Опубликовано в Gazeta.Ru от 26-04-1999 (Выпуск No 040)
Оригинал: http://gazeta.ru/internet/26-04-1999_discount.htm


Александр Гагин, <gagin@rinet.ru>
Про центы


В развитом капиталистическом обществе людям приходится не только много зарабатывать, но и много тратить. Этим, например, был обусловлен удар, который получил "реальный сектор экономики" в дни осеннего кризиса прошлого года - хотя ориентированные на потребителя бизнесы, в отличие от финансовых пирамид, были продуктивны и жизнеспособны, им пришлось туго из-за падения покупательной готовности людей. Это замкнутый круг - чтобы хорошо жить, надо много работать, много зарабатывать и все это тратить, чтобы другие тоже могли много работать и, действуя по той же программе, потреблять плоды вашего труда. Заставить человека удержаться от накопительства сложно - для этого ему даже дают кредиты (конечно, в стабильной и законорегулируемой обстановке) и организовывают различные тратовспомогательные службы. Например, раздают дисконтные карты.

У нас, разумеется, есть в той или иной степени практически все то, что есть в стабильной и законорегулируемой обстановке. Порывшись в бумажнике, я достану оттуда и парочку дисконтных карт. А покупая что-то в супермаркете рядом со вновь снятой квартирой, спрашиваю продавщицу, есть ли у них такая система. Если я собираюсь здесь много тратить, то вправе рассчитывать на скидку за опт, хотя бы и растянутый во времени.

Стимулировать потребителя покупать больше - это тратовспомогательная система, практикуемая крупными магазинами. Есть и другая схема работы дисконтных систем - рекламная, когда некоторая центральная компания договаривается с рядом торговых или сервисных предприятий, которые будут давать по ее картам скидку, получая взамен опосредованную рекламу: ведь у покупателя появляется стимул обратиться именно к ним, а не к множеству конкурентов. А компания-эмитент таких дисконтных карт получает деньги с потребителей, продавая им эти самые карты. Не буду утверждать, что все происходит именно так - никогда не видел внутреннюю жизнь дисконтных систем, - возможно, математика взаимооотношений между эмитентом карт и реальными продавцами товаров-услуг построена как-то иначе и кто-то из них кому-то платит. Но логика наверняка именно такова.

Появляются дисконтные системы и в русском Интернете. Здесь они носят клубный характер - обзавестись картами предлагают тематические сайты, и услуги, на которые можно получить скидку, соответственно, тематические. Я помню два таких чистых сетевых примера.

Первый, более старый - дисконтная система "Авто.ру". Здесь членство стоит 14 долларов и действует год с хвостиком. Система начала работать 13 декабря прошлого года, сейчас ее поддерживает 31 автомобильная фирма. Скидки доходят до 20 процентов, в среднем - 10.

Второй пример, совсем свежий - дисконтный клуб Price.ru. Здесь бессрочная карта стоит 5 долларов, фирм - 44, скидки в среднем процента 3, но доходит и до 20, если речь идет не о товаре, а об услугах. Эта система интересна более широкому кругу пользователей Интернета - все мы время от времени покупаем что-нибудь новенькое к компьютеру.

Есть, конечно, и другие - но с ними все менее понятно. Система с длинным басурманским названием Payments and Discounts on Web реально работает, позволяя покупать доступ в Интернет со скидкой, но никаких цен на карту и размера скидок мне не удалось найти на их сервере за те пять минут, которые были на это потрачены. Да вдбавок они предлагают какую-то пирамидальную схему.

Некая система Золотая середина выглядит скорее как исследование интереса, чем как реальность.

Магазин "Алвис Плюс" выдает свои тратовспомогательные карты интернетчикам бесплатно.

В русской Сети есть информация и о нескольких несетевых дисконтных системах рекламной модели: НЯНЯ-Club, Countdown.Тольятти, ICD, VisitCard.

Во всей этой идиллии не хватает только одного - удачной русской замены слову "дисконтная". Да еще, пожалуй, денег. Их всегда не хватает.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.