Опубликовано в Gazeta.Ru от 02-08-1999 (Выпуск No 105)
Оригинал: http://gazeta.ru/interview/02-08-1999_teter.htm


Андрей Цунский, <andy@onego.ru>
Сергей Тетерин: в Маскву, к Гельману в галерею

А.Цунский: Сергей! Позвольте задать вам слегка провокационный вопрос! Вы и правда не любите Москву, как таковую?

С. Тетерин :А с чего это вы взяли?

А.Ц.: Неужели Столица и ее жители показались вам столь негостеприимными, что вам в голову пришла идея разрабатывать знак "Приезжего", или "Посетителя Москвы"?

С.Т.:Если говорить обо мне лично, то в Москве я не сталкивался с каким-либо ущемлением моих гражданских прав. Но как человек современно информированный я располагаю набором сведений на эту тему. Я знаю - эта тематика актуальна.

А.Ц.:Неужто ситуация, когда возникает сама идея нарукавного знака для приезжих, кажется Вам нормальной?

С.Т.:Не забывайте, что это художественная идея! Конечно, она терроризирует сознание, но с художественной целью. Мне хотелось увидеть подлинные эмоции людей по поводу ситуации с приезжими в Москве, и аллюзия на нагрудные нашивки, введенные нацистами для евреев и славян, оказалась отличным инструментом. Своеобразным психокряком.

А.Ц.:"Психокряк" предполагает вскрытие, взлом какого-то застоявшегося психологического состояния человека, вернее, даже множества людей. Вам кажется, что есть определенные стандарты мышления коренных москвичей в отношении приезжих?

С.Т.:Одна моя знакомая леди из Лондона назвала это "заговором молчания в отношении приезжих". А я уверен, что да - существуют штампы и стереотипы в "московском сознании", существует поддерживаемый с имперских еще времен "культ столицы". И то, что на моем сайте www.teterin.raid.ru/maskva называют "дискриминацией по географическому признаку" - тоже встречается.

А.Ц.:На выставке была так же предложена идея ввести в обращение "знак москвича", чтобы тот мог быстрее найти своего. Таковой знак, хотя и не нагрудный, а карманный, уже вводился в столице, и назывался "Визитная карточка покупателя"!

С.Т.:Мне припоминается, как один посетитель выставки говорил другому: "Если предложить приезжим делать татуировку типа: "Я приезжий в Москве", 100% с возмущением откажутся. А если москвичам предложить сделать татуировку: "Я - коренной москвич", то многие, наверно, с радостью согласятся..."

А.Ц.:Ранее Москва, лучше чем провинция снабжалась продуктами питания и товарами народного потребления. Теперь она куда лучше снабжается деньгами. Не говорит ли это вам о том, что наше государство по-прежнему сохранило имперские амбиции, слега переменив политический декор?

С.Т:Нужно ли отвечать на этот вопрос? Насчет наличия имперских амбиций - вопрос чисто риторический. Я лучше скажу, что очень многие провинциалы искренне считают Москву другой страной, которая непонятно почему села России на шею. Да и самих москвичей не затащишь за пределы Москвы, только по какой-то служебной надобности. Москвичи слишком замкнуты на самих себе, а это уже перестает быть актуальным.

А.Ц.: Но можно поставить вопрос и по-другому. Назревшие в стране перемены тоже были инициированы в Москве, и не в последнюю очередь потому, что именно в Москве максимально сконцентрированы профессиональные кадры во множестве областей, интеллектуальный потенциал, в конце концов, московское население оказалось более подготовленным к этим переменам?

С.Т.:Но и ответить можно тоже по-другому. А прошлогодний кризис - он ведь ударил в первую очередь по москвичам, так ведь? Нигде в провинции не было выброшено на улицу столько профессионалов, да и ухудшение жизни на периферии произошло менее лавинообразно. Ну, перестали есть иностранные йогурты, привыкли к местным, невкусным.

А.Ц.: Верно. Но тогда получается, что традиционная нелюбовь к жителям столицы имеет под собой не экономическую подоплеку, а носит какой-то трансцендентный, архетипический характер?

С.Т.:Давай выкинем Юнга нафиг! Если бы москвичи умели держать себя в рамках корректности и не подчеркивали бы назойливо свое превосходство, остальные россияне души бы в них не чаяли. Ну как можно не любить настолько красиво одетых и образованных людей! Нет, я считаю - нелюбовь к москвичам есть примитивная оборонительная реакция.

А.Ц.: Но, опять же! Я против такого огульного соотнесения образа москвича с образом назойливого хама! Среди них, поверьте, огромное количество интеллигентных и вежливых людей!

С.Т.:Верю вам на слово, Андрей! Я тоже против огульного соотнесения. Однако в России у москвичей сложилась определенная репутация... Как у ирландцев в Англии, как у немцев во Франции. Это не я придумал. Я вообще на своем сайте ничего не придумываю.

А.Ц.: Так стоит ли посылать нафиг Юнга?

С.Т.:Стоит. У Юнга архетипы делятся на врожденные и недавно приобретенные, а также приобретенные случайно и не всеми усвоенные. Предрассудки насчет москвичей - это не врожденное. Вот если бы у москвича была кожа зеленая или там думать он умел в два раза производительнее - тогда другое дело. Когда-нибудь все развеется, вместе с имперским культом Москвы.

А.Ц.: Вернемся к выставке. Художественно оформленные Ю.Хоровским высказывания различных людей о москвичах и Москве - откуда они взялись, и длительное ли время велась подготовительная работа, обусловившая саму концепцию выставки? Не провоцировали ли вы каким-то образом посетителей вашего сайта?

С.Т.:Вся провокация на моем сайте заключена в заголовке - "За что мы не любим Маскву?". Как автор я просто горжусь - это сверхэффективный слоган. Я никого не провоцировал дополнительно - весь остальной контент сайта люди сделали сами. Пришли в гостевые и оставили записи на несколько мегабайт. А художник Хоровский выискал наиболее экстремальные высказывания и использовал в своих коллажах. А что вы хотели увидеть на выставке у Гельмана? Статистику посещений по "Рамблеру"?

А.Ц.: Ничуть. Но у меня есть к вам последний вопрос, перед тем как мы переадресуем читателя в галерею Марата Гельмана и на ваш сайт www.teterin.raid.ru/maskva . Вы любите Москву?

С.Т.:Любовь надо заслужить. Я восхищаюсь Москвой.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.