Опубликовано в Gazeta.Ru от 25-06-1999 (Выпуск No 079)
Оригинал: http://gazeta.ru/internet/25-06-1999_ea.htm


Александр Гагин, <gagin@rinet.ru>
Интервью с Андреем Вакуленко

Одним из самых шумных и, в то же время, непонятных направлений мирового интернет-развития в последнее время стала так называемая "электронная коммерция". О ней активно пишут американцы - в основном, о прогнозах немыслимого роста, - а у нас таких публикаций пока мало: работа идет в узком профессиональном кругу, за пределами которого мало кто понимает, как и что устроено в торговле через Сеть. Но избежать ажиотажа не удастся и нам, поскольку И-коммерция - это одна из немногих областей интернет-деятельности, в которой фигурируют реальные товары и деньги, а не только реклама и трафик. Опять же, шум будет, поскольку многие серьезные прорыночные организации намерены стимулировать развитие этого вида бизнеса в России. Фонд href=http://eurasia.msk.ru/>Евразия давно уже обещал, что в этом году в области Интернета в России будет проводиться открытый грантовый конкурс по развитию электронной коммерции и продвижению ее в регионы. Определение формулировок и предметных задач конкурса заняла достаточно много времени (процесс включал серьезные консультации с экспертами), но вот условия этого конкурса все-таки объявлены, и заявки будут приниматься до 13 августа.

Причины желания "Евразии" поддержать и-коммерцию показались нам неочевидными, и мы обратились с вопросами к Андрею Вакуленко, куратору конкурса.

Газета.Ру: Откуда такой интерес к электронной коммерции, за что электронную коммерцию все так любят? Почему Евразия собирается поддерживать электронную коммерцию?
Андрей Вакуленко: Почему ее все любят, я не знаю. А у "Евразии" есть две задачи: развивать рыночную экономику и поддерживать демократию. В частности, в интернет-коммерции мы видим некий потенциал для рыночной экономики. А некоторая проблема заключается в том, что денег у Фонда не очень много, поэтому главная идея заключается в том, чтобы умудриться свои деньги потратить на ключевых направлениях, которые впоследствии смогут дать стратегические эффекты, сработать много, много, много раз. Мы не можем ежегодно тратить миллионы долларов на развитие Рунета с соросовским размахом. Таких денег у нас просто нет. Дело не в том, что мы лучше или хуже - просто у нас другая ниша на "рынке благотворительных денег" - угадать те проекты, которые дадут сравнительно быстрый эффект при небольших затратах.

А с интернет-коммерцией ситуация примерно такова: в районе 2000-2001 года мы ожидаем подъем и всплеск интереса к ней в России. Причем понятно, что это - большая ниша для малого и среднего бизнеса. Но это одна сторона вопроса, а с другой стороны ясно, что на безумных российских просторах Интернет может быть единственным средством связи дальних регионов друг с другом. А дальше идея довольно простая. По нашей оценке, именно сегодня мы в той точке, когда, с одной стороны, какой-то первоначальный интерес к Интернет-коммерции проснулся, а с другой стороны, ей интересуются в основном лишь профессионалы Интернета. Очень хотелось бы, чтобы не только интернетчики этим занимались, но и коммерсанты.

Отсюда вся идея конкурса электронной коммерции: хорошо бы выбрать такие города, в которых можно ожидать наиболее быстрый рост Интернета, где наибольшее число пользователей Интернета, и где существует наиболее реальный платежеспособный спрос. И в этих городах хочется создать программы поддержки электронной коммерции (я так избегаю слова «центр»). Коммерсанты такие люди, которым все надо дать пощупать, посмотреть. Поэтому мы хотим, чтобы были такие места, куда можно было бы офлайновых коммерсантов завлекать и показывать им, какие реально прибыли они могут получить, где, на чем, где они могут сократить свои издержки, где они могут получить какой-то дополнительный спрос, какие существуют возможности, какие программные продукты.

А дальше мы считаем просто расклад по времени - мы подведем итоги конкурса и выдадим деньги в октябре. Это значит, что пик проектов придется где-то на весну 2000 года. А к тому моменту, как коммерсанты в 11 городах пройдут обучение в этих центрах поддержки интернет-коммерции, как раз, по нашим прогнозам, это будет момент подъема интереса к интернет-коммерции. Мы оптимистично рассчитываем, что к этому моменту и кризис несколько... скажем так, не то чтобы он исчезнет, но исчерпается, и начнется подъем.

ГР: Казалось бы, электронная коммерция - это область, которая сама по себе может быть прибыльна, и неочевидно, зачем ее поддерживать дополнительно.
АВ: Сейчас ситуация такова, что никто не будет вкладывать деньги в проекты, рассчитанные на стратегическое развитие. Как мне кажется, нет сейчас таких ресурсов в бизнесе, чтобы можно было взять из кармана и вложить в интернет-коммерцию, которая даст отдачу неизвестно когда. Наша задача - помочь бизнесу преодолеть этот сложный барьерный период. А вот через два года они уже будут к этому готовы. И к тому моменту надо, чтобы они уже понимали, что это такое - интернет-коммерция. А если они только через два года начнут соображать, что, да чего, да куда, да как, то придется еще год или два потратить на раскрутку.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.