Опубликовано в Gazeta.Ru от 11-03-1999 (Выпуск No 008) Оригинал: http://gazeta.ru/internet/11-03-1999_domen.htm |
Разделение общего ресурса, который всем нужен, - серьезная, непростая задача. В государстве для этого (например, для выдачи лицензий на использование тех или иных радиочастот) существуют сложные правила, бюрократия и специальные государственные институты. Интернет же построен на принципах саморегулирования. Правила здесь по всеобщей договоренности устанавливают сами участники игры. (Точнее говоря, если говорить о конкретных людях, то самые опытные, старые и инициативные из них. Те, кто сидит в комитетах, группах и прочих общественных советах, определяющих законы Интернета.)
Имена доменов - ресурс очень важный. В отсутствие централизованной схемы навигации в Интернете, имена веб-сайтов становятся сами по себе способом навигации: желая попасть на сервер российской компании XYZ вы наверняка наберете в адресной строке www.xyz.ru. А если он еще не зарегистрирован? Или, того хуже, был зарегистрирован конкурентом? В схеме самоорганизации правила образуются тогда, когда возникает ситуация, требующая их появления. И поэтому корпоративные интересы по умолчанию не поддерживаются. Да, считается, что компания может отнять "свое" имя домена через суд - но на практике их почему-то выкупают (а угроза суда работает хорошим аргументом в определении цены). В интернетовских рубриках американской прессы можно найти кучу историй о выкупе доменных имен, наиболее известная из которых - о покупке за три с лишним миллиона долларов имени altavista.com.
Ситуация с продажей имен доменов спорна. С одной стороны, если некто зарегистрировал домен с целью продать его в сто раз дороже заинтересованной компании (такие прецеденты есть сегодня и в русской Сети, но я не стану называть имен негодяев, чтобы не сделать им рекламы) - то этот некто безусловно достоин считаться вором: он украл публичный ресурс (у общества) с целью продажи. С другой стороны, даже в ситуации, когда домен взят для продажи, но конкретного клиента нет, уже тогда все не так очевидно - зарегистрировав имя, спекулянт будет за него платить (это более или менее действует и в домене COM, и в RU). И поскольку неиспользующийся домен особенной нагрузки на центральные серверы DNS (службы имен) не создает, спекулянт будет тем самым спонсировать деятельность организации, обслуживающей эти сайты. Впрочем, если домен все-таки будет продан, мнимая благотворительность обернется вполне неэтичной спекуляцией - деньги будут получены не за работу, а за использование несовершенства административной системы.
А уж если я взял благозвучное имя домена для организации своего проекта, а кто-то предлагает мне денег за это имя, то почему я их не должен взять? Я ведь, по сути дела, теряю (вместе с благозвучностью и легкостью запоминания имени) трафик - в некотором смысле, отдаю его. Значит, я получаю деньги за свою потерю, то есть за свою будущую работу, которую должен буду сделать, чтобы набрать-таки этот трафик. Так что тут, кажется, все честно. И нет формальных методов, чтобы определить, действительно я собирался делать этот проект, или я все-таки спекулянт: это можно проверить только временем.
Корни такой неопределенности (и возможностей спекуляций) лежат в общем несовершенстве системы доменных имен. Когда она создавалась, никто не думал о том, что Интернет станет областью рекламы, маркетинговых интересов и связанных с ними денег. Тогда решались технические вопросы. Поэтому теперь проблем вокруг имен доменов и их регулирования необозримое количество. Почему система имен международной системы фактически регулируется американцами? Кто и как должен вводить новые домены верхнего уровня? Как должны определяться цены на регистрацию и поддержку в ситуации, когда конкуренция невозможна, а государственное регулирование нежелательно?
Чтобы увидеть ответ, переверните страницу вверх ногами, - более удачного способа предугадать, как будут решены эти проблемы, сегодня, увы, не существует.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |