Опубликовано в Gazeta.Ru от 02-07-1999 (Выпуск No 084)
Оригинал: http://gazeta.ru/health/02-07-1999_kazus.htm


Сергей Гончар, <sergey@rvh.khv.ru>
Один белый, другой... черный

Как-то, страдая от жестокого десинхроноза, вызванного перелетом на добрый десяток часовых поясов, я взялся за несколько легкомысленно выглядящую книжульку карманного формата. Автором значился Кен Фоллет, а название ее - "The third twin" - вполне могло заинтриговать человека, не чуждого генетики. Куча микроанонсов на суперобложке обещала захватывающее детективное чтиво – с клонированием, заговорами против демократии и всеми прочими необходимыми атрибутами современного "интеллектуального action". Анонсы не подвели – в книжке незамысловатым языком, но очень динамично повествовалось о том, как еще во времена "холодной войны" циничные политиканы в содружестве с нечистоплотными "яйцеголовыми" бессовестно использовали доверчивость несчастных бесплодных американок, подсаживая в их матки клонированные (и главное – чужие) бластоцисты "идеальных солдат" вместо генетически родных эмбрионов. Пересказывать содержание целиком не буду, замечу лишь, что в конечном итоге "наши", разумеется, "победили".

Оторвавшись на время от книжки, я включил телевизор, который с готовностью "подстегнул" уже и без того активно вращающийся в моих полушариях вопрос – показывали "Имитатора", который я и дома-то созерцал уже раз восемь. Глядя на совершенно паранойяльного молодого человека в очечках, который коварно заменял образцы спермы доноров на таковые, взятые у полоумного серийного убийцы, я ломал голову – а нет ли у женщин, решившихся на экстракорпоральное оплодотворение, навязчивых страхов или хотя бы беспокойства? Кому принадлежит та новая жизнь, которую помещают в материнское чрево руки врача? Об этом знают только медицинские работники, участвующие в операции этого самого экстракорпорального оплодотворения. И то не всегда, как недавно продемонстрировало всему миру агентство Associated Press.

В апреле прошлого года две женщины практически одновременно обратились в соответствующую по профилю Манхэттанскую клинику – обеим предполагалось подсадить их "родных" эмбрионов, загодя полученных путем экстракорпорального оплодотворения. Обе операции прошли в один день. Удача улыбнулась миссис Фазано – уже через некоторое время стало ясно, что ей предстоит родить двойню. Миссис Перри-Роджерс повезло значительно меньше – беременность у нее не наступила. Явление отнюдь не редкое в практике ЭКО, к сожалению.

Однако как показало время – все сюрпризы были впереди. Через положенное количество лунных месяцев миссис Фазано благополучно родила двух мальчиков. И каково же было ее изумление, когда один из малышей оказался… черным. В прямом смысле - его кожные покровы и волосы не оставляли сомнений в принадлежности к негроидной расе. Затрудняюсь даже приблизительно описать первые впечатления мистера Фазано – такого же европеоида, как и его жена. Но наверняка они (впечатления) были достаточно глубокими.

Что говорила чета Фазано администрации клиники и что последняя говорила медицинскому персоналу – мы, наверное, никогда не узнаем. Но короткое внутрибольничное расследование быстро навело на мысль о том, что не в меру пигментированный младенец вполне может оказаться потомком… четы Перри-Роджерс – настоящих афроамериканцев, кстати. Поскольку объяснить данный казус можно было только случайным (непреднамеренным) попаданием их эмбриона в половые пути миссис Фазано – ведь операцию обе женщины перенесли в один день.

Так и оказалось – это подтвердила генетическая экспертиза. Благодушно настроенные супруги Фазано официально передали темного малыша, названного Джозефом, его генетическим родителям, но с оговоркой (на последней настояла миссис Фазано) – "единоутробные близнецы" должны видеться очень часто, поскольку "уже успели полюбить друг друга как самые настоящие братья". Теперь, когда малышам уже исполнилось по полгода, между двумя супружескими парами разгорелся серьезный конфликт: миссис Фазано предъявила иск к семье Перри-Роджерс. Поводом к последнему стало "уклонение" генетических родителей Джозефа от данных ими миссис Фазано "обещаний". Разногласия носят весьма эмоционально окрашенный характер - миссис Фазано настаивает на том, что братья должны проводить вместе намного больше времени, чета же Перри-Роджерс утверждает, что слишком частое появление "суррогатной матери" способно травмировать психику маленького Джозефа.

Кто из них прав? Это в самом ближайшем времени попробует установить суд. И последнему не позавидуешь – трудно найти какую-либо ипостась бытия, которая была бы более проблемной для Фемиды, чем биоэтика. Похоже, какие-то успехи в этом деле отмечались у царя Соломона – не поэтому ли его мудрость считается чуть ли не эталонной?

Напоследок поспешу успокоить читателей – намеренное внедрение чужого эмбриона в половые пути женщины на самом деле возможно, пожалуй, лишь в кинотриллерах или детективных романах. Любая репродуктивная клиника весьма дорожит своей репутацией. И поэтому каждый положительный результат оценивается очень высоко. А получить таковой при подсадке абсолютно генетически (сиречь - антигенно) чужеродной бластоцисты труднее, чем при работе с "родным" генетическим и клеточным материалом. Да и зачем это нужно? Так что, если у Вас имеются проблемы с пополнением семейства, разрешить которые может только помощь репродуктологической клиники – смело обращайтесь туда. А вышеизложенная история пусть останется лишь напоминанием о том, что мы живем во время, когда интенсивно формируются новые взгляды на извечные ценности. И то, какими эти взгляды будут – напрямую зависит от нас с вами.

Ссылки

Tests For Babies In Embryo Mix-Up

Люди из пробирок: сегодня и завтра - Gazeta.Ru

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.