Опубликовано в Gazeta.Ru от 08-07-1999 (Выпуск No 088)
Оригинал: http://gazeta.ru/health/08-07-1999_cholera.htm


Сергей Гончар, <sergey@rvh.khv.ru>
"Седьмый ангел" продолжает трубить

О чем может думать микроб, лениво шевелящий жгутиком в зловонной толще ила на дне Брахмапутры? Да ни о чем, в принципе – скажет человек образованный и рациональный: любому школьнику известно, что убогим прокариотам думать не только не о чем, но и попросту нечем. Верю в это и я – профессия, как говорится, обязывает. А заманчиво было бы предположить, что какой-нибудь своей, еще неизвестной современной науке "нано-органеллой", эфемерная тварь "мечтала" о новых "приключениях" – на заснеженных просторах Европы, в Амазонской сельве или оливковых рощах Ближнего Востока. Это было бы стоящим мотивом для "организации" пандемии – для микроба, конечно. Но на "нет", как принято считать, и "суда нет" – а поэтому придется удовлетвориться объяснением логичным, но несколько пресноватым: именно значительное оживление миграции людей в направлении "Европа-Азия и обратно" способствовало тому, что в начале XIX века холерный вибрион "вырвался" за пределы родного ему Индостана и опустошительными волнами прошел практически по всем континентам.

В прошлом столетии человечество пережило 5 (!) пандемий холеры, и сосчитать количество жизней, унесенных этой инфекцией, не представляется возможным. О том, насколько актуальной была холерная опасность для предков, до сих пор свидетельствует всенародная (без преувеличений) известность самого слова "холера". Попробуйте спросить у своих знакомых, что такое балантидиаз или, скажем, туляремия – и вы сразу почувствуете разницу. Во время одной из таких пандемий, в 1883 году, знаменитому немецкому исследователю Р.Коху (в свое время открывшему возбудителя туберкулеза) и удалось опознать "пришельца с берегов Ганга". Им оказался маленький (до 3 микрон в длиннике) вибрион, снабженный жгутиком. Более поздние детальные исследования микроба еще раз подтвердили известное замечание предков о "маленькой блохе, которая злее кусает": холерный вибрион оказался буквально "нафаршированным" биохимическими факторами, достойными мечтаний любого мизантропа. Только один из них - холероген-энтеротоксин - способен заставить несчастный человеческий организм ежесуточно терять до 30 (!) литров жидкости с испражнениями и рвотными массами.

В веке ХХ холера еще дважды принимала пандемическую форму: шестая пандемия прокатилась по странам и материкам в 1902-1926 годах, седьмая началась в 1961 году и длится по сей день. За прошедшие годы она охватила более 80 стран мира, в том числе и государства бывшего СССР. Вспышки холеры отмечались в Каракалпакии, Дагестане, Астрахани, Одессе, Керчи, а единичные случаи этой инфекции время от времени регистрируются практически по всей территории России и стран ближнего зарубежья.

Седьмая пандемия имеет принципиальные отличия от всех предыдущих – например, "главным" возбудителем ее стал не классический холерный вибрион, а его биовар, называемый Эль-Тор (в честь карантинного поста на Синае, где он и был впервые обнаружен). Вибрион Эль-Тор куда как более живуч по сравнению со своим предшественником – в условиях комнатной температуры он запросто способен "продержаться" на пищевых продуктах несколько суток, и даже прямые солнечные лучи сокращают срок его пребывания на поверхности, скажем, овощей, лишь до 8 часов! Кроме того, данный микроб прекрасно себя чувствует как в воде, иле или канализационной слизи, так и в организмах многих гидробионтов – рыб, моллюсков, ракообразных, амфибий и т.д. "Постясь" на хитине каких-нибудь креветок, обитающих на хорошо прогреваемом мелководье со слабым течением, Эль Тор без устали мутирует, "готовясь" в подходящий момент "вырваться на оперативный простор". Другой особенностью холеры "нынешней" является более легкое течение – количество бессимптомных форм значительно (в десятки раз) превышает количество форм, клинически манифестных. При кажущемся "позитиве" эта черта 7-й пандемии отнюдь не похожа на "подарок": инфицированный человек, не подозревающий о своем состоянии, в течение многих дней выделяет вибрион во внешнюю среду, обеспечивая дальнейшее распространение эпидемического типа микроба.

Вибрион попадает в ротовую полость человека разными путями – пищевым, водным, контактно-бытовым, но в конечном итоге он достигает желудка и кишечника. И вот там-то через некоторое время (от нескольких часов до нескольких суток) "демонстрирует" все, на что "способен". Прикрепляясь к поверхности клеток кишечника, микроб при помощи своих биохимических факторов заставляет их безудержно секретировать в просвет кишки воду и минералы. Последние тут же выводятся со стулом (частота которого при холере может превышать 100 раз в сутки) и во время неукротимой рвоты. Организм катастрофически быстро обезвоживается и теряет жизненно важные ионы – в результате дают тяжелые сбои практически все органы и системы. Без своевременного лечения вероятность смертельного исхода очень высока – это обстоятельство, вкупе с эпидемическими особенностями до сих пор "удерживает" холеру в списке особо опасных инфекций (наряду с чумой, туляремией, сибирской язвой и др.)

Характерно, что признаки воспаления и "внешней" интоксикации – такие, как при дизентерии или сальмонеллезе – для холеры нетипичны. Стул и рвотные массы практически не имеют запаха, да и цвет их быстро подавляет свойственную большинству людей брезгливость: испражнения выглядят как рисовый отвар. Но темпы, которые придает вибрион дегидратации и деминерализации организма, на самом деле гораздо страшнее любой лихорадки или болей в животе – иногда считанные часы играют решающую роль для спасения больного человека. И если на ранних этапах заболевания еще можно восполнить потери жидкости и ионов с помощью растворов для оральной регидратации, то на "запущенных" стадиях неэффективными могут оказаться даже струйные вливания в несколько крупных вен одновременно.

Пожалуй, о грустном на сегодня достаточно. Давайте перейдем к тому, как проще избежать холерной опасности во время текущей пандемии.

Очень хотелось бы завершить статью заявлением: седьмая пандемия холеры будет последней в истории человечества. Да вот только нет у меня на это никаких оснований. Несмотря на то, что древней инфекции не место в третьем тысячелетии.

Ссылки

Популярно об инфекционных болезнях: Холера

CDC: Cholera Prevention

Cholera and Epidemic Dysentery

Emerging Infectious Diseases Journal

Из истории борьбы с холерой

Когда в Волге обнаружился холерный вибрион, предложили: "А давайте в воду бросим пару барж хлорки - наверное, сдохнет"

Источник: Каждая кафедра сходит с ума по своему...

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.