Опубликовано в Gazeta.Ru от 13-04-1999 (Выпуск No 031)
Оригинал: http://gazeta.ru/interview/13-04-1999_gachev.htm


Андрей Цунский, <andy@onego.ru>
Георгий Гачев: с оружием в руках Россия Сербию не спасет!

Интервью нашего корреспондента Андрея Цунского с доктором филологических наук, ведущим сотрудником Института Славяноведения РАН Георгием Дмитриевичем Гачевым.

А.Цунский: Эксперты в области политики давали нам свои комментарии по косовскому кризису. А каким вы видите его финал со своей точки зрения - точки зрения человека, всю жизнь изучавшего культуру разных народов?

Г.Гачев: Начнем с Америки. Это традиционный ход - уничтожение противника на политической арене под красивым предлогом. Уничтожить инфраструктуру и экономическую мощь сербов, используя свое преимущество в воздухе, практическую свою безнаказанность. Сербы тут же начинают активизировать свои действия против албанцев - и это они не албанцам мстят, они просто направляют свою силу против того противника, который находится в зоне их досягаемости - ведь американцы для них, как марсиане в скафандрах, недоступны. Американцы нашли предлог, рассчитали и сами спровоцировали эскалацию конфликта сербов с албанцами. Кроме того, они прекрасно просчитали реакцию нашей несчастной России, которая в полном бессилии. Они, причем не Клинтон, а их главный политический проектировщик, Збигнев Бжезинский, прекрасно видели, что русские тут же бросятся на защиту сербов, а российские мусульмане - албанцев. Что мы и видим - уже татары это делают. И это может кончиться тем, что наши добровольцы из Ярославля начнут воевать с нашими добровольцами из Казани, и "привезут" этот конфликт с собой в Россию. Россия ведь не славянская и не туранская цивилизация, а синтез, надэтнический организм. Россия перед выбором - или мы снова начнем войну русичей с половцами, вернувшись в средние века, причем для начала на чужой территории, или наконец осознаем себя тем государством, которое веками строили и пытались привести к некой гармонии великие русские государственные деятели и мудрый русский народ. Мелконационалистические партии, таким образом, становятся первыми врагами того государства, в верности которому клянутся.

А американцы еще побросают бомб и ракет, пока не разрушат то, что наметили. На самом деле, судьба албанцев их стала волновать только тогда, когда возникли тысячи беженцев, но эти беженцы стали не их проблемой - на них теперь будут тратить, в основном, европейские деньги. И тут Америка не в проигрыше, они уже сумели вбить в юг Европы мощный клин, пока - между Турцией и Грецией, как между мусульманской и православной странами, и этот клин еще даст растущую трещину, причем в ближайшем будущем. Таким способом США ослабляют объединенную Европу, как своего конкурента на мировой арене. А способ американцы выбрали надежный - посмотрите, они, как пахан на зоне - своих "жуков", всех вымазали кровью! У всех руки в крови, и всем придется отвечать, и таким образом расшатываются благородные гуманистические, цивилизационные традиции Европы.

А.Ц.: Вы помните, как начиналась вторая мировая война, пусть Вы тогда были еще мальчиком. Похоже наше время на те дни?

Г.Г.: Не похоже, совсем не похоже. Тогда у России были силы сопротивляться. Да и к тому же, третья мировая война уже прошла, а мы не заметили. Мы наивно ждали выстрелов, а война велась другими средствами. Советские идеологи и руководители не представляли, что идет сражение, и поплатились - Советского Союза больше нет. Вторая мировая война была столкновением равномощных блоков, а сейчас ничего подобного нет. Когда в России было после Бориса Годунова "смутное время", не могла состояться Отечественная война, как с Наполеоном - пришел тогда жалкий Гришка Отрепьев. Большие войны начинают с сильными противниками... Тем более, что всех своих результатов противостоящие нам силы достигают другими способами. А у нас самая настоящая смута, у нас нет никакой национальной идеи. Образовать вместе с сербами блок против НАТО? - это не мировая война... Это какой-то дикий, чудовищный цирк.

А.Ц.: Часто говорят: "братский сербский народ". Ничуть не хочу оспорить этого, мою собственную бабушку звали Милица. Но каждый толкует это братство по-разному, в зависимости от уровня образования, от политической ориентации...

Г.Г.: Я очень много думал, как раз в последние дни, о феномене славянства. Это и впрямь феномен. Славяне ведь - братья по языку, а этническое происхождение у них разное, они роднятся своей культурой, а не по крови... Братство славян не на уровне земли, не на низовом, телесном , а на уровне культуры, Слова и Духа. А военное единение существовало только во время освобождения Россией Сербии и Болгарии из-под турок. И то - сразу после освобождения началась со стороны освобожденных иная реакция: получившие свободу от османского ига тут же почувствовали, что стали превращаться для Росийской Империи в военный плацдарм, в базу... И тут же произошла переориентация, например, болгар - в сторону немцев. И кто же это осуществил в политике? Стамболов, соратник Бочева! Русофил! Русофил, но все же патриот Болгарии, он понял, что для того, чтобы сохранить национальную самобытность и независимость от спасителей, ему нужно слегка подвинуться в другую сторону. А вот совсем недавний истоический пример, более близкий к нашей теме - Тито! Несмотря на огромный славянский энтузиазм, когда даже лозунг был такой "Сталин, Тито, Димитров!", когда обсуждалась идея создать Балканскую федерацию под протекторатом СССР, те же самые сербы, которые сейчас стремятся соединиться с Россией и Белоруссией, вдруг отказались от вчерашнего союзника. Повернулись больше в сторону Запада. Защищать сербов оружием - это ошибка, это ловушка! Никто доволен не будет, не примут сербы подарка и на сей раз! Мы можем помогать им как угодно, но не военным способом. Для нас естественны духовные, гуманитарные контакты, но как только состоится формальное объединение - о братстве будет забыто, начнется сплошное взаимное недовольство! Да и сейчас не стоит переоценивать наши возможности - от России там, уже сейчас видно, хотят помощи в трудную минуту, но с душой нараспашку к нам никто не идет, как истинный националист, Милошевич руководствуется узкими национальными интересами сербов, и союз такой просуществует ровно столько, сколько он будет выгоден для решения внешних проблем.

А.Ц.: Говоря о культурном братстве, мы тоже не всегда ясно, что имеем в виду. Отдельные люди знают, скажем, драматургию Нушича или прозу Павича, наши отцы помнят певицу Лиляну Петрович и оркестр Саши Субботы... Но это далеко не свидетельство единства и братства культур. Если у католиков есть единый понтифик - Папа Римский, то у нас даже церкви формально разные...

Г.Г.:Так дело-то тут в том, что Россия в славянском братстве в большинстве случаев, после прихода из Болгарии Кирилла и Мефодия, давших славянским народам единую письменность, играла роль донора. И национальные культуры многих славянских народов росли под огромным влиянием Пушкина, Гоголя, позднее - Достоевского и Толстого... Но это донорство и привлекало, и отталкивало - под такой глыбой, как культура российская, самобытность малых народов могла просто задохнуться. И поэтому после всплеска энтузиазма всегда начинался некий откат. Интенсивное взаимопроникновение, которое легко "проглатывала" Россия, для маленьких стран всегда оборачивалось почти трагедией. Почему вдруг Болгария бросилась в объятия НАТО, хотя там русских любили традиционно, и любили всегда даже больше, чем в Югославии? Да потому, что этой стране с ее маленьким, патриархальным кооперативным социализмом, который был болгарскому народу самой подходящей и свойственной моделью, Россия навязала огромный государственно-бюрократический социализм, приспосабливая Болгарию для своих нужд и перешивая ее государственное устройство по своему лекалу. Чего ж удивляться.

А россияне - души открытые, но из-за своих огромных масштабов и размаха таких "мелочей" просто не замечают. У многих россиян их протест порожден привычной, искренней и хорошей реакцией порядочного человека на клич "Наших бьют!". А вот реакция некоторых политиков и партийных лидеров на косовский конфликт - это иного рода вещь. Это ярость лагерного пахана на наглость конкурента, посмевшего припахать его "шестерок". Не "наших бьют" - "моих бьют!" Лезут в мою сферу влияния! Забыли, кто хозяин в бараке! Это ведь происходит с Россией не впервые в истории - сколько раз это становилось причиной мировых трагедий...

Вспомним выстрел Гаврилы Принципа! В то время у России с Германией была база для прекрасного сотрудничества и спокойного решения возникшей проблемы. Смотрите сами - в жилах руссских царей течет немецкая кровь. Самые честные и преданные России чиновники - немцы, которые в силу национального характера были куда дисциплинированнее, ответственнее, менее коррумпированы. Вспомним графа Витте! А сколько немцы сделали для нашей культуры - тот же Владимир Даль. Со времен Петра Великого шло постоянное культурное взаимопитание... Государственное развитие шло по очень сходной линии. Были даже общие интересы. При таком сходстве и таких связях, включая родственные связи первых лиц, возможность решить дело миром казалась единственной. Но тем-то и страшен шовинизм,котороый по сути своей - тот самый "лагерный" подход - он сметает разум в первую очередь, и дешевый энтузиазм, в котором больше истерики, нежели искренности, легко побеждает здравый смысл и чувство реальности, превращает народ в дикую толпу, а затем - в стаю.

А.Ц.: Но удастся ли нам когда-нибудь преодолеть эту стадность?

Г.Г.:Удастся. Было ведь при Советском Союзе не только плохое, и к хорошему надо отнести всеобщее среднее образование - а это не шутка! А в наши дни многие люди уже могут назвать себя "self-made". И к тому же в изобилии сыпавшиеся на людей трудности, многочисленные драмы, пережитые людьми, заставляют их думать. Общаются люди не по месту жительства, а уже по интересам, по профессии, по общности взглядов. И если раньше все принималось единогласно, то теперь каждый волен делать свои выводы. Что тянет нас назад - так это наше криминальное, блатное наследство, это даже раньше сталинских лагерей началось, но настает эпоха уже не "новых русских", а русских, которые сами себя делают, она начинается на наших глазах. Даже то, что ругают телевидение, говорит о том, что оно хорошо работает - человек может не согласиться! И бояться будущего не надо - история знает свое дело, в каждом несчастье запрограммирован путь выхода из этого несчастья. Почему я спокойно отношусь к "проблеме отцов и детей" - да я убежден, что у каждого поколения есть свое призвание, одно поколение не лучше другого - каждое незаменимо. У каждого свое назначение. Может, у вашего поколения как раз эта задача - превратить толпу в отдельных, думающих людей.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.