очень близок, чтобы называть его "ты". Даже если у меня возникает роман с дамой, я все равно называю ее на "вы" и по имени и отчеству. Так же вели себя Сергей Аполинариевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова, так вели себя Вера Павловна Строева и Григорий Львович Рошаль, в семье которого я воспитывался, так вели себя Любовь Петровна Орлова и Григорий Васильевич Александров... Это форма взаимоуважения.

У меня учился один студент. Его я заставил учиться, он поступил на наш факультет. Пришлось ему немного помочь - на творческом конкурсе ему поставили несправедливую двойку - преподаватель не согласен был с его точкой зрения. Мы с этим преподавателем поспорили тогда - как же мы не будем принимать человека, которого регулярно печатает МК и "Комсомолка"! Да еще и из-за творческого конкурса. Теперь при встрече с этим студентом многие задумываются, как же к нему обратиться - по-прежнему или изменить форму обращения на "вы", а мне не пришлось ничего менять и меняться самому - как были мы с Валентином Борисовичем Юмашевым на "вы" - так и остались. Мне удобно так. В имени и отчестве есть всегда некоторая дистанция. Я не могу никому сказать этого партийного "ты". "Ты еще молод, поймешь!" или "Вы еще молоды, поймете!" Слова одни и те же, но какая разница!

Я длинно отвечаю на этот вопрос, но мне это кажется важным. Самуил Яковлевич Маршак, Корней Иванович Чуковский - да это очень длинный список, у меня есть целая подборка "Вы и Ты" - множество людей следовало такому правилу общения, и к тем кто старше, и к тем, кто моложе. Это не мой фирменный стиль. Это просто очень для меня удобно.

А.Ц.: Фамилию "Шахиджанян" связывают в основном с темой секса, благодаря вашим книгам, но мало кто знает, что вы один из первых журналистов, который обратил серьезное внимание на Интернет...

В.Ш.:Вы преувеличили мои возможности. Я действительно заинтересовался компьютерами и сетью очень сильно, но своей известности в сети я обязан в большей степени тому, что ничего поначалу не понимал, и большего спаммера, чем я, было трудно найти. Я отвечал на письма, и нажимал не те кнопки, в результате, ответ на частное письмо получали сразу все... Боже мой, как же надо мной все изгалялись. Я пытался подружить всех - Гагина, Носика, Норвежского Лесного, в этом доме перебывали все: Лозинский, Карачинский, Биллиг... Все они казались мне гениями, и любой человек, общавшийся с компьютером, казался мне сверхталантливым человеком. Когда я купил первый компьютер, мне казалось, что это такая пишущая машинка, только умная, что в ней все уже есть.

Я безумно удивился, когда узнал, что есть еще какие-то программы, слово "инсталляция" вызывало удивление. Постоянно возникавшее слово abort вообще приводило в бешенство. У меня в книжке много про аборты, но тут-то зачем?! Я был знаменит, прежде всего, учебником по пишущей машинке. Это единственный учебник, по которому можно действительно научиться, и он был издан общим тиражом 800 тысяч... Когда я сел за компьютер, я думал, что освоение новой игрушки займет у меня два-три месяца. Прошло уже пять лет! Demos дал мне бесплатный вход, за что ему огромное спасибо, я стал бродить по Интернету, искал, смотрел, узнавал, что такое "конференция", что такое FIDO, был фидошником. Правда, я их немножко разыгрывал. Я часто разыгрываю людей. Это полезно и для себя.

Иногда, в плохую погоду, когда у меня болит нога, я ношу трость. И в метро мне уступают место, а я отказываюсь, и говорю - "Да что вы, я в свои 92 года еще прекрасно стою на ногах!" А мне говорят: "92! Да что вы! Больше 75 вам ни за что не дашь!" Так я узнаю, насколько я в действительности хорошо выгляжу. И в ФИДО мне писали письма, и какая-нибудь семнадцатилетняя девчушка спрашивает, нужно ли ей пить таблетки, или что-то в таком духе, а я отвечал, что с высоты своего 86-летнего возраста даю такой-то совет... И на все отвечал - набираю-то я быстро.

Потом меня просто возненавидела определенная часть в Интернете, сам не знаю за что. И тогда, с Дмитрием Борисовичем Волковым, за что ему большое спасибо, мы создали свой сайт, www.1001.vdv.ru . Волков просто гениальный парень, у него множество учеников, сейчас он защищает диссертацию. Я забросил целый ряд дел и стал заниматься компьютерным образованием. С кем только я по этому поводу ни говорил. С Днепровым, министром просвещения, с Ягодиным, бывшим министром высшего и среднего специального образования, с Дмитриевой, министром здравоохранения, с Тихоновым, с Игнатенко, с Горбачевым, с Лужковым, со спикером Селезневым, с Хакамадой, с Боровым, с редакторами всех приличных газет. У нас была компьютерная образованность один процент, сейчас она увеличилась в два с половиной раза - я считаю, в этом есть и мой вклад. Так я и стал сетевым автором, компьютерриком - такое слово я придумал, человеком с придурью.

А.Ц.: В Сети приняты предельно простые формы общения, часто сетевые персонажи пользуются ник-неймами вместо имен, и на вы друг друга редко называют. А как вы с вашей привычкой предельно вежливого и слегка дистанцированного, обращения вписались в сетевой мир?

В.Ш.:Если вы зайдете на наш сайт, то увидите, что он в этом плане экспериментальный. На доске все по именам и отчествам, в чате, в говорилке, где могут просто послать на три буквы - все по имени и отчеству! На каждое письмо - ответ, обзоры писем - уважительные. Не случайно с легкой руки Михаила Борисовича Зуева, родилось название "Спокойное место русского Интернета". У нас все серьезно. Что касается Зуева, то автора этого я нашел в Сети. Я уговаривал всех - Носика, Гагина, Едемского Михаила Анатольевича, тоже, в некотором роде мой ученик, как и Лебедев, которого я знаю с пятого класса, он учился у нас в Университете, так и не закончил - жаль, не могу его уговорить продолжить образование, - да я их всех уговаривал, "Напишите свою книжку!", а потом стал сам им говорить, "На фиг, не пишите!".

Житинский правильно сказал - Интернет это шаг в бессмертие. Все это будет храниться где-то без проблем с вентиляцией, складскими помещениями и воровством... Я несколько лет назад написал статью, над которой все смеялись, и озаглавил ее "Пятая власть". Об Интернете, конечно. Лет через десять вам будет достаточно написать три слова, если вы будете лидером: "Братцы! А будем-ка мы против ЭТОГО!" И люди будут против!

А.Ц.: Слово "это" в ваших устах все понимают определенным образом, так что поясните, потому как кто бы там что ни написал, против ЭТОГО никто, надеюсь, не будет!

В.Ш.: Я говорю о том удивительном воздействии, которое оказывает Интернет, о его возможностях! Вот эта самая "Школа..." машинописи. Ее скачало 80 000 человек. Из них 40 000 сообщило, что занимаются, из них 2000 прислали дневники и сдали экзамены! Как бы я реально мог научить столько людей общению с клавиатурой? Сколько бы я потратил времени... Все это настолько примитивно пока, и как руки держать, и анимация, выбор учителя... Пока все это самодеятельность. Но сколько людей заводят свои домашние странички! Или "голубой" сайт, который я открыл и который сейчас ведет Эд Мишин. Три тысячи кликов в день! А у Gazeta.Ru - пять. Но ее делает двенадцать человек, крепких и умных профессионалов, а тут один человек...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.