Опубликовано в Gazeta.Ru от 26-07-1999 (Выпуск No 100) Оригинал: http://gazeta.ru/health/26-07-1999_psicho.htm |
Принудительное лечение психически больных у защитников прав человека ассоциируется с насильственным "медицинским" заключением. В общем-то, совсем не удивительно, что даже в условиях правового государства высказываются опасения о возможных злоупотреблениях психиатров – печальный опыт цивилизации показал, что во вред обществу можно использовать любые полномочия. С другой стороны, для социума малоприемлемо и пассивное ожидание "естественного развития событий" - особенно в случаях психопатий, сопровождающихся выраженной агрессивностью. Но кто возьмет на себя бремя "судьи" – психиатры, деятельность которых не всегда просто контролировать? Или непрофессионалы, отношение которых к психически неуравновешенным людям может быть как неадекватно "легким", так и неоправданно жестоким? Этот и другие, не менее сложные, вопросы сейчас находятся в самом центре дебатов, разгоревшихся в Великобритании.
К сожалению, весьма нередкое понятие "психопат" воспринимается людьми, далекими от медицины, не иначе, как "маньяк". На самом деле, это неправильно: диагноз психопатии сейчас все чаще заменяется понятием "социопатия". Таким образом делается акцент с "болезни психики" на "социальную болезнь". Действительно, психопаты - они же социопаты – часто испытывают серьезные трудности при адаптации в обществе. Но маниакальность поведения присуща далеко не каждому социопату. Например, психастенического психопата невозможно даже представить себе "маньяком". Этих несчастных постоянно "терзают смутные сомненья": не забыл ли выключить дома утюг или газ, как смотрят окружающие на его прическу или одежду и т.п. Если у нормальных, адаптированных к жизни людей такие переживания носят эпизодический характер, то социопат вынужден несколько раз в день возвращаться домой для проверки своих подозрений.
Однако не все социопаты так безобидны. Наибольшие хлопоты обществу и правоохранительным органам доставляют личности с легковозбудимыми чертами - склонные к мгновенному эмоциональному взрыву в ответ на малейшее "поглаживание против шерстки". В этот момент они могут нанести и существенный ущерб здоровью "обидчика". Причем адекватность и критичность восприятия у них значительно снижены - спровоцировать вспышку гнева могут даже "косой" взгляд или неосторожное замечание.
В нашей стране практически все граждане с серьезными психическими отклонениями состоят на учете в психиатрических диспансерах. Такая эффективность достигается за счет того, что большая часть населения "пропускается через сито" психиатрического скрининга, причем – нередко даже не подозревая об этом. Первый "психофильтр" - школьный. Все ученики с необычным поведением (а это отличительный признак социопатии) рано или поздно попадают в поле зрения психиатров. Этому в немалой степени способствуют "замордованные" учителя. Второй этап массового "отлова" - призывной. Во время медицинских осмотров в военкомате (которым подвергаются практически 100% юношей), психиатр тщательно анализирует личное дело и проводит краткое собеседование с призывником. Этот фильтр всегда был весьма "богат на улов". Третий и последующие этапы скрининга - всевозможные водительские комиссии, лицензирование газового и охотничьего оружия и т.п.
В своей работе психиатры руководствуются "Законом о психиатрической помощи", принятом в 1992 году. Этот нормативный акт определяет принципы и порядок работы службы. Психиатрическая помощь оказывается только по добровольному согласию гражданина, принудительное лечение применяется только при наличии социальной опасности больного или если неоказание помощи угрожает жизни больного. Для недобровольной госпитализации необходимо заключение комиссии из трех психиатров, которое в течение трех дней передается в районный суд. Судья вправе опротестовать решение врачей. Если один из психиатров не согласен с заключением коллег по комиссии, он отдельно оформляет свое частное мнение, которое входит в пакет изучаемых судом документов.
Если человек страдает психическими расстройствами, но не совершил ничего предосудительного, то ограничение его свободы только на основании психиатрического диагноза либо фактах нахождения под диспансерным наблюдением, является должностным преступлением. Таким образом, психиатрическая служба не несет ответственности за криминальное поведение социопатов. Если гражданин в момент совершения преступления был вменяем - то свой поступок он совершал обладая полной свободой выбора. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Таким образом, нынешняя российская психиатрия избавлена от чуждых медицинским принципам "карательных" функций. Хорошо это или плохо? Дискуссии по этой проблеме периодически возобновляются – чаще всего после очередного "громкого" преступления, совершенного социально неадаптированным индивидом. Можно приводить массу доводов как в пользу, так и против принудительной госпитализации, но основные принципы соблюдения прав человека (в идеале) должны быть незыблемы. К чему могут привести "исключения" из правил - всем нам хорошо известно. Отечественная психиатрия до сих пор реабилитирует свой имидж, изувеченный советской властью.
Ну а тем, кто желает проверить свой характер на импульсивность или иные поведенческие черты, могу порекомендовать простые тесты - попробуйте!
Ссылки
Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
BBC: Psychopath plans: The reaction
BBC: New powers to imprison psychopaths
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |