Опубликовано в Gazeta.Ru от 26-05-1999 (Выпуск No 057) Оригинал: http://gazeta.ru/health/26-05-1999_robot.htm |
"…Тогда обнажился купол Шарикового мозга – серый, с синеватыми прожилками и красноватыми пятнами. Филипп Филиппович въелся ножницами в оболочки и их вскрыл. Один раз ударил тонкий фонтан крови, чуть не попал в глаз профессору и окропил его колпак. Борменталь с торзионным пинцетом, как тигр, бросился зажимать и зажал. Пот с Борменталя полз потоками, и лицо его стало мясистым и разноцветным… Филипп же Филиппович стал положительно страшен. Сипение вырывалось из его носа, зубы открылись до десен. Он ободрал оболочку с мозга и пошел куда-то вглубь, выдвигая из вскрытой чаши полушария мозга… Борменталь подал ему склянку, в которой болтался на нитке в жидкости белый комочек. Одной рукой – "Не имеет равных в Европе… ей-богу!", - смутно подумал Борменталь, - он выхватил болтающийся комочек, а другой ножницами выстриг такой же в глубине где-то между распяленными полушариями. Шариков комочек он вышвырнул на тарелку, а новый заложил в мозг вместе с ниткой и своими короткими пальцами, ставшими точно чудом тонкими и гибкими, ухитрился янтарной нитью его там замотать…"
Прошу прощения за столь длинную цитату – но, пожалуй, только неповторимым булгаковским языком можно так живо передать энергетику действа, присущую величайшему и благороднейшему из ремесел – хирургии. Как Булгаков пишет о руках Преображенского! В работе рук оперирующего хирурга и впрямь есть что-то от настоящего Чуда. Во время сложной операции они (руки) не просто механически осуществляют скрупулезно выверенные движения - они концентрируют и материализуют мощную биоэнергетику человека, в экстремальных условиях отстаивающего одну из величайших ценностей - жизнь. Именно руки врача-хирурга являются непосредственным проводником его профессиональной и человеческой воли к победе над болезнью, гнездящейся в организме пациента.
Вся эта "ода рукам" приведена здесь для того, чтобы стало понятно – на ч т о "покушается" роботохирургия, новорожденное дитя научно-технической революции. Нет, сейчас речь не о диамондоидных чудо-машинах будущего, размеры которых сопоставимы с размером молекулы весьма "средненького" человеческого белка. Я имею в виду "настоящих" медицинских роботов, как две капли воды похожих на тех, что привыкло рисовать воображение людей века ХХ, не имевших возможности в свои юные годы ежедневно созерцать на экране крутых голливудских киборгов. Нынешние реальные роботы-"медики" имеют металлические манипуляторы, характерную дискретную пластику, сопровождающуюся тихим жужжанием, кучу мерцающих светодиодов и прочую тому подобную атрибутику.
Роботы-прототипы начали "подбираться к операционным" достаточно давно, но отношение хирургов к ним было почти неизменно скептическим – что можно спросить с "жестянки", у которой вместо мозга "чахленький" процессор? Разве что доверить "подать инструмент", что, в общем-то, куда лучше любого робота сделает симпатичная медицинская сестра.
Однако роботы, а точнее – их разработчики, и не думали "сдаваться" перед напором скепсиса. И, похоже, своего добились – в конце ХХ века хирургические роботы наконец-то заняли место у операционного стола, заставив хирургов-людей поменять привычные скальпели, зажимы и пинцеты на… джойстики. И некоторым из врачей это даже понравилось!
Медицинская хирургическая робототехника – часть относительно молодого, но чрезвычайно перспективного направления хирургии, вполне официально именуемого на Западе Computer Assisted Surgery. Оставим пока что в стороне ту пользу, которую принесли медицине компьютерные технологии в плане визуализации и автоматической переработки другой информации, проигнорируем и манипуляции с пробирками и прочей лабораторной посудой. Сегодняшние роботы вполне способны… оперировать людей. Не самостоятельно, конечно, а под руководством хирурга-человека, но без непосредственного контакта рук последнего с телом пациента. И если вначале машинам "доверялись" лишь самые примитивные манипуляции, то теперь, похоже, врачи начинают верить "новоиспеченным" кибер-хирургам.
Лучшим примером тому является официальное разрешение FDA на полноценные клинические испытания хирургического робота, разработанного учеными из калифорнийского университета Berkeley. Детище группы, руководимой профессором Шанкаром Састри, призвано выполнять достаточно сложные хирургические операции на кишечнике больных людей. Причем, операции, характеризующиеся "минимальным" вторжением в брюшную полость пациента – т.н. "эндоскопические".
Другой робот, именуемый RoboDoc, в скором времени начнет повсеместно и активно помогать ортопедам – его возможности в протезировании бедра превосходят таковые у коллег-людей. В частности, невозмутимый RoboDoc никогда не дает осечек при высверливании углубления, в которое должен стать имплантат – у робота очень хорошая система оценки анатомической "ситуации", весьма точная подача сверла и… никогда не трясутся руки.
А совсем недавно еще один "механический доктор" дерзко посягнул на святая святых хирургии – операции на сердце. Сложная система, носящее гордое имя "Зевс", на прошлой неделе убедительно продемонстрировала всю свою мощь, мастерски прооперировав… труп. За работой трех манипуляторов "Зевса" следили глаза более чем пяти тысяч американских ученых и врачей, собравшихся на ежегодную встречу, посвященную проблемам биотехнологии. И многих машина просто очаровала – точность, с которой его манипуляторы накладывают швы на стенку артерии толщиной со спичку, просто потрясающа – 0,1 мм! Конечно, машина сделала это не совсем самостоятельно - одна из рук "Зевса" снабжена видеокамерой, понимающей голосовые команды и снабжающей хирурга-человека необходимой визуальной информацией об операционном поле. Анализируя ее, хирург управляет двумя "оставшимися" манипуляторами робота при помощи джойстиков, расположенных за пределами операционного зала. Чудо-машина, по словам ее "отца" и "руководителя" доктора Robert Lazzara, одного из директоров The Hope Heart Institute в Сиэттле, может дать кардиохирургии очень много. "Зевсу" даже при очень сложных операциях не нужна "открытая" грудная клетка пациента – он довольствуется тремя отверстиями в ней, каждое из которых менее 1 см в диаметре! "Зевс" не устает, его "руки" не подвержены тремору, и управлять им может даже специалист, не имеющий кардиохирургического "суперуровня". А это значит, что операции на сердце, осуществленные с его помощью, будут обходиться пациентам и здравоохранению значительно дешевле. Именно поэтому "Зевс" скоро начнет проходить серьезные клинические испытания.
Существует еще масса "младших коллег" вышеперечисленных роботов, которые пока только скромно помогают проводить сложные стереотаксические операции на внутричерепных структурах человеческого организма, позволяют хирургам избежать предательского тремора рук, который неминуемо развивается во время многочасовых операций, а также в меру своих небольших возможностей трудятся на ниве офтальмологии, травматологии и т.д.
Конечно, и сейчас находится изрядное количество скептиков, полагающих, что хирургические роботы еще не скоро займут сколь-нибудь значимое место в медицине. Как говорится, поживем – увидим. Но то, что у этих роботов будущее есть, и это будущее весьма перспективно – факт, который очевиден любому человеку.
Ссылки
Center for Medical Robotics and Computer Assisted Surgery
International Society for Computer Aided Surgery
Анекдот
- Почемy вpачи так плохо относятся к компьютеpизации
их деятельности?
- Потомy что тогда можно будет разобрать, что они
пишyт.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |