Опубликовано в Gazeta.Ru от 11-08-1999 (Выпуск No 112)
Оригинал: http://gazeta.ru/health/11-08-1999_jazva.htm


Сергей Гончар, <sergey@rvh.khv.ru>
"Персидский огонь" сегодня: уже не искра, но еще не пламя

Сибирская язва (Anthrax) обязана своим названием российскому врачу С.С. Андриевскому, который еще в 1788 году доказал инфекционную природу "персидского огня", сознательно заразив себя тогда еще неизвестным науке микробом. Спустя 60 лет возбудитель опасной инфекции был идентифицирован: им оказалась крупная спорообразующая бактерия, получившая "имя" Bacillus anthracis. Еще через четверть века знаменитый немецкий микробиолог Роберт Кох получил чистую культуру этого микроба – с этого момента и началось "близкое знакомство" медицины с крайне недружелюбной бациллой, вызывающей грозные эпидемии в "скотоводческих" регионах.

С точки зрения эпидемиологии сибирская язва представляет собой "нетрансмиссивный зооноз преимущественно копытных животных с сапрофитической фазой жизнедеятельности возбудителя в почве". Перевод этой фразы на обычный русский язык не содержит ничего хорошего – бацилла сибирской язвы, паразитирующая в организме сельскохозяйственных животных, способна образовывать чрезвычайно устойчивые споровые формы. Последние могут десятилетиями сохраняться в почве – не случайно предки называли заброшенные скотомогильники и места массового падежа скота "проклятыми".

Сибиреязвенная бацилла попадает в организм человека при контакте с источниками (сельскохозяйственные животные) и переносчиками инфекции (слепни и другие кровососущие насекомые), а также – с предметами, обсемененными спорами микроба. Заразиться можно самыми разными способами – ухаживая за больными животными, разделывая их туши, работая с шерстью и шкурами, употребляя в пищу недостаточно термически обработанное мясо, вдыхая инфицированный воздушно-пылевой аэрозоль и т.д. Столь нездоровая "коммуникабельность" бациллы и послужила причиной того, что сибирская язва относится к разряду карантинных или особо опасных инфекций.

Болезнь может протекать по-разному – самой частой (и самой благоприятной) ее формой можно признать кожную. Именно при этой форме развиваются типичные сибиреязвенные карбункулы, на последних стадиях имеющие вид угольно-черного струпа, окруженного ярко-красным венцом воспаления. Сходство этих карбункулов с тлеющим углем и лежит в основе другого распространенного названия болезни – Anthrax. Язвы поддаются лечению и заживают, оставляя после себя плотные рубцы.

Куда как хуже, если сибирская язва принимает септическое течение, охватывая микробным воспалением внутренние органы человека. Прогноз при этой форме инфекции очень серьезный – исход может быть самым неприятным, особенно, если в процесс вовлекается центральная нервная система. Патологоанатомы (известные любители не совсем уместных метафор) много лет назад описали яркий диагностический признак сибиреязвенного сепсиса – т.н. "кардинальскую шапочку". Именно ее напоминали прозекторам обширные кровоизлияния и отечность мозговых оболочек людей, погибших от этой инфекции.

В общем, что и говорить - болезнь из разряда крайне неприятных. Держать эпидемическую ситуацию под контролем возможно лишь ценой немалых усилий – необходимы тщательный контроль здоровья сельскохозяйственных животных (включая их вакцинирование), а также "…состояния скотомогильников и пастбищ, скотопрогонных трасс и ферм, надзор за соблюдением ветеринарно-санитарных правил заготовки, хранения транспортировки и обработки сырья животного происхождения". Кроме того, немаловажную роль играет т.н. санитарное просвещение и практическая работа с контингентом высокого риска (прививание от сибирской язвы, в частности).

Нетрудно представить, в какое состояние пришла в ряде регионов бывшего СССР некогда хорошо отлаженная система контроля – войны и экономические кризисы, как известно, всегда радикально меняют приоритеты. И потому ухудшение эпидобстановки в отношении сибирской язвы вполне закономерно – ярким тому свидетельством служат недавние вспышки этой инфекции, зарегистрированные в Беларуси, Кыргызстане, Армении и Бурятии. Эти регионы – далеко не все из тех, что "облюбованы" сибиреязвенной бациллой для "проживания": опасность заразиться этим микробом реальна практически на всей территории бывшего СССР.

Из всего вышесказанного следует, что разумнее всего будет воздержаться от приобретения любой продукции животного происхождения в случае, если имеются хотя бы малейшие сомнения в том, что последняя прошла через "сито" санитарно-ветеринарного контроля. Береженого, как говорится, и Бог бережет.

Ссылки

Сибирская язва

Сибирская язва

Карантинные инфекции

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.