Опубликовано в Gazeta.Ru от 06-07-1999 (Выпуск No 086) Оригинал: http://gazeta.ru/interview/06-07-1999_egorova.htm |
А.Цунский: Все говорят, что перед выборами нас ожидает огромное количество разнообразных компроматов, которые кандидаты и их предвыборные штабы будут в неимоверных количествах валить на головы избирателей. Но вот ведь в чем дело - показывают человека, "похожего на..." по телевизору в пикантной ситуации - а народ говорит "Ну и что?" Говорят, что Чубайс украл пятьдесят тысяч долларов, а народ пожимает плечами "Всего-то?" Чем можно сейчас скомпрометировать политика?
Е.Егорова: Да, нас уже трудно удивить. А кроме того, таковы особенности российского менталитета в данный период нашей истории. Незаконное присвоение средств или материальных благ, например, многие не считают чем-то недопустимым для политика - возможно, потому что такое обвинение, как правило, в нашей стране недоказуемо... "Сексуальный компромат" даже может иногда сработать на "жертву", особенно сейчас, когда физическое здоровье многие считают важным требованием к руководителю. Но поле для "компроматов" есть, и оно достаточно широко. То же самое физическое здоровье кандидата на высокий пост ставится сейчас, как одно из важных условий качественного исполнения им своих обязанностей - по понятным и очевидным причинам. Таким образом, умело вброшенная информация о болезни противника становится грозным оружием в предвыборной борьбе. В нашей стране очень распространена гомофобия, поэтому достаточно намекнуть, что у того или иного кандидата нетрадиционная сексуальная ориентация - и тому будет очень трудно отстоять свое достоинство, отыграться будет непросто. Так же продуктивными могут оказаться намеки на то, что тот или иной кандидат страдает каким-то психическим заболеванием. Очень сильно подорвать позиции политического деятеля может утверждение, что он бросил без средств к существованию детей от первого брака или оставил без помощи престарелых родителей. В конечном итоге "компромат" - это отрицательное отражение тех ценностей и идеалов, которые стоят на первом месте в обществе. Компрометирующих материалов будет очень много, и "компроматы" эти будут очень грязными и отвратительными... Этого нужно ждать.
А.Ц.: Но ведь тогда многие "хитренькие" кандидаты могут даже заказать "компроматы" на себя - скажем, соорудить некую пленку, указывающую на их несомненную сексуальную состоятельность или же заранее подготовить такие "обвинения", которые легко опровергнуть...
Е.Е.: Да, этому явлению даже нашлось сленговое словесное определение - "самострел". Но это срабатывает редко. Во-первых, чисто выполнить такую операцию редко удается, во-вторых, даже при ловком исполнении таких приемов, правда рано или поздно всплывает на поверхность.
А.Ц.: Рассмотрим положительный спектр потенциальных действий кандидата. Например - в экономической области. В силу сложившихся обстоятельств, в экономических выкладках население слабо разбирается. Один кандидат предложит свою программу - и все вроде бы там красиво и правильно, и другой говорит - тоже все кажется таким понятным и практичным...
Е.Е.: Да, но на программу избиратель смотрит в последнюю очередь! Сначала люди "проверяют" кандидата по принципу "противный" - "непротивный". Тут даже не в его манерах и чертах лица дело. В первую очередь люди смотрят на то, соответствует ли данный кандидат их представлению о том, как должен выглядеть хороший руководитель. Во вторую очередь на то, чего от него можно ожидать. Что он сделает на самом деле, если окажется у власти.
А.Ц.: А каков тот самый идеальный образ руководителя страны, который сейчас сложился у российского избирателя в среднем?
Е.Е.: О том, каков образ идеального президента, ничего нельзя сказать, пока не проведено социологическое исследование по специальным технологиям, скажем, в одиннадцати регионах. Придумать тут ничего сходу нельзя, потому что в каждом регионе сложилась своя политическая культура, и экономические, этнические, конфессиональные условия тоже играют огромную роль. Скажем - экономическая область. Был ли данный регион экономическим лидером, промышленным гигантом или находился на задворках - это ведь огромная разница. Поэтому и делается специальное исследование в так называемых "реперных" точках - и только тогда можно приблизительно предположить, куда можно вести, скажем, кандидата в президенты, но опять-таки - исследования, проведенные сейчас - не панацея, потому что этот усредненный идеал меняется примерно раз в полтора года, так что каким захочет народ видеть своего президента в 2000-м году, сейчас точно сказать нельзя: если не будет никаких катаклизмов, картина не слишком изменится, но у нас катаклизмы происходят с какой-то роковой регулярностью.
Единственное, что можно сейчас сказать, это то, что, как это ни странно, внешность рассматривается в последнию очередь, очень мало обращают внимания на то, что кандидат называет своей идеологией. Редко кто вам скажет, что голосует за такого-то, потому что он, скажем, коммунист. Скажут вот что: "Он обещает нам железную руку и снимет с меня ответственность за решение ежедневных проблем". Он не скажет "Я голосую за националиста", а скажет: "Он обязательно перебьет всех преступников, богатых, евреев и заодно этих очкариков-интеллигентов". Вербализованных политических требований вы не встретите... Требуются другие, качественные характеристики: "несгибаемый, суровый вождь", "заботливый отец для народа", "компетентный профессионал".
А.Ц.: Сколь велика будет роль денег на выборах? Далеко ли от истины утверждение, что выиграет более обеспеченный материальными ресурсами?
Е.Е.: Безусловно, деньги очень важны. Если бедный, но честный кандидат не будет располагать каким-то ранее накопленным запасом известности или удивительной силы харизмой - ему вряд ли удастся занять кресло в Думе. Но кандидат, вернее, его образ в глазах общественности, не должен обладать обязательно всеми положительными качествами из "джентльменского политического набора". Одним избирателям нужно одно, другим - другое. Кандидат не может сам себе оппозиционировать на каждом углу, представляясь в одном месте таким, в другом - этаким. В сумме разнополюсных характеристик получится ноль. Кроме того, если кандидат сам по себе пустой человек, то поставь рядом сто двадцать технологов и дай ему бессчетные миллионы - ничто не поможет. Люди все равно видят все, чувствуют фальшь, а имиджмейкеры и технологи могут только помочь избежать очевидных ошибок и полнее реализовать имеющиеся положительные качества. Если же их нет или не хватает - деньги тратить не стоит...
Люди ведь всегда знают, почему они голосуют именно за "своего" кандидата. Почему они голосуют за Климентьева в Нижнем Новгороде, почему за Жириновского в округах, за Макашова... Их логика может казаться нам бредовой, но люди знают, зачем они это делают. По большому счету, избраны будут те, кого реально хотят видеть в выборных органах избиратели. Гениально сказал один обыкновенный человек с улицы, которого опрашивали в ходе предвыборной компании несколько лет назад: "Мы хотим видеть руководителем такого же человека, как мы... Нет - лучше нас... но не гораздо - чтобы мы не чувствовали себя дураками". Мы не выбираем лучших. Мы не выбираем самых умных, самых сильных, самых интеллигентных... Дельта между народом и его избранниками очень невелика, и это происходит потому, что люди не хотят терять себя, глядя на своего руководителя. Мы имеем таких руководителей, какие мы есть сами...
А.Ц.: Если на прошлые выборы многочисленные маленькие партии и движения шли особняком, то сейчас идет борьба за максимальную консолидацию сил. Это связано с политическим опытом или банальной нехваткой денег?
Е.Е.: Надеюсь, что это проявление политического опыта. Дробность внутри политического спектра приводит к дроблению сил общества... Если мы придем к двум-трем партиям, это было бы лучше для стабилизации положения в стране.
А.Ц.: А есть ли такие политики, которые тратят на свои избирательные кампании ровно столько денег, сколько положено по закону?
Е.Е.: Это вопрос скорее не ко мне, а к Центральной Избирательной Комиссии. Но я думаю, что это очень сложная задача - уложиться в предусмотренный законом фонд. Наверное, есть такие герои... Надеюсь, однажды страна их узнает!
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |